1 месяц назад 192
Война и нейронауки: уроки прошлого
20 мая 2025 года в рамках межрегионального фестиваля «Читаем все» прошла встреча–беседа с доктором педагогических наук, профессором Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ), членом Международной и Русской ассоциаций чтения, член–корреспондентом Академии акмеологических наук Валентиной Александровной БОРОДИНОЙ. Сфера научных интересов Валентины Александровны охватывает библиотечно-информационное обслуживание, библиотечную психологию, теорию и технологию читательского развития, акмеологию чтения, а также педагогическое мастерство библиотекаря–библиографа.

Тема встречи звучала как «Война и нейронауки: уроки прошлого». Ведущим мероприятия выступила кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института чтения имени Ю.Н. Столярова Национальной библиотеки РС (Я), доцент кафедры международных исследований Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Виктория Власьевна МИХАЙЛОВА.
Встреча проходила в онлайн-формате. Участниками стали магистранты библиотечного отделения, преподаватели вузов (АГИКИ, СВФУ, Высшей школы менеджмента), детские и школьные библиотекари, а также коллеги из библиотек муниципальных районов Якутии, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска.
Виктория Власьевна открыла встречу словами о том, что тема войны и конфликтов всегда связана с ужасами и трагедиями для простых людей. С другой стороны, как заметил один из основателей конфликтологической науки Льюс Козер, «конфликт – это норма развития общества», т.е. он представлял конфликт как источник развития. В этом смысле война становится спусковым фактором, который приводит к развитию нейронауки в последующем.
Валентина Александровна подчеркнула сложность темы, отметив необходимость задуматься профессиональному сообществу о глубоком изучении данного вопроса в разных аспектах. Она поделилась результатами проведенных исследований, выполненных после Великой Отечественной войны, призвав обратить внимание на актуальные аспекты сегодняшней ситуации, учитывая последствия специальной военной операции (СВО). Особо отмечалось, что основы нейронауки возникли на пересечении нескольких областей знаний, а непосредственным толчком послужило изучение мозговой деятельности пострадавших бойцов во время войны.
В ходе беседы обсуждались проблемы восприятия текста, функционирование мозга при чтении. Были подняты вопросы, касающиеся трудностей чтения (дислексии), особенностей восприятия нового текста, роли технологий и вопросов билингвизма. В частности, речь шла о структуре «пирамиды чтения», сформулированной нейрофизиологом Марианной Вольф в книге «Пруст и кальмар: нейробиология чтения», которая выделяет пять уровней развития навыка чтения.
В завершение встречи Валентина Александровна выразила надежду, что данная тема найдет отклик и дальнейшее осмысление среди профессионального сообщества библиотекарей и исследователей.
Библиография
- Лурия А.Я. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). СПб., Издательство «Питер», 2023. 352 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учиться говорить. М., 1979. 192 с.
- Вульф М. Пруст и кальмар: нейробиология чтения. М., 2020.
Михайлова В.В.
21.05.2025