3 года назад 359
Моя история об Играх Дыгына
В противовес
моему старому посту о конкурсе красоты «Мисс Якутия»
, решила сделать пост о мужском конкурсе, нет, не красоты и талантов)) а силы, меткости и ловкости.
источник фото: соцсети
На самом деле статью я задумала давно, просто отложила ее в долгий ящик (о, сколько там таких?). И так бы она лежала и пылилась, если бы… Если бы не одна фотография – живое свидетельство конкурса, ставшему истоком современных «Игр Дыгына», о котором я и хочу рассказать.
Вообще надо сказать, что ранее я уже делала подробный фоторепортаж про «Игры Дыгына» в 2018 году. Если кто не читал-не видел, можете посмотреть по следующим ссылкам:
Игры Дыгына моими глазами: стрельба из лука
Игры Дыгына моими глазами: бег
Игры Дыгына моими глазами: хапсаҕай
Игры Дыгына моими глазами: таас көтөҕүү
Игры Дыгына моими глазами: награждение
А пока давайте начну с самого начала, всё по порядку. В общем, устраивайтесь поудобнее и я начну свой рассказ…
*****
В конце 80-х нашу страну ждали серьезные перемены и потрясения. «Парад суверенитетов» положил начало распаду СССР и образование СНГ. Но все это было еще впереди, а пока со всех сторон на нас хлынула волна перестройки.
Эти перемены не обошли стороной и нашу республику – проснулось самосознание народа, который начал активно искать свои корни, вспоминать историю предков. И с памятью к народу вернулись праздники – из подполья вышел ыһыах [ысыах].
Наверное, для современной молодежи городской Ысыах и «Игры Дыгына» мероприятия как бы само собой разумеющееся, проводятся из года в год. Однако общегородской Ысыах в нашем провинциальном Якутске, тихом и пыльном, впервые за долгие годы советской власти состоялся
лишь в 1990 году
. И именно на нём так же впервые состоялись соревнования «Үрүҥ Уолан», которые, как оказалось впоследствии, заложили начало «Игр Дыгына».
Непосредственно об истории создания «Игр Дыгына» известно очень мало, однако бытует мнение, что «Игры Дыгына» названы в честь Тыгын (Дыгын) Дархана – действительно существовавшего военного предводителя, вождя и одного из родоначальников якутского народа, утвердивший свое влияние и власть на Средней Лене на стыке XVI-XVII веков. По легенде, прорвавшейся сквозь толщу времен, именно Дыгыну пришла идея наряду с пиршеством устраивать состязания для богатырей-боотуров, приглашенных из разных улусов. Среди самых достойных, сильных и ловких определялся победитель, удостаивавшийся высоких почестей. Эта традиция сохраняется до сих пор: сегодня «Игры Дыгына» по праву считаются одним из главных мероприятий национального праздника Ысыах в Якутске, вышедшего уже на республиканский уровень, а имена победителей знает каждый житель Якутии.
1990 год
был ознаменован 45-летием Великой Победы, а также 60-летием основания ряда районов (улусов) республики. Помимо этого 1990 год по китайскому гороскопу – это год белой Лошади
«Все смешалось в доме Облонских» (с)
А она для народа Саха является божеством Дьөһөгөй [Джёсёгей – транскрипция по версии русскоязычной Википедии].
Поэтому неудивительно, что первый общегородской Ысыах был посвящен 45-летию Великой Победы и был именован как Дьөһөгөй ыһыаҕа [ысыах божества Джёсёгей].
Аккурат в эти дни в Якутске проходил международный турнир по вольной борьбе. Возможно, этот факт и то, что анонс Ысыаха не был широко освещен, многие горожане пропустили народный праздник. К тому же палящая жара якутского лета тоже не способствовала желанию находиться на улице. Однако праздник удался! Более того, даже превзошел ожидания.
<…> Благодаря сценаристу Ксенофонту Дмитриевичу Уткину, очень уважительно и бережно сохранена та нить, которую мы называем «связь времен». <…> И весь сюжет Ысыаха был построен на народной, фольклорной основе. Без излишнего осовременивания и псевдоисторических изысков.
<…> Из-за насыщенности культурной программы, отличной организации люди почти не обращали внимания на недостаточное оформление места проведения Ысыаха.
Хотелось бы пожелать, чтобы информация о празднике была полней. <…> А нынешний Ысыах запомнится. И не только потому, что он первый в нашем городе за годы Советской власти, но и просто потому, что это был праздник Солнца и Дружбы.
из газеты «Эхо недели»
Однако были и недовольные – кто-то плевался на не удавшиеся конные скачки, кого-то вывел из себя нарушенный из-за толкучки зрителей порядок во время хапсагая, кто-то сетовал на плохую организацию городских автобусных маршрутов во время праздника, а некоторые выражали недовольство молодёжной тусовкой на площади Дружбы (прЮвет, «Волшебный голос Джельсомино»!). Мол, не к месту и глаза мозолят))
Но все эти недовольства вдребезги разбивались об мощное ритуальное действие, а именно – оһуохай [осуохай]. Два дня над святым озером Сайсары, разлетаясь с горячим ветром по всей долине Туймаада, раздавались песнопения осуохая. Правда, неровная поверхность ипподрома не совсем подходила для этого красивого и зрелищного танца.
Однако, нужно сказать, что именно в этот год незадолго до городского Ысыаха все маститые запевалы осуохая отмечали 90-летие основоположника якутской танцевальной культуры Сергея Зверева – Кыыл Уола. Представляете, с каким задором и настроем они приехали из разных улусов и деревень на городской Ысыах республиканского масштаба? Многие из них приехали по приглашению энтузиаста Ивана Александровича Егорова, благодаря которому забытый было традиционный круговой танец вновь получил толчок для своего развития. И все эти люди в течении двух дней непрерывно выводили осуохай. Ух, энергетику можно только представить!
А еще второй день Ысыаха без тени сомнения украсили состязания «Үрүҥ Уолан-90».
1990г. «Үрүҥ Уолан»
Самые зрелищные, они по праву притянули всеобщее внимание гостей Ысыаха! И на виду многолюдной трибуны ипподрома за звание богатыря Үрүҥ Уолан из народного эпоса олонхо вышли бороться девять участников. Тогда ни сами участники, ни зрители, никто не предполагал, что именно эти стройные и подтянутые парни станут первопроходцами современных «Игр Дыгына».
Дата проведения: (30 июня)-1июля
Место проведения: городской ипподром
Поскольку нигде в глобальной сети интернет хроника данного состязание не упомянута, я взяла на себя смелость перевести скудную заметку об этом конкурсе на якутском языке из печатного издания «Эдэр коммунист» [Юный коммунист], № 26 от 04.07.1990г. Под гнетом времени газета весьма существенно поистрепалась, отчего невозможно было в полной мере разобрать всю статью. Поэтому заранее прошу прощения за некоторую неполноту данных, которые будут отмечены вопросительным знаком «?».
1 место – «Үрүҥ Уолан» Андрей Попов
2 место – Николай Андреев
3 место – Семен Эверстов
Первый этап
соревнований заключался в том, что парни, вбегая верхом на лошади, должны были сорвать с гвоздей развешанные туески. Этот конкурс все прошли на равных, как говорится, ноздря к ноздре.
Второй конкурс
назывался «Баатыр – «Аман өһө»» и представлял собой как бы традиционную визитную карточку. Согласитесь, воин должен обладать не только физической силой, но и силой убеждения и острым умом, который можно продемонстрировать только при живом общении. В этом конкурсе отличился спортсмен из Якутска Андрей Попов.
Следующий конкурс
– «Халбас харата». Условие: парни, сидя на веревке, должны столкнуть друг друга. После продолжительных и весьма закрученных, в прямом смысле этого слова, баталий победителем вышел уроженец Нюрбы Николай Андреев.
Четвертым этапом
была погоня за девушкой, проще говоря – бег. Девушка должна была убегать, подпоясавшись алой лентой длиной 11 метров. И так бы она и убежала, если бы атлет из Намского улуса Семен Эверстов не ухватил ее первым за ленту.
Следующее состязание
заключалось в том, чтобы выйти на ковер с безымянным борцом. В итоге стремительных схваток вновь отличился Николай Андреев и был провозглашен победителем.
В шестом конкурсе
«Хары былдьаһыы» главную роль играла сила. Самым сильным участником оказался представитель долины Туймаада Андрей Попов.
Небольшое замечание: к сожалению, из немногословной заметки я не смогла узнать в чем именно заключался данный конкурс и какие были условия. Поэтому, если есть знатоки или кто-то вспомнит суть этого конкурса, прошу поделиться информацией. Заранее спасибо!
Завершающий,
седьмой этап
был перетаскивание камня – сымара «Тааһы көтөҕүү». Конкурс, направленный на демонстрацию богатырской силы, крепких рук и мощных ног. И здесь атлет из Якутска Андрей Попов не нашел себе равных.
По общим итогам, победитель трех этапов,
Андрей Попов
стал обладателем звания «Үрүҥ Уолан-90», чем несказанно обрадовал всех зрителей, среди которых были не только жители города Якутск. Андрей родом из Амгинского улуса, живет в Якутске и работает в институте (биологии?).
Мастерицами из Чурапчинского улуса был полностью сшит костюм Үрүҥ Уолан, в который они торжественно облачили победителя. Также чемпиону достался мотоцикл, который он тут же оседлал и совершил почетный круг.
Второе место занял победитель двух этапов
Николай Андреев
, а третье место по праву достался победителю одного из этапов
Семену Эверстову
. Финалистам были вручены ценные призы.
Остальным достались памятные сувениры и почетные грамоты. Давайте озвучим фамилии и других участников – это
И.Федоров, М.Степанов, Г.Монастырев, (?).Свешников, В.Рязанский, А.Григорьев.
Довольные зрители расходились в надежде, что конкурс станет традиционным, и в нем и дальше будут участвовать самые достойные из достойных.
Фото Василия Пак
источник:
телеграм-канал @sakhaday
Теперь немного про ТУ самую фотографию, с которой, собственно, я и начала свой рассказ. Точнее, о тех, кто на ней изображен. Это
Андрей Попов
, «Үрүҥ Уолан-90», и
Анастасия Иванова
, «Айталыын Куо-91», одна из финалисток первого республиканского конкурса красоты «Туйаарыма Куо». Предполагаю, что фотография была сделана в мае 1991 года как раз после этого конкурса.
В печатных изданиях того времени, сами понимаете, фотографии А. Попова в качестве победителя спортивных игр по качеству просто ужасны, не в обиду СМИ. Но что есть, то есть. Так что, можно считать, это единственная оцифрованная официальная фотография первого победителя игр, послужившим прототипом современных «Игр Дыгына».
Кстати, автор фотографии Василий Николаевич Пак буквально на днях сам опубликовал
данную фотографию в своем Дневнике
. Мне же она в Telegram попалась чуть раньше, поэтому ссылку я поставила именно своего источника.
Шли годы. 12 июня 1991 года Борис Ельцин был избран первым президентом РСФСР. Страна пережила августовский путч. А в декабре 1991 года было подписано Беловежское соглашение о ликвидации СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
В это время в Якутии 20 декабря 1991 года был избран первый Президент Михаил Николаев, а 27 декабря 1991 года Якутская-Саха Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Саха (Якутия).
В следующем году в июне месяце в Правительство РФ пришел Егор Гайдар. С его приходом начались решительные рыночные реформы и приватизация госсобственности. А в стране нарастал «кризис двоевластия» – противоборство между законодательной и исполнительной властью.
Еще через год в 1993 году страна оказалась на грани гражданской войны. Октябрьский путч унес больше сотни смертей мирного населения. Как видите, страну нехило трясло и колбасило. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что такое наблюдалось во многих точках земного шара. Принятие новой российской Конституции и выборы 12 декабря 1993 года заметно оздоровили атмосферу в обществе.
Однако через год наряду со сложными экономическими проблемами стало ясно, что Федерация трещит по швам, в частности в Чеченской республике во главе с Дудаевым. Началась первая чеченская война 1994-1996г.г.
Я специально пишу историческую хронику страны, чтобы читатель понимал ситуацию того времени не только в республике, но и в целом по стране.
Все эти годы, после 1990 года, Игры не проводились. Лишь
в 1995 году
кому-то в голову пришла светлая мысль включить в программу ысыаха, проводившемуся всё так же на городском ипподроме, «Игры Дыгына». Именно с этого момента и началась её официальная точка отсчета. С каждым годом «Игры Дыгына» становились все шире и шире по размаху, привлекая к себе все больше и больше поклонников. И сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без них))
Однако, как ни странно, официальное положение «Игр Дыгына» было утверждено лишь в 2013 году.
Вкратце о правилах Игр
К участию допускаются спортсмены от 18 до 40 лет включительно «независимо от территориальной принадлежности, спортивной квалификации с допуском врача». Если участников объявляется более двенадцати, то после проведения трех видов происходит отсев участников с наихудшими результатами.
Соревнования проводятся в два дня по 7 видам:
1. «Үс төгүл үс» или «Прыжки три на три»: участники должны с разбега, одна за другой и без остановки произвести три вида прыжков: на одной ноге («кылыы»), с ноги на ногу («ыстаҥа») и на двух ногах «по-кроличьи» («куобах»). В общий зачет учитывается лучший результат из трех попыток.
2. «Тутум эргиир» (якутская вертушка): участники захватывают палку двумя руками с конца и упирают палку в углубление. Не меняя первоначального захвата, прогибаясь, переступая ногами, должен выполнить поворот кругом и вернуться в исходное положение. На выполнение упражнения дается 2 минуты и одна попытка. Победителем становится тот, кто сделал большее количество поворотов.
3. Борьба «Хапсаҕай»: проводится по действующий правилам борьбы хапсаҕай, без учета весовых категорий и с выбыванием после второго поражения.
4. Стрельба из лука: выполняется одна серия из пяти зачетных выстрелов. Дается два пробных выстрела. Результат засчитывается по выбитым из квадрата кеглям, которые имеют свою нумерацию от 1 до 10. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество очков из пяти выстрелов. Участники должны иметь свой инвентарь.
5. Мас-рестлинг: проводится без учета весовых категорий, с выбыванием после второго поражения.
6. Бег на 400 метров: проводится один забег из всех 12 участников.
7. «Таас көтөҕуу» (поднятие тяжелого камня): учитывается наибольшее расстояние перенесенной тяжести, при этом захват и подъем тяжести произвольный, поднятие камня на плечи запрещается. На подготовку и подъем каждому участнику дается 2 минуты.
Абсолютный победитель «Игр Дыгына» определяется в общем зачете с минимальным количеством очков, потому что количество очков равно месту, которое занял участник в каждом этапе. Следовательно, тот, кто чаще всех побеждал или занимал призовые места, обеспечивает себе место в первой тройке и становится либо победителем, либо призером.
При равенстве очков у двух и более участников в общем зачете, места определяются по количеству занятых 1-х, если этот вариант не решит, затем 2-х, 3-х и т. д. мест отдельно по видам спорта.
И, оглядываясь назад, хочу озвучить имена всех призеров Игр, начиная с 1990 года, с указанием места проведения.
1990г. – 9 участников. Якутский ипподром
1м. – Андрей Попов (Якутск), приз – мотоцикл
2м. – Николай Андреев (Нюрбинский улус)
3м. – Семен Эверстов (Намский улус)
1995г. – 10 участников. Якутский ипподром
1 м. – Иннокентий Макаров (Чурапчинский улус), приз – мотоцикл
2 м. – Юрий Эверстов (Намский улус)
3 м. – Петр Давыдов (Жиганский улус)
1996г. – 12 участников. Якутский ипподром
1 м. – Иннокентий Макаров (Чурапчинский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Яков Оконешников (Чурапчинский улус)
3 м. – Петр Варламов (Намский улус)
1997г. – 12 участников. Якутский ипподром
1 м. – Иннокентий Макаров (Чурапчинский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Петр Матаннанов (Таттинский улус)
3 м. – Александр Захаров (Томпонский улус)
1998г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Николай Дьяконов (Намский улус), приз – автомобиль «Жигули»
2 м. – Сергей Кузьмин (Мегино-Кангаласский улус)
3 м. – Петр Варламов (Мегино-Кангаласский улус)
1999г. – 8 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Максимов (Усть-Алданский улус)
3 м. – Юрий Хабаров (Момский улус)
2000г. – 7 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Юрий Эверстов (Намский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Максимов (Усть-Алданский улус)
3 м. – Анатолий Баишев (Амгинский улус)
2001г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Анатолий Баишев (Амгинский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Колодко (Нерюнгринский улус)
3 м. – Николай Максимов (Усть-Алданский улус)
2002г. – 8 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Николай Дьяконов (Намский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус)
3 м. – Петр Варламов (Мегино-Кангаласский улус)
2003г. – 8 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Николай Дьяконов (Намский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус)
3 м. – Александр Кузнецов (Верхневилюйский улус)
2004г. – 7 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Николай Дьяконов (Намский улус), приз – автомобиль «Жигули»
2 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус)
3 м. – Василий Иванов (Намский улус)
2005г. – 8 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Николай Дьяконов (Намский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус)
3 м. – Николай Саввинов (Горный улус)
2006г. – 14 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Николай Дьяконов (Намский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Саввинов (Горный улус)
3 м. – Федор Федоров (Сунтарский улус)
2007г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобили «Жигули» и «Нива».
2 м. – Николай Дьяконов (Намский улус)
3 м. – Федор Федоров (Сунтарский улус)
2008г. – 20 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Дьяконов (Намский улус)
3 м. – Борис Сивцев (Намский улус)
2009г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Федор Федоров (Сунтарский улус)
3 м. – Борис Сивцев (Намский улус)
2010г. – 11 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Федор Федоров (Сунтарский улус)
3 м. – Любомир Николаев (Верхневилюйский улус)
2011г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Николаев (Вилюйский улус)
3 м. – Любомир Николаев (Верхневилюйский улус)
2012г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Иван Белолюбский (Усть-Алданский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Николаев (Вилюйский улус)
3 м. – Любомир Николаев (Верхневилюйский улус)
2013г. – 13 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Любомир Николаев (Верхневилюйский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Николай Николаев (Вилюйский улус)
3 м. – Александр Аринкин (Мегино-Кангаласский улус).
2014г. – 13 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Петр Старостин (Чурапчинский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Любомир Николаев (Верхневилюйский улус)
3 м. – Александр Аринкин (Мегино-Канагаласский улус)
2015г. – 12 (24) участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Алексей Кутуков (Намский улус), приз – квадроцикл и 500 тыс.руб.
2 м. – Петр Старостин (Чурапчинский улус)
3 м. – Алексей Козлов (Усть-Янский улус)
2016г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Егор Филиппов (Хангаласский улус), приз – автомобиль УАЗ
2 м. – Алексей Козлов (Усть-Янский улус)
3 м. – Артем Варданян (Намский улус)
2017г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Егор Филиппов (Хангаласский улус), приз – автомобиль Hyundai Solaris
2 м. – Артем Варданян (Намский улус)
3 м. – Алексей Козлов (Усть-Янский улус)
2018г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1 м. – Егор Филиппов (Хангаласский улус), приз – автомобиль Nissan Terrano
2 м. – Николай Матаннанов (Таттинский улус)
3 м. – Айсен Ботуев (Верхневилюйский улус)
2019г. – 12 участников. Местность «Үс Хатыҥ»
1м. – Егор Филиппов (Хангаласский улус), приз – 1 млн.руб.
2м. – Артём Варданян (Намский улус)
3м. – Леонид Филиппов (Амгинский улус)
2020г. – 13 участников. ЦСП «Триумф» (5-6 декабря)
1м. – Леонид Филиппов (Амгинский улус), приз – 1 млн.руб.
2м. – Артём Варданян (Намский улус)
3м. – Егор Филиппов (Хангаласский улус)
2021г. – 12 участников. Стадион «Туймаада» имени Н.Н.Тарского
1м. – Егор Филиппов (Хангаласский улус), приз – 1 млн.руб.
2м. – Николай Матаннанов (Таттинский улус)
3м. – Дьулустан Ноговицын (Горный улус)
Как вы поняли из правил, в Играх любой спортсмен может участвовать столько, сколько сможет. Поэтому это придает Играм острую интригу и азарт. Нередки случаю, когда атлет уходил с победой несколько раз, поэтому далее я хотела бы представить вашему вниманию свою инфографику по медалям:
Несмотря на всеобщий интерес и любовь народа, информации про «Игры Дыгына» на удивление очень мало. Например, для этой в общем-то небольшой статьи, мне пришлось перелопатить буквально тонны гигабайт информации, выцеживая нужное))
В 2018 году была выпущена книга журналиста Родиона Кривогорницына, которая включает в себя историю проведения и развития игр и содержит обилие иллюстративных материалов. Знаете, я искала эту книгу по разным каналам, спрашивала в библиотеке, куда хожу, но пока все тщетно) Если вы знаете где можно её купить или одолжить почитать, дайте знать, пожалуйста. Буду премного благодарна!
Ну, а что касается ежегодной спортивной статистики, так тут мне вообще стоит замолчать) потому что её попросту нет.
Я еле-еле нашла итоги соревнований последних лет. Так что ждите еще пост с графической информацией. Правда, быстроту исполнения обещать не могу, так как работу еще никто не отменял) Буду анализировать по мере наличия свободного времени.
На этом, пожалуй, я пока закончу. Однако напоследок хотелось бы задаться несколько риторическими вопросами))
А почему в «Играх Дыгына» не участвуют городские парни? Единственный участник из Якутска – Андрей Попов – и то уроженец Амги)
Еще такой вопрос: учитывая ежегодно растущую мощь участников, можно ли сказать, что они принимают анаболики?
И последнее. Скорее, не вопрос, а пожелание: почему бы для онлайн-трансляции по НВК “Саха” не сделать карточки по каждому участнику с полной информацией? Рост, вес, регалии, какой улус и т.д. Ведь шоу должно быть шоу)) Карточку наподобие такой:
Скажете, так есть же? Ну, так надо делать каждый год, обновлять.
Конечно, фанаты Игр знают про своих любимчиков всё от и до)) Но почему бы не поделиться нужной информацией для еще более широкого круга зрителей? Поверьте, никому не интересно смотреть на каких-то безымянных спортсменов.
Ну, на этом уже точно все)) Продолжение еще следует, а мне пора бежать. Всем дочитавшим-досмотревшим большой махтал! Берегите себя, не болейте.
Дай Бог, встретимся на «Играх Дыгына»))