1 неделя назад 52
Опыт медленного чтения рассказа П.А. Ойунского студентами из Китая
6 марта 2025 года в коворкинг-зоне научной библиотеки СВФУ (УЛК) состоялась очередная встреча студенческого научного кружка «Медленное чтение». Эта встреча отличалась от предыдущих тем, что, кроме постоянных членов кружка, в ней приняли участие студенты из Китая, обучающиеся на филологическом факультете СВФУ по направлению «Мультикультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма».
Темой для встречи был выбран рассказ Платона Алексеевича Ойунского «Видение кожемяки» (1927). Это небольшой рассказ, но он позволяет прикоснуться к богатому литературному наследию народа саха и создает условия для лучшего взаимопонимания и успешного межкультурного общения.


В начале встречи научный руководитель кружка, кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник НИИ чтения им. Ю.Н. Столярова НБ РС(Я) и преподаватель кафедры международных исследований ИЗФиР СВФУ Михайлова В.В., познакомила студентов с основателем якутской литературы П.А. Ойунским и объяснила методику медленного чтения. Методика постоянно совершенствуется, исходя из специфики аудитории и заявленного текста. Текст заранее разбивается на смысловые части, чтобы каждый участник читал небольшую часть рассказа, а затем его сосед, сидящий рядом, продолжал чтение, как на эстафете. Для удобства перед началом встречи организуется пространство: столы и стулья расставляются таким образом, чтобы читающие могли образовать круг. Круг создает ощущение единства и последовательности, организуя сам процесс чтения. В процессе чтения руководитель направляет, исправляет ошибки в ударениях и четкости произношения слов, помогает соблюдать паузу для медленного чтения и восприятия текста. По ходу чтения также корректируются части текста для равномерного распределения между участниками. Такое руководство необходимо для совместной работы над текстом.
Во второй части встречи руководитель комментирует, интерпретирует и объясняет каждый абзац для лучшего усвоения материала, задавая вопросы и акцентируя внимание на тех местах в тексте, которые остались незамеченными при первом чтении. В конце встречи каждому предоставляется возможность обменяться впечатлениями, своими ощущениями и мыслями.
В конце встречи студенты поделились своими мнениями о медленном чтении и рассказе П.А. Ойунского «Видение кожемяки». Всем участникам медленное чтение и рассказ понравились, хотя они признали, что текст был сложным для понимания. Многие впервые открыли для себя произведение П.А. Ойунского. По мнению студентов, рассказ «заставляет задуматься о смысле жизни», «жизнь не всегда дает то, что мы хотим», «я думаю, что это хорошо, потому что каждый день мы работаем, учимся. У нас нет времени думать о жизни».
Отзывы студентов о медленном чтении вдохновляют на новые встречи:
- «Медленное чтение меняет мышление человека вообще в другом направлении. Почему дети не читают книги? Потому что вот так живо с ними не обсуждают прочитанное».
- «Чтение — это самое главное в изучении русского языка».
- «Я впервые участвую в таком кружке. Хочется сказать, что это отличная возможность глубже погружаться в текст, замечать детали, которые упускаются при обычном чтении. То, что все так обсуждают, очень помогает видеть текст со всех сторон, ведь у каждого свое мнение. Интересен такой опыт».
- «Я думаю, что, когда много людей вместе читают один рассказ — это очень интересно. Каждый человек думает по-своему. Такой диалог дает возможность узнать другого человека».
Михайлова В.В.
17.03.2025