Опыт медленного чтения рассказа А. Платонова «Юшка» - Блоги Якутии

6 дней назад 138

Опыт медленного чтения рассказа А. Платонова «Юшка»

Студенческий научный кружок Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова «Медленное чтение» в сотрудничестве с Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия) провели очередную встречу в зале «Синергия» НБ ГУК СВФУ. Организаторами встречи являются сотрудники НИИ чтения имени Ю.Н. Столярова Виктория Власьевна МИХАЙЛОВА и Светлана Иннокентьевна БОЙТУНОВА. Участниками кружка являются студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Арктического государственного института культуры и искусств.

Цель встречи заключалась в апробации методики медленного чтения доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, главного библиотекаря и научного сотрудника Библиотеки №180 им. Н.Ф. Федорова Анастасии Георгиевны ГАЧЕВОЙ. С принципами методики медленного чтения Анастасии Георгиевны мы ознакомились во время участия в специальном мероприятии Всероссийского библиотечного конгресса в Казани «Медленное чтение для взрослых и детей». В Казани встреча была инициирована и организована кандидатом педагогических наук, руководителем Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН Юрием Юрьевичем ЧЕРНЫМ и Анастасией Георгиевной ГАЧЕВОЙ. Мероприятие состояло из двух частей – теории и практики медленного чтения. Мастер-класс по медленному чтению для взрослых был посвящен рассказу Андрея Платонова «Юшка» (1935).

Анастасия Георгиевна перед чтением текста рассказала об основных принципах медленного чтения. Принципы заключают в себе философию и методику медленного чтения. Философия медленного чтения рассматривается с двух позиций — автора и читателя. Позиция автора в тексте неотделима от его жизненного пути. Читая, понимая и принимая позицию автора, читатель «воскрешает автора в культуре». В этом плане интересны отсылки на идеи отца русского космизма Николая Федоровича Федорова о всеобщем воскрешении. Воскрешение автора в культуре происходит во время медленного чтения его текста, когда читатель ведет диалог с ним и понимает логику его изложения. Позиция автора также важна в формировании нравственного идеала и развития творческих способностей читателя. По М.О. Гершензону «целостный образ предельного совершенства», который создается художником / писателем раскрывает идеал автора как высшей ценности, к чему обращены устремления автора. Нужно идти медленно и видеть «глубоководную жизнь», вскрывая тайные замыслы автора, когда как «толпа скользит по льду». Искусство медленного чтения по М.О. Гершензону – это «искусство видеть сквозь пленительность формы видение художника». В результате освоения искусства медленного чтения формируется собственная позиция читателя, его отношение к миру и Другому.

Методика медленного чтения связана с особенностями процесса понимания текста. Наилучшим способом для более глубокого понимания является процедура проведения герменевтического круга, когда при чтении совершается циклическое возвращение по тексту. Каждое возвращение к тексту определено конкретной задачей. Первое знакомство с текстом, с его сюжетной линией определяется задачей восприятия текста как смыслового целого. В дальнейшем текст разбивается на части, и каждая часть конкретизирует смысл целого.

Методика медленного чтения Гачевой в прочтении текста Андрея Платонова «Юшка» произвела сильное эмоциональное впечатление на участников кружка. В атмосфере обсуждения присутствовала заинтересованность и вовлеченность всех участников, их эмоциональное отношение к герою текста Юшке. Из конкретной истории Юшки обсуждение перешло на моральные вопросы о жестокости и сострадании, смысле жизни и счастье, красоте как гармонии природы и личности. В конце встречи ощущалось, что участники кружка расходятся со светлым чувством, неся в себе частицу добра рассказа «Юшка».

Следующая встреча на медленном чтении состоится в середине ноября. Мы продолжим читать тексты и апробировать методику медленного чтения.

Подробно о Специальном мероприятии «Медленное чтение для взрослых и детей», проведенном в Казани можно прочитать по ссылке в статье Гачева А.Г., Гумарова А.Н., Чёрный Ю.Ю. Специальное мероприятие «Медленное чтение для взрослых и детей» // Информационный бюллетень РБА. №104, 2024. С.94-97.

Михайлова В.В.

22.10.2024

Добавить комментарий