Смех по причине. О значении смеха в обряде проводов богини Айыыһыт - Блоги Якутии

2 года назад 391

Смех по причине. О значении смеха в обряде проводов богини Айыыһыт

Почему смеются женщины в обряде проводов богини Айыыһыт в древнейшей традиции Саха? Обряд случается на третий день после родоразрешения кого-то из близких. В этот день женщины, желающие родить, собираются в круг и участвуют в обряде. Завершаться он должен непременно заливистым смехом. Как раз этот момент в отрывке из фильма “Орто дойду” А.Романова.⠀

О значении смеха в культуре, в частности, фольклоре пишут М.Бахтин, П.Пропп, С.Агранович и мн.другие.

Помните, в детстве  родители одёргивали нас, когда затягивался беззаботный наш безудержный хохот. «Ытаары» или «Таһыллаары» – говорили они. Буквально – «Смотри, не залейся потом слезами», «Смотри, чтоб смех не обернулся розгами». Агранович считает, что это древнее нераспакованное сознание в нас говорит. «Хватит смеяться, кабы  чего не вышло» – это про страх нежелательной беременности – заключает она. Такой запрет на смех есть, например, у эвенков, нанайцев, удэгейцев, орочей. Они говорят: «Не смейся много и громко, а то потом будешь горько плакать». Возможно, под слезами имеются в виду предродовые муки.⠀

Фрагмент колье «Түстэнии», авторы – Александра Неустроева, Людмила Фёдорова

Почему от смеха должен появится человек?⠀

1.Учёные считают, что древние вообще не связывали секс с рождением человека. Секс – форма общения. А родить могли от выпитой воды, съеденного яблока, съеденной частицы трупа, от дерева, ветра и от смеха (мне кажется, именно этим объясняется безучастность мужчин во всех этих дородовых и последующих обрядах.
2.Почему от смеха? У смеха жизнедательная сила, смех – носитель жизни. Смеяться может только человек и только живой. Это признак живости. «Ранняя форма магии смеха основана на представлении, что мертвые не смеются, смеются только живые… Всякое вступление в жизнь, будь то рождение ребенка или символическое новое рождение в обрядах инициации и сходных ему обрядах, сопровождается смехом, которому приписывается сила не только сопровождения, но и создания жизни» – пишет В.Пропп. С.Агранович добавляет: «Животные ни на что не глядят двусмысленно. Мы смеемся от двусмысленности». К этой «животворящей» силе смеха человек обращается и во многих других ритуалах, связанных с жизнью и смертью, о чем свидетельствует фольклорный материал (может, сделаю отдельный пост)
3. Жизнедательная сила смеха, возможно, еще связана с новизной. Мы можем плакать вновь и вновь по одним и тем же поводам, но смеяться над одной шуткой несколько раз не получается. Для смеха нужны каждый раз новые поводы, и может и последствия ее могут быть разными, новыми.
4. Смех в проводах Айыыһыт как «символическое новое рождение», то есть инициация. Молодая женщина, чтобы стать матерью, должна перестроиться, как бы переродиться, обрести новые качества. И за обрядом проводов Айыысыт кроется как раз это преобразование, инициация. Через смех женщина выходит из доселе привычной роли беззаботной, бездетной девушки, нарушая громким смехом привычный порядок вещей, чтобы затем стать другим человеком, перейти в новый порядок, создать его (праздники, игра призваны нарушать будничный порядок). Также, возможно, громко смеясь, молодая женщина как бы подает голос, приобретает его (ср.: отрок – отреченный от речи, без голоса).
5.Еще один смысл ритуального смеха В.Пропп связывает с схожестью содрогания смеющегося с шаманским камланием.

Таким образом, можно сказать, что в нашем обряде смехом буквально вызывают жизнь. И еще: смеются смерти в лицо.

Комментарии 2

Добавить комментарий