Бесконечная белая линия. Новая искренность - Блоги Якутии

1 месяц назад 137

Бесконечная белая линия. Новая искренность

В декабре в выставочном зале кластера “Квартал труда” прошла выставка-исследование “Бесконечная белая линия”, завершившаяся досрочно, оттого не получившая должного внимания. Выставка эта была создана в новом для Якутии направлении science-art – «наука-искусство» (это область современного искусства, где художественное произведение создается на стыке науки, искусства и технологий). Инициатор, куратор проекта – доктор исторических наук Екатерина Романова, кураторы – Елена Васильева, Надежда Комиссарова.

Выставка, на мой взгляд, получилась трогательная. Наверное, такая открытость и простота на грани уязвимости прерогатива молодости (но не откровенность и наивность). Участниками выступили в основном студенты АГИКИ, СВФУ и художники-преподаватели, им была предложена тема осмысления северного пространства. И если взрослые взялись за темы мироздания, порядка, то молодежь искала в пространстве бесконечной линии себя, свой путь. Так, в экспозиции можно выделить осмысление пространства космического (“Чолбон”, “Күн кыракый хаамыы”, “Рождение”, “Формула”), природного (“Полярный горизонт”), повседневного частного (“Мин суолум”, “Путь номер три”, “Проникновение”), сокровенного личного (“Скамейка”, “По твоему примеру”, “Зима”, “Беззаботное веселье”, “Дельта”) и пространства прошлого (реконструкция по археологическим материалам, фотографии с Оймякона). Освоение территорий происходит непосредственно, буквально физически – частями тела, волосами, кончиками пальцев… Из памяти выхвачены вещи тоже вполне конкретные: отцовский рабочий стол, детская площадка, реальный маршрут и т.д.

Говорят, что предметность, материальность в современном искусстве появились (вернулись) в противовес цифре. Еще пишут так – “эксцесс рукотворности, “аффектация сделанности” (ткачество, вязание, вышивка, к примеру, в работах Доры Тихоновой, Натальи Николаевой).

Все работы объединены, точнее окутаны инсталляцией “Бесконечное белое” от группы “Архетип”, в лабиринт-туман вплетены истории, мысли и пути всех арт-объектов. И в то же время это, конечно, самостоятельный арт-объект.

Вашему вниманию фотографии с выставки “Бесконечная белая линия” с аннотациями от авторов, орфография и пунктуация сохранены. Фото сделаны Вячеславом Лю-фа, Аиной Прибылых.

Творческая группа «Архетип» ИНСТАЛЛЯЦИЯ-ПОЭМА «БЕСКОНЕЧНОЕ БЕЛОЕ». 2023. Текстиль

Наталья Николаева РОЖДЕНИЕ. 2022-2023. Нитки, пенопласт, ветки, лапки животных, ткань

“Биоморфный (от ‘bio’ – жизнь и ‘morph’ – форма, превращение), объемный объект, выполненный в технике свободного вязания, имитирующий естественные, непредсказуемые формы, вдохновленные природными и абстрактными органическими очертаниями. Традиционная культура народов, живущих на Крайнем Севере, сохраняет в своем мировоззрении понятия слияния человека и природы, убеждение, что жизнь в гармонии, не нарушая целостности Природы, и есть предназначение человека, тесно связанного с хрупкими экосистемами тундры и тайги. Мифологический аспект, связанный с верой в существование мифологических сообщающихся пространств, основанный на взаимопроникновении мира природы и мира людей, как дуалистические сюжеты о сотворении Земли птицей-гагарой. В данном объекте исследуется биоморфные формы, вызывающие смутные ассоциации с биологическими явлениями или живыми организмами, для которых естественно рождение, бытие и уход. Рождение, как предпосылки возникновения Нового, способного знаменовать возникновение Мира…”.

Сахаайа Еремеева KYН КЫРАКЫЙ ХААМЫЫ. 2023. Вышивка, текстиль

“Зима – самый долгий и сложный период в жизни у якутов. Это время, когда всё живое замирает, покрывается толстым слоем снега и уходит в темноту зимних вечеров. Живя в таких условиях, наши предшественники верили, что на следующий день после «Испирдиэнэп күнэ» солнце начинает свое движение маленькими шагами мыши. Данная работа-возвращение в зимний мир детства, попытка визуализировать старинные повествования о зимнем времени”.

Александра Леонтьева СКАМЕЙКА. 2023. Проволока, бисер, нитки мулине

“Жить отдельно от себя или от всего, что меня окружает? Каждый из нас всё время находится в неутолимой спешке. Начиная с того, как мы трапезничаем и добираемся от пункта А к пункту Б. Часы, цифры, заметки — это реактивный двигатель, который работает на усилие наших шестерёнок. Секунды идут, краски сгущаются, и свет от зелёного превращается в красный. Светофор. Торопливо бежим, рискуя собственной безопасностью. Моменты сознания были потеряны.

А нужно иногда остановиться. Если мы можем осознавать себя в любой момент, мы можем максимально использовать каждую секунду. Прозвучал щелчок и всё пространство вокруг застывает. Безмолвная тишина. Белые просторы. Наслаждаясь жизнью, необходимо применять медленный подход ко всему. Нужно создавать встречи просто так. Спонтанно вырывать листы в своей жизни, давая новым возможностям произойти. Для меня этот проект – символ того, что я ищу подход к себе и собираюсь отбросить все свои принципы. Упоминание того, что жизнь быстра, но нужно уметь остановиться и жить.

Встань, посмотри, почувствуй. Ты здесь и сейчас. Наслаждайся этим. Не спеша и не думая о следующем. Искусство жить здесь и сейчас”.

Варвара Тарская БЕЗЗАБОТНОЕ ВЕСЕЛЬЕ. 2023. EVA foam, дерево

“Макет детской площадки. В работе использованы движущиеся элементы, имитирующие настоящее игровое оборудование в миниатюре. Детская площадка навевает школьные воспоминания, когда с друзьями гуляешь после уроков и просто веселишься и наслаждаешься беззаботными днями, забывая обо всем плохом, грустном и иногда о важном…”.

Иннокентий Угаров ПО ТВОЕМУ ПРИМЕРУ. 2023. Инсталляция

“У многих людей есть свои кумиры: у кого-то это актеры, политики, бизнесмены, блогеры, музыканты, и т.д. Люди ими вдохновляются, восхищаются, пытаются быть похожими как они, либо быть лучше, чем они. И один раз мне задали вопрос: а кто твой кумир? Если честно, я не смог сразу ответить на этот вопрос, и долго размышлял над этим. И мне почему-то всегда вспоминается одно воспоминание из детства: мне было лет 3-4, одним зимним вечером папа посадил меня напротив себя, достал карандаш, и стал рисовать мой портрет. И я наблюдал как он пользуется карандашом, словно лепил из пластилина фигурку. Конечный результат меня поразил, хотя может быть это все детское восприятие, но в моей памяти это была точная копия меня. Для меня это было каким-то открытием, и я стал повторять эти действия карандашом. Не знаю почему именно это воспоминание, но после этого всегда брал пример со своего отца. И может быть тогда я полюбил рисование.

Он никогда не рассказывал о себе, но большинство информации о нем я узнавал от мамы и тёти Дуни. В детстве он мечтал быть пилотом, но из-за плохого зрения ему была закрыта эта дорога. Может быть, большинство разочаровались бы от этого факта, некоторые прекратили бы все свои попытки, но мой папа твердо решил – если не может управлять самолетом, то будет их конструировать. И он стал авиаинженером.  Несмотря ни на что, он все-таки шел к своей мечте.

И когда у меня появляются какие-то сомнения, разочарования в выбранном пути, я всегда вспоминаю историю своего отца. Это придает мне сил и уверенности совершить свою мечту.

На столе лежат чертежи и схема Р-39 «аэрокобра». Это американский самолет времен ВОВ, который был поставлен на вооружение СССР по ленд-лизу. Его точная копия стоит на сквере Гагарина, который собрали мой отец и его друзья.

Отдельная благодарность моему преподавателю Надежде Сергеевне за предоставленную возможность, моим друзьям Алеше, Саше и Кристине за помощь в создании арт-объекта”.

Степан Павлов, Эрэл Горохов ПОЛЯРНЫЙ ГОРИЗОНТ. 2023

Устиния Догордурова ФОРМУЛА. 2023. Инсталляция

“Второй закон термодинамики говорит нам, что по умолчанию все на этой планете движется в одну сторону, из состояния порядка к беспорядочности. И это является самым предсказуемым процессом на планете. Все в этом мире разлагается, теряет форму, переходит из одного состояния в другое. Даже в процессе консервации есть срок годности. Таким образом все, что нас окружает находится в состоянии годности, пока позволяют сроки. Но как показывает история, человек много раз менял ход событий, благодаря своим усилиям или другого рода воздействиям. Энергия, которая влияла на процессы меняет состояние «вещей», тем самым доказывая, что усилия, проделанные для создания порядка никогда не напрасны.

Описание: Работа собрана из видоизмененных предметов быта (одежда, обувь, игрушки)”.

Кристина Галактионова ПУТЬ НОМЕР 3. 2023. Смешанная техника, бумага

“За основу была взята тема бесконечности и взаимосвязи путей, которые проходят люди.

За всю жизнь человек проходит в среднем 200 тысяч километров, просто поразительное расстояние, но все эти шаги в основном проходят на одной территории, рядом с домом, школой, работой. Если проследить, допустим с космоса, за человеком, то у каждого получается дорога, которая показывает своеобразную территорию этого человека. И по мере взросления человека эта “территория” тоже меняется, и пути, что прошёл человек наслаиваются друг на друга. Вот это и есть путь жизни человека. В своей работе я попыталась отобразить свой путь и свою территорию. Понять, как я вижу свою жизнь в теме бесконечного пути человека”.

Александра Неустроева-SUORAT Авторская коллекция ӨС ХОҺООННОР. 2023. Серебро, шерсть 

1. Кольцо «Ойуурдаах куобах охтубат, дьонноох киһи тутайбат»

2. Кольцо «Оҕолоох ыалтан оннооҕор уот иччитэ үөрэр»

3. Кольцо «Ат ааттаах, суол сурахтаах»

Уйгулаана Охлопкова БЕЗ НАЗВАНИЯ. 2023. Бутылочки, волосы

“Данное исследование посвящено связи между эмоциональным и материальным. Волосы выступают физическим элементом моего прошлого, которого уже не вернуть. Я попыталась показать свои переживания тех времен своеобразным размышлением о прошлом и настоящем. Детская пора – сказочный период в жизни человека. Каждый из нас вспоминает об этом времени с трепетом и бережно хранит его отголоски в виде разных мелочей: начиная от игрушек до фантиков от конфет.

Для меня волосы выступают мостом между тем беззаботным временем и нынешней собой. Испокон веков волосам придавали особое значение. Считают, что в волосах сосредоточена жизненная сила человека. Наши мысли так же, как клочки волос по ходу взросления становятся более жестче и крепче.  В них сохраняются наши мысли, суждения, понятия и изменения и можно проследить изменения характера человека. А детство для меня это маленькая жизнь.

Каждый сосуд олицетворяет мои жизненные этапы. Эти волосы были обрезаны с теми мыслями, которые я сохранила на этикетке. Маленькая Уйгулаана останется жить в этих сосудах и не исчезнет никогда. Таким образом я верю, что волосы с тех времен сохранили ту часть меня. (моя мама сохранила мои отрезанные волосы с 1 года до 17 лет).

1 год 10 месяцев. Молоко напиток богов 4 года. Главное чтобы мама была рядом. 7 лет. Вшивая У.11 лет. Наруто, симс и два щенка 13 лет. Страшное слово прыщ 15 лет. Пора run 16 лет. Солоҕон – страна чудес там пошёл и там исчез 17 лет. Тварь ли я дрожащая или право имеющая?”.

Александра Жданова, Долгуйаана Жиркова, Лилиана Маркова, Владислав Ноговицын, Мария Нутчина, Лилия Оконешникова, Софья Петрова, Марианна Семенова, Александра Софронеева, Милона Туприна ЗИМА. 2023. Нитки, дерево, бисер

“Ледяной дом — это такое потрясающее зрелище!

Вот представь: весь из кристально чистого льда, он сверкает на солнце и создает невероятную атмосферу сказки. Жители Арктики и Антарктики строят дома изо льда, которые называются “иглу”. Согласно культуре и традициям некоторых народов, таких как инуиты, заледеневшие дома, или “иглу”, были и до сих пор являются важной частью их жизни, особенно в условиях экстремального холода в Арктике.

Заледеневший дом может появиться в случае сильных морозов или отсутствия в доме жильцов. Зимой природа создает загадочное и мистическое настроение, особенно если дом долгое время остается без присмотра и ухода. В таких случаях, природа может преобразить окружение, превратив обычные предметы в красивые и удивительные арт-объекты.

Экологические и инфраструктурные факторы: оставленные без присмотра жилища в условиях арктического климата подвергаются опасности замерзания водопроводных систем. Замерзшая влага также вызовет неприятные последствия, так как лед может вести себя довольно агрессивно, вызывая трещины и повреждения”.

Дора Айкуо Тихонова ВИДЕНИЯ. 2020. Вышивка, ручное ткачество, фото, хлопок

“Глаза- зеркало души. По глазам человека можно читать его мысли, эмоции, внутренние переживания, осознать его внутренний мир и взгляд на мир. В них могут отражаться гнев и страх или нежность, доверие и любознательность. Глаза могут быть пустыми и безжизненными или ясными, сияющими и полными жизни”.

Вероника Жиркова, Анна Иванова, Мария Острелина, Дарья Тартакынова ЧОЛБОН. 2023. Смешанная техника

“Ритмы природы и жизни представляют собой объединение художников-графиков, которые совместили свое искусство для создания инсталляции в смешанной технике, основанной на якутской мифологии о звезде Чолбон. Экспозиция включает в себя ряд изображений на витражном стекле, в которых художники погружаются в мир динамичных и вдохновляющих изображений, отражающих легенду о утренней звезде – Чолбон. В якутской мифологии именно Чолбон посылает холод на землю. Первый якут-шаман Чачыгыр Таас пытался обрубить закрепу, с помощью которой Чолбон держится на небе, чтобы она провалилась в нижний мир, но не довел дело до конца.

Каждое изображение является результатом тщательного сотрудничества между художниками, которые используют свои индивидуальные стили и техники для создания данного проекта”.

Лилия Ушницкая МИН СУОЛУМ. 2023. Нити, скотч

“Якутская единица измерения уникальна. У наших предков была своя концепция освоения земли, пространства. Они приспосабливались к окружающей его среде – трансформируясь сами внутренне и находили свое место в окружающем им пространстве. Это связано в первую очередь с понятием идентификации человека, которое выявляется в его способности к рецепции мира через отношение к понятиям центра и периферии, расстояния, дали и близости. Суровый образ жизни на севере, человеку было необходимо было определять расстояние между домом и с пунктом назначения, чтобы знать сколько времени занимает дорога и не только. Тогда не было понятия протяженности в километрах и метрах. И у них были свои различные способы меры длины. Таким образом, мое исследование связано с единицей измерений наших предков – якутов.

Они использовали много терминов и измеряли небольшую длину (уста) руками и другими частями тела, которые назывались «биэрэстэ» (верста, почти километр), «көс» – 10 биэрэстэ (километр) равен четырем часам ходьбы, «хаамыы – киһи биир хардыыта» (шаг). Причем шаг — «хаамыы» бывает трех видов: шаг до отказа— «ыллар хаамыы», средний шаг — «орто хаамыы», маленький шаг — «кыра хаамыы». Шаг — «хаамыы» дробится на длину колена — «сото устата», дробящейся в свою очередь на длину ступни — «уллуҥах устата». Еще площадь (иэн), «былас» (размах рук растянутых до конца пальцев). Длина измеряется на «былас», т.е. длиною растянутых рук до конца пальцев (маховая сажень). Толщину измеряется обхватом рук, называемого тоже «былас». «Былас» дробится на половину — «былас аҥаара», от середины груди до конца пальцев. «Былас аҥаара» дробится на длину локтя—«тоҥолох устата», а длина локтя дробится на ширину ладони — «тутум», дробящегося на толщину пальца — «илии» или «тарбах».

Таким образом появилось желание на себе ощутить и понять, как определяли измерение наши предки. В первую очередь я измерила себя по «улунах устата» (вытянуты и мой рост 1,55 метров являлся 7 «улунах устата» (длина стопы). По ходу исследования наметила четыре точки в карте, где часто прибываю и нахожусь. Это мой дом, два корпуса института, где я получаю образование (6858 «хаамыы», 5367 «хаамыы»), продуктовый магазин (452 «хаамыы») и место для досуга – музей (3676 «хаамыы»). Помимо этого, измерила площадь жилого дома, где живу (112 «былаас») это как 112 людей держатся с широко распахнутыми руками.

После исследования человек оценивает географическую реалию и чувствует единым с окружающим его миром, и понимает, что по сравнении с огромным пространством, человек ощущает себя маленьким, но чувствует единение с окружающим миром”.

Туяра Шапошникова ПРОНИКНОВЕНИЕ. 2023. Дерево, металл

Екатерина Суржанинова, Денис Петров РЕКОНСТРУКЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЗНАТИ XVIII ВЕКА 2019. Акварель, бумага

“Главная цель графической реконструкции – настолько точно передать образы прошлого, насколько это возможно. В этом деле ориентиром служат труды Натальи Полосьмак по пазырыкской культуре, а опираясь на методику Герасимова, реконструирующую лицо по черепу, приблизили внешность этого человека к реальности.

На рисунке – родовитый якут, погребенный под курганным срубом. Статусный наборный пояс с сумочкой, саадак и конская сбруя – джентльменский набор эпохи средневековья. Стоит обратить внимание на способ ношения колчана и лука, а главное пальмы.

Была проделана долгая подготовительная работа прежде чем приступить к ее изобразительной части. И все для того, чтобы заглянуть немного в прошлое и узнать как выглядели люди, жившие в Якутии в ту эпоху”.

P.S.:

Выставка состоялась по гранту РНФ “Антропология холодного мира” и по федеральной программе “Приоритет-2030. Дальний Восток”, организаторы: Арктический государственный институт культуры и искусств и Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Добавить комментарий