Фильм "Вертолет" моими глазами (осторожно, спойлеры!) - Блоги Якутии
Архив автора

3 года назад 1635

Фильм “Вертолет” моими глазами (осторожно, спойлеры!)


Сходили на премьеру фильма «Вертолет», спасибо за приглашение!






источник фото:

yakutsk.bezformata.com


Ну что сказать? Не умею я писать рецензии и фильмы смотрю чисто на интуитивном уровне. Впрочем, наверное, как и многие из вас, читающие эти строки.



Так вот – в целом фильм мне показался каким-то «тесным». Обрезанным. Не знаю как объяснить… Как будто вокруг все нагромождено и тебе ничего не остается как в этой тесноте (и темноте) наблюдать лишь за маленьким экраном камеры. Где, чик-чик, идут кадры один за другим. Напрягает как-то, знаете ли.


Кстати, была очень удивлена фактом, что оператор фильма Семен Аманатов. Не спрашивайте почему))




Что еще?


Ощущение, что я смотрю спектакль. Нет, не с точки зрения драматургии, отнюдь, а из-за частой и резкой смены линии рассказа что ли? Не могу понять…


Так, начинаем этот акт, все, закончили, меняем сцену, пошла декорация, все, здесь теперь другая линия, показываем героев, ребята, можно даже выйти на авансцену, да-да, вот так, все, отходим-отходим, конец, антракт, давайте немножко выдохнем, следующий акт, поехали!…


Вот как-то так.


Почему у меня возникло такое ощущение? Скажите, пожалуйста, не могу понять) Я не хочу ТАК смотреть фильмы)) Но почему-то именно это ощущение не покидало весь фильм. Ы-ыы, нерва)) Давно не ходила в кино? Или наше кино так нас разбаловало, что мы теперь все время хотим «citius, altius, fortius»? Что? Что со мной не так?


А я ведь даже специально перед показом ничего не читала про фильм, не смотрела трейлер. Пошла аки чистый лист бумаги. И вот такая оказия… Ну что это такое?






фото автора


Однако, несмотря на все ляпы, несуразицу и компьютерную обработку, все же скажу немного в защиту фильма – я не я, если не разберу фильм с точки зрения метафор и своей интерпретации. В этом плане как раз в фильме, мне показалось, все очень даже хорошо. И чем больше я думаю про фильм, тем больше хочется его пересмотреть, дабы убедиться в своих размышлениях или, наоборот, опровергнуть их. С ними я и поделюсь ниже, хотя не знаю, согласятся ли авторы со мной. Впрочем, не думаю, что это столь важно.


Итак, погнали.


То, что фильм поднимает острую социальную и экономическую проблему транспортной доступности северных районов – уже всем ясно. К этому я вернусь чуть позже.


А пока зададимся вопросом – почему люди живут и продолжают жить в таких страшных условиях? Когда в век высоких технологий жизнь буквально отдана на откуп природным стихиям. Чуть что не так с погодой и все – прощай, цивилизация, да здравствует средневековье!


И здесь я даже не буду касаться фраз фельдшера о просроченных лекарствах. Или рассказа о выпившем кочегаре, из-за которого только один раз за всю жизнь главного героя в поселке всю ночь было электричество. Это для меня все слишком как-то нарочито. Слишком на поверхности. Ну, может, для неискушенных зрителей России это и будет откровением, что ж, так тому и быть) Но я не буду об этом.


Ведь как ни крути, тем не менее, в средние века люди так и жили. И даже выжили. А что им помогло? Вот в чем вопрос)


И здесь как нельзя кстати на сцену выходит (простите, не смогла удержаться) главная героиня – молодая супруга главного героя. Ее зовут Аина (Инга Леонова). Это измененное с якутского имя Айыына [Айыы о5ото] – дочь Айыы, творца всего.






Инга Леонова на съемках фильма



источник фото:

news.ykt.ru


Для меня в фильме ее роль стала олицетворением конфликта – отцов и детей, старого мира и нового. Весь фильм эта Аина бесила меня своим инфантилизмом)) Олох нервам бутэ сыста))


Однако, старый мир – мудрый мир, который пытается жить и живет в гармонии со всем этим хаосом – в лице свекрови все же «протягивает ей руку помощи», образно говоря. И выдает установки, которые могут помочь взглянуть на ситуацию с другой стороны. Как там было? Не можешь изменить ситуацию, поменяй свое отношение к ней? Вот как-то так.


И кто знает, возможно, такое отношение вкупе с уважением к традициям и желанием не только на словах, а на деле улучшить условия вдохнет жизнь в вымирающий Север? Север, который буквально погружен в «белый шум».


Кстати, фильм вообще отдельно по эпизодам – хорош. Просто мне лично, видите, не хватило какой-то единой линии повествования что ли, какого-то полного погружения в «жизнь на экране».


Но возвращаясь к эпизодам: очень сильный кадр получился с сапогами. Люблю такие постановки, обожаю! Шикарный эпизод получился. Но здесь, по-моему, подводит завершающая сцена со слезами. Думаю, она была несколько излишней.


На Севере ведь мужики суровы и весть о смерти не может их настолько выбить из седла. Кстати, на их фоне Менкяров в своем амплуа несколько… проигрывает. Единственное – показал «саха ньоҕой». Но не знаю, это мое личное мнение. Поехали дальше.


Следующая роль, которую я хочу выделить – это Петр (к сожалению, не знаю имя актера, буду признательна за подсказку). Зрелый мужик Петенька – юродивый, блаженный, не от мира сего. Такие бывают практически в каждой деревушке. Бабы – жалеют, мужики – обходят, а для детей он либо участник их игр, либо черт, от которого надо убегать. В общем, понятно, да.


И здесь на авансцену (опять я за свое) выходит проблема транспортной доступности, о которой я говорила выше и которой пронизан весь фильм.


Так вот, по мере повествования фильма, выясняется, что Петр когда-то летал на АН-2. Да, да, на тех самых «Антошках», которые в советское время летали чуть ли не в каждый райцентр. Представляете? Я чуть не офигела, простите мой французский))


Это что же получается? Неужели по задумке авторов, Петр олицетворяет состояние малой авиации? А что, очень даже похоже… Ходит-бродит, что-то бормочет-выдает, но никто его не слушает: «Ай, да что с блаженного возьмешь?». Но ведь он есть, пусть и уже поживший, рваный-драный, но ведь живой. Как и сама малая авиация.


Однако, да, какие параллели, а?


Я же говорю, чем больше размышляешь над фильмом, тем больше мыслей рождается)) Поэтому бегом смотреть, чтобы быть в теме и подключиться к обсуждению))


А концовка фильма?… Это же простор для фантазии! Когда целый ряд вопросов остается открытым.


Я же возьму лишь сам момент, когда Петр сидит перед неработающим телевизором, наблюдая белый шум. В каких случаях вы с таким сталкивались? Наверняка, когда подключали антенну? «Кэллэ, кэллэ! Көһүннэ!». Разве не так?


Почему Петр сидит перед неработающим телевизором? Под белый шум ведь очень хорошо засыпают младенцы, если вы не знали… Можно ли сказать, что Север «спит» (вот ведь, опять игра слов)? Или, починив деталь, старый летчик сидит с надеждой? Что все будет хорошо. А если не будет хорошо? Наступит ли момент, когда он сможет стать кому-то нужным?


В общем, сходите на фильм и сделайте свои выводы сами. Уверена, у вас они обязательно будут! А у меня как-то так)


Спасибо всем дочитавшим до конца.


И в завершение хочу поздравить всех нас с новым фильмом! Фильмы разные нужны, фильмы разные важны)

Добавить комментарий