2 года назад 462
Современное искусство Ольги Скориковой
В Выставочном зале Национального художественного музея РС(Я) (здание Комдрагмета) завершилась интересная выставка “Единство противоположностей” художников Афанасия Собакина и Ольги Скориковой – отца и дочери. Афанасия Собакина многие знают по картине “Стерхи” из постоянной экспозиции Национального художественного музея. Искусствоведы пишут, что ему близок реализм и романтический взгляд на действительность. А Ольга Скорикова известна как очень современный художник, наверное, можно сказать – концептуальный. На днях состоялась публичная встреча с Ольгой Афанасьевной. В попытках понять современное искусство делаю пост с фотопримерами и комментариями автора. В конце история с учителем, который, думаю, хотел и смог помочь своим студентам освободиться от ловушки под названием “а что скажут люди”.
ЭМОЦИЯ
-Неподготовленным людям очень сложно оценить произведения искусства, многие подходят и говорят – я ничего не понимаю. Нужно не столько понять сюжет (изобразительное искусство это не литература, не кино), а прежде всего – уловить эмоцию. Независимо от того, в каком жанре или даже в каком веке работает художник. Что вообще двигает художником в жизни. Это та эмоция, которая в нем сидит, которая заставляет его взять карандаш, кисточку и выплеснуть свои чувства на полотно. Другое дело, что это может облечься в реалистический облик, когда вы делаете рассказ какой-то, к примеру, по улице идет девочка с собачкой, либо это совершенно абстрактная эмоция, как у меня квадраты. Цвет это прежде всего эмоция.
-Работы мои разные, есть диких желтых, красных цветов, а есть “лысые”, например, диптих “В ожидании весны”. На новой работе (О.С. с 2021 года председатель Союза художников Якутии – прим.) я “переедаю” общения, к вечеру хочется просто молчания, пустоты. Во-вторых, я как дизайнер понимаю, что современный человек перегружен визуально. Он все время что-то читает, слышит, в глаза лезет реклама. И я думала – что бы я хотела повесить у себя дома, что бы не действовало мне на нервы. И родилась картина “В ожидании весны”. Тут имеется в виду, что зима у нас долгая, о весне мы мечтаем. Зима тихая, тонкая и при этом наполнена своим особым смыслом, знаками. Здесь 4 зимних месяца. И тут мы как будто раздвигаем зиму, словно плиты ладонями, и пытаемся ощутить новый поток жизни.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
– Мне всегда хотелось заняться геометрической живописью, но я все время побаивалась, понимала, что меня никто ровным счетом не похвалит, не поймет, и я это свое желание приглушала. В геометрической живописи цвет – это выразительное, а не документальное средство. То есть, он не столько рассказывает о чём то, сколько демонстрирует свою внутреннюю силу. Хотя при этом геометрическая живопись может вызывать ассоциации или даже нести в себе зашифрованный образ. Главная задача геометрической живописи для меня – показать выразительность цвета.
РЭДИМЭЙД, АССАМБЛЯЖ
-Готовясь к выставке “Якутская лошадь” (состоялась весной в галерее “Арт-Ситим”), я понимала, что на этой выставке будут лошади, и мне хотелось сделать не лошадь. Я очень долго думала, и нашла в домашней коллекции чесалку, которой чистят лошадей. Решила в очередной раз сделать рэдимэйд, это направление искусства, которое сто лет назад родилось, но у нас в Якутии фактически его нет. Рэдимэйд это, когда я беру что-то готовое, объявляю, что это мое произведение искусства и с этикеткой вешаю на стену, так было с писсуаром Дюшана. Но у меня не совсем так. У меня ближе к ассамбляжу, когда я беру предмет, совмещаю его с другими предметами и стараюсь либо раскрыть смысл этого предмета, либо усилить его. В частности, резиновая утка – манок, который остался от отца, она мне всегда казалась такой славной, милой, хотелось что-нибудь с ней сделать, но я не знала что. В конце концов появилась композиция “Октябрь”, где утка плывет по замерзающей воде, вода скоро замерзнет, превратиться в лед. Это из ассамбляжа.
Как рождается работа
-Картины появляются иногда от наброска. На собраниях или в очереди рука сама что-то выводит, и потом получается что-то интересное. Именно так родилась картина “Фрикаделька”, посвященная нашим белым воротничкам, она о том, что молодые люди чересчур увлекаются своей карьерой и иногда упускают жизнь, не чувствуют ее. А бывает без наброска, от замысла появляется картина. Иногда вещи сами вырастают из предметов, материалов, и мне и то, и другое очень нравится. Если ты силы в самом себе не находишь, всегда можно найти вдохновение в творчестве другого художника. Можно даже поподражать ему, можно даже сделать копию. И потом проклюнется уже свое.
О любимом учителе
-Когда я училась в институте, у нас был совершенно ужасный преподаватель, он заходил в аудиторию, где были студенты каждый со своими макетами (О.С. училась на дизайнера среды – прим.), и он, не здороваясь, подходил к студенту, студент начинал дрожащим голосом что-то объяснять, а он, не дослушав студента, уходил к другому, а это значит, что у тебя все плохо. Подходил к следующему – студент объясняет, а преподаватель начинает спорить, чуть ли не до слез доводит студента. И уходит дальше. И, конечно, этот студент получит “пятерку” на просмотре. У него еще была поговорка “Дохлую собаку не пинают”. Он даже не снисходил до критики – “вообще говорить не о чем”. Он как то нас так закалил к пятому курсу, что мы все стали стрессоустойчивыми. И поскольку в нас верить было некому, мы сами в себя верили, никто нас не хвалил. Позже, когда я уже своего студента-выпускника направляла в Красноярск, написала письмо, как я ему благодарна. Я понимала, как он сильно на нас выкладывался: и сказки какие-то он нам писал, и стихи нас заставлял писать, и какие то наброски прикреплял для нас. Например, когда давал тему детская игровая площадка , он просто объявлял тему, для кого именно площадка, где будет – не говорил, но при этом появляется стопка листов, и там какие стихи о детстве, рисунки, какие-то рассказы. И я сейчас понимаю, что он попросту хотел погрузить нас в мир детства, чтобы мы, дизайнеры, посмотрели на этот материальный мир глазами ребенка и поняли его потребности. На словах нам это не говорилось, нас к этому подталкивали. Он нас заставлял искать и находить свой путь, отстаивать свою позицию. Поневоле нелюбимый учитель стал любимым.