"Пугало" это мы. Отзыв о фильме - Блоги Якутии

4 года назад 158

“Пугало” это мы. Отзыв о фильме


«Пугало» оставило у меня только светлые, теплые ощущения. Хотя кажется – с чего бы.  Во-первых, отдохнула чисто физически. Приглушенный свет, цвет, неторопливый ритм, сдержанная «картинка» очень расслабляют. И наоборот – оказывается, частое мелькание кадров, яркость, излишняя динамика очень утомляют (тот же инстаграм, например). Можно сказать, ритм фильма возвращает к тишине, к уюту внутри. Казалось бы, с чего взяться такому эффекту, ведь не о красивой жизни, в общепринятом ее понимании, этот фильм: покосившиеся дома, неприглядный интерьер, не самого аккуратного вида героиня… Видимо, это мастерство операторской работы. Никогда бы не подумала, что длиннющая проходка трех женщин в кадре может вызвать у меня столько эмоций – от слез умиления до гордости….






Удивительным образом с этими умиротворяющими кадрами сочетается голос и реплики героини. У нее нет монологов. Да и диалоги состоят буквально из 3-5 фраз. Но эти фразы настолько четки, а голос настолько ясен, что, не будь вдруг видео, по ним можно было бы понять о героине и фильме многое.  Мне очень и очень понравилось, как Валентина Романова сумела передать манерой речи, голосом чистоту, доброту и человеческое достоинство своей героини. И хочется сказать «спасибо», что ее спокойный тон не был нарочит. Иначе бы конец моим нервам.



О правде


Да, я согласна, что с одной стороны фильм будто бы социальный – показывает самые уязвимые стороны нашей якутской реальности – алкоголь, бомжей, коммунальные неудобства, неустроенность села, людей… Все это правда. Та правда, от которой хочется отвернуться. От нее неудобно, тоскливо. Точно так же неудобно рядом с Пугало. Она словно рентген высвечивает то, что хотелось бы спрятать от чужих глаз как тот покосившийся туалет. Рядом с ней односельчане чувствуют свою правду, замаскированную под «камуфляжи». Все самые сокровенные тайны Пугало видит насквозь – будь то зачатый на стороне ребенок или причины смертельных недугов. И вся эта малорадужная, но оттого не маловажная сторона земной жизни человека, ну никак не могла развернуться на фоне отшлифованных домов и интерьеров.


Кроме правды, от которой не убежать, есть еще страхи. Загнанная, одинокая, отвергнутая Пугало есть в каждом из нас. Где-то в глубине души мы все боимся, что нас отвергнут, не поймут, не примут, что мы останемся одиноки. Вспомните, сколько боли причиняет случайное хамство в магазине или в автобусе (когда нас отторгают). Пугало как напоминание об этой затаившейся, испуганной части нас – именно это ходячее напоминание раздражает отважных стражников местного магазина. Оттого и бьют ее, но получается, бьют они сами себя, свое отражение. И это понимает лишь героиня фильма – люди в общем то не при чем, не со зла они.  Потому, наверное, и не заявляет о нападениях.






Зверь в нас


Когда участковый спрашивает героиню о мести, она отвечает тем же ровным, ясным голосом «нет». И только всхлипы говорят, чего ей стоит удержать зверя внутри, не дать ему разбушеваться и потребовать крови за кровь. Вообще, ровному, приятному голосу героини противовес рычания и завывания, которые она издает во время исцеления людей и последующих этому припадков. Наверное, это напоминание нам о животной стороне нашей сути. И необходимости становления человеческого в нас. А что нас делает людьми? Видимо, любовь к людям, ко всем. И любовь помогает героине удержаться от мести (обидчиков то хоть отбавляй), не отворачиваться от людей (как она вежлива в магазине, дружелюбна с мальчиком с кырыымпой, достойна с участковым), помогать в конце концов им, лечить их. Ее любовь истинна, безусловна: ведь люби не люби, толку от этого ей мало, все равно все ее сторонятся. Она любит не за что-то, а просто так, потому и жертвует. И голос Валентины чист и ясен как любовь.






Голос любви


Не всегда этот голос приятен слуху. Иногда чья то истинная любовь, искренность напоминают нам о том, какими мы быть перестали, что потеряли. И это неприятно. Больно. Вернуться к себе любящему получается порой только через беды и испытания. И такое возвращение мы видим в антагонисте героини – драчуне с беременной женой. Вместе с тяжелыми родами жены он будто перерождаемся сам. Нагрянувшая угроза потери жены и ребенка отодвигает на второй план и образ мужа-хозяина, и храбрящегося воина и всю остальную броню. Остается просто человек. И приходит облегчение, простота, пока она непривычна ему – оттого недоумение на его лице, заставляющее героиню улыбнуться.






Принять судьбу


Безусловно, у людей с особенным даром особенная судьба. Но в метаниях героини я увидела и обычного человека. Наверное, мы несчастны бываем, когда не принимаем судьбу такой, какой она есть. Всегда кажется, что могло быть иначе. У героини фильма несколько иная судьба. Но по большому счету и болезни, и припадки, и демоны, и одиночество – части ее судьбы. В конце концов она принимает свой крест. И потому в конце фильма героиня вдруг появляется умиротворенной, прибранной, аккуратной, будто согласилась со своей долей, и вдруг поняла, что и смерть – это часть судьбы, часть жизни, ведь мы неминуемо движемся к ней. Но это совсем не значит, что она сдалась, что падение дочери подкосило ее. Совсем нет. Кто любит, тот всегда готов на жертвы. И Пугало отдает свою жизнь взамен спасению прикованной к постели девушки, потому что для нее нет разницы, чья это дочь – ее или соседки. Они обе одинаково дороги ей, как и все вокруг.






Фото с Кинопоиска.

Добавить комментарий