Вселенная олонхо: сотворение мира - Блоги Якутии

2 года назад 468

Вселенная олонхо: сотворение мира





Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными. Известно, что издано более 80 текстов олонхо, по некоторым данным, в архивах хранится около 300 записей олонхо.



В характеристике сюжетов якутского эпоса исследование опирается на классификацию Н.В. Емельянова, различающего следующие типы сюжетов олонхо:




• Олонхо с более ранними типами сюжетов о заселении Среднего мира потомками божеств Айыы, от которых пошло племя Ураанхай саха. Согласно одной линии развития темы верховное божество Урунг Айыы Тойон сам заселяет своих детей на Средний мир, дабы обустроить жизнь на земле; по другой линии, Средний мир заселяется отверженными провинившимися потомками божеств Айыы (Дыырай Бэргэн).




•Олонхо о родоначальниках племени, предназначенных божествами быть прародителями Ураанхай саха и совершающих героический поход за невестой – суженой, которую герой, часто именуемый Эр Соҕотох (Муж Одинокий), добывает победой над соперниками в богатырском состязании и единоборстве.




•Олонхо о защитниках племени айыы аймаҕа с главным героем Ньургун Боотур или Мүлдьү Бөҕө (рус. Мюльдю Бёгё).






Т.А.Степанова «Миры олонхо с Мировым деревом», 1979. Из коллекции Национального художественного музея РС(Я).


Из книги А. И. Гоголева, А. А. Бурцева «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии»:


«В якутской мифологии создателем Вселенной выступает триада богов. Участник Второй Камчатской экспедиции И.Я.Линденау (сер.18 века) записал следующий миф: братья-божества Аар тойон, Юрюн (Айыы) тойон и Сугэ тойон решили сотворить Небо и землю. А родоначальник абаасы (злых духов) Адьарай бөҕө создал метеоры. Но так как он захотел подчинить своей власти всю Вселенную, то Аар тойон с братьями присудили ввергнуть его в преисподнюю Үөдэн. Из-за этого он сделался врагом рода человеческого».




«Мир, который был создан триадой богов, состоял вначале из Неба, которое было маленькое кольцо, и Земли, которая была похожа на большой четырехугольный коврик тэллэх. Позже Земля стала значительно увеличиваться, растягиваться. В олонхо Г.Ф. Никулина первоначально эпические Небо и Земля также невелики по своим размерам, и первый человек «расширяет» и «увеличивает» их:




Когда туманное белое небо


С трефового туза размером было.


Своей головой имеющей четыре шва,


Расширил-увеличил его (первый человек, говорят).


Когда семиугольная земля-матушка


С червонного туза размером была,


Своими мозолистыми ступнями


Расширил, увеличил ее (первый человек, говорят)».




«Согласно мифу, сохранившемуся в якутской эпике, разделение Вселенной на отдельные миры и страны произошло из-за желания обладать лучшими странами – землями. Разгорелась длительная война между тремя союзами племен – Юрюҥ Аар тойона, Улуу тойона и Арсан Дуолайя. «Все страны, окутанные мраком, освещенные заревом пожаров, стонали, истекая кровью, как живые существа. Близился конец мира» (Ойунский П.О. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание). Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили мир. Договорились о разделении Вселенной на три отдельных мира и заселили каждый из них. Верхний мир был заселен племенами Юрюҥ Аар тойона и Улуу тойона, Средний – тридцатью пятью племенами, в числе которых были якуты – ураанхай сахалар, а Нижний мир был отдан племенами Арсан Дуолайя, которого иначе звали Буор Магалай (Земляное Чрево)».


«В олонхо Верхний и Нижний миры отличаются друг от друга и от Среднего (земного) мира. По эпической космологии, они все представляют замкнутые, в основном круглые сферы с землей и небом, с солнцем и луной. Все три мира связаны между собой саркальными проходами».




«Каждый уровень или мир имеют свои многолинейные (многослойные) пространства. Последние имеют свои линейные характеристики, благодаря чему герои олонхо перемещаются в них с различной скоростью. Более того, разные слои Вселенной населены различными по своей природе существами.


Три мира в мифологическом пространстве олонхо временами как бы ориентированы не вертикально, а горизонтально – по сторонам света. И тогда Средним миром, населенным людьми, оказывается родовая территория главного героя-богатыря. Иные миры как бы располагаются на окраинах: нижний мир абаасы, злых духов – на севере, мир светлых божеств айыы – на востоке (реже на юге). Обе ориентации, вертикальная и горизонтальная, изоморфны».


Представляем вашему вниманию описание миров Олонхо в исполнении студентов Арктического государственного института культуры и искусств:



Литература:


1. А. И. Гоголев, А. А. Бурцев «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии», Якутск, 2012 (доступно онлайн

https://e.nlrs.ru/online2/7016

).


1.Н.В. Емельянов Сюжеты якутских олонхо, М., 1980 (доступно онлайн

https://e.nlrs.ru/online2/670

).


2.Н.В. Емельянов Сюжеты ранних типов якутских олонхо, М.,1983.


3.Н.В. Емельянов Сюжеты олонхо о родоначальниках племени, М., 1990.


4.Олонхо – духовное наследие народа Саха: сборник научных статей, Я., 2000 (доступно онлайн

https://e.nlrs.ru/online2/2234

).

Добавить комментарий