«SAPERE AUDE» — ИМЕЙ МУЖЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ (Иммануил Кант) - Блоги Якутии

4 недели назад 229

«SAPERE AUDE» — ИМЕЙ МУЖЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ (Иммануил Кант)

4 апреля 2024 года состоялось очередное заседание студенческого научного кружка «Медленное чтение». Студенческий научный кружок СВФУ им. М.К. Аммосова был организован совместно с НИИ чтения Национальной библиотеки РС(Я) в 2022 году.
На встрече продолжили чтение текста немецкого философа Иммануила Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Иммануилу Канту в этом году 22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения, а написанному им тексту – 240 лет. Выбор текста не случаен: его ответ на поставленный вопрос до сих пор остается чрезвычайно продуктивным в свете повального увлечения искусственным интеллектом и «умными» устройствами. Через 240 лет его призыв пользоваться собственным умом звучит как предостережение от возникшей реальной опасности современных технологий, претендующих на опекунство и тем самым позволяющим человеку оставаться «несовершеннолетним» и не пользоваться призванием «каждого человека мыслить самостоятельно».


На встрече присутствовали студенты второго курса отделения журналистики ФЛФ СВФУ. Заседание провели кандидаты философских наук, доценты Михайлова В.В. и Надькин В.Б.
Студенты читали текст Канта, передавая эстафету чтения друг другу. Во время чтения были остановки для обмена впечатлениями и своими размышлениями над текстом. Мнение студентов разделилось: кто-то текст воспринял легко и по ходу чтения давал свои примеры и сам эмоционально был вовлечен в процесс размышления, но были и другие, которым оказался непонятен смысл текста и, они не смогли дать никакого ответа.


Каждая встреча на медленном чтении сопровождается в конце обсуждением не только по поводу прочитанного текста, но и самого процесса чтения вслух. Для многих чтение вслух – давно забытый навык, который был еще в школе. Наблюдая за чтением студентов, замечаем, что многие начинают читать слишком быстро, проглатывая слова и не понимая смысл прочитанного. В связи с предоставившейся возможностью с помощью различных гаджетов скользить по информационным источникам, сложилась привычка читать быстро, спешно пытаясь захватить текст целиком, чтобы дальше перейти на другое. Только осознав, что следует читать не торопясь, добывая смысл из текста и далее стараясь как можно более продуктивно работать со смыслом, а в конце получить удовольствие от самого процесса добывания новых для себя идей и поворотов мыслей автора.

Михайлова В.В.

05.04.2024

Добавить комментарий