5 лет назад 579
Скоро завершается мультимедийная 3D выставка “Ожившие легенды эпоса Олонхо”!
22 сентября 2019 года завершается мультимедийная 3D выставка “Ожившие легенды эпоса Олонхо” по мотивам работ художника Тимофея Степанова в Историческом парке “Россия – Моя история” г. Якутска!
Вашему вниманию информация о творчестве Тимофея Степанова, фото и видео выставки.
О работах Тимофея Степанова на сайте
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622429/
Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Тимофея Андреевича Степанова
Удина Сардаана Егоровна
,
учитель родного языка и литературы, культура народов Якутии, МХК
– Тема нашего урока: “Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Т.А. Степанова”.
– Все мы любим и знаем наш якутский народный героический эпос олонхо. В 2005 году он был признан ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества. В олонхо нашли отражение верования наших предков – древних якутов. Каким был мир в их представлении?
– По представлениям древних якутов, существует три мира: верхний (небо – обитель богов), средний (земля – место пребывания людей) и нижний (преисподняя Юеден – обиталище абаасы).
– На небе живут боги – айыы. Самый главный из них – Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог господин). Судьбу мира и людей решает он с богом судьбы – Дьылга Ханом и его женой Чынгыс Биис. Кроме того, на небесах живут бог Десегей Тойон – бог – покровитель скота, которого представляли человеком или громогласно ржущим жеребцом, бог войны Илбис Хан с дочерью Илбис Кыыса (богиня брани) и сыном Осол Уола (бог раздора), богини Айыысыт и Иэйиэхсит – богини, более других принимающие участие в жизни человека, потому более других почитаемые: Живут они на нижнем восточном небе и спускаются оттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин.
– На земле вместе с людьми живут иччи – духи. Иччи – это нечто среднее между “айыы” и “абаасы”. Иччи могут делать как доброе, так и злое, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек. Так, например, существуют поверья о духе леса – Байанае. Дух земли – госпожа Аан Алахчын Хотун, которая представлялась в виде седой старухи благородной наружности. Считается, что она обитает в священном родовом дереве Аал Луук Мас. Она покровительствует произрастанию, от дыхания ее детей Эрэкэ-Дьэрэкэ (70 разряженных девиц, 90 разукрашенных юношей), которые живут в траве и под листьями, весной распускаются деревья и зеленеют травы. Весной ей приносили жертву у большого старого дерева, которое обвивали веревкой из конского волоса, украшенной миниатюрными телячьими намордниками из бересты и пучками конских волос. В олонхо дух – хозяйка земли воспитывает богатырей, вскармливает подкидышей или выброшенных уродливых детей, заботится о благополучии средней земли, страны героев богатырей, дает им мудрые советы, напутствует добрыми пожеланиями. Ее молоко придает богатырям силу и могущество. Она появляется на призыв богатыря из священного дерева (дерево раскалывается пополам) в образе почтенной женщины в богатом одеянии. Аан Дархан Тойон – дух-хозяин домашнего очага, представляется в виде маленького седобородого старичка, считается одним из покровителей семьи и рода, верным защитником от злых духов. Дух – хозяин огня в олонхо является главным хранителем семейного благополучия. Богатырь, отправляясь надолго в поход, оставляет свой дом, свое богатство на попечении духа – хозяина очага.
– В нижнем мире живут абаасы, главный из которых Арсан Дуолай. Абаасы имеют облик человека ростом в лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Они искушают людей, подбивают их на преступления, насылают на них бедствия и болезни. Многие из абаасы могут лишить людей рассудка. Они питаются душами животных и людей.
Самобытная мифология якутов нашла отражение в творчестве многих якутских художников. В эпосе художники ищут разные ориентиры. Одних интересуют сюжетно-тематические связи, других – стилистические приемы, третьих – общие творческие принципы, основанные на своеобразии этнохудожественного мышления. Тяга к высокому смыслу, характерному для олонхо, является особенностью национального восприятия при трансформации сюжетов эпоса в изобразительном искусстве. С самого зарождения изобразительного искусства Якутии (30-е гг.) художники обращались к древнему эпическому наследию, в котором черпали неиссякаемые идеи и образы народа. В декоративно-прикладном искусстве республики во второй половине 1940-х годов олонхо самобытно трансформировалось в традиционном народном искусстве и, прежде всего, в резьбе по бивню мамонта. Олонхо изначально составлял художественный арсенал народного и декоративно-прикладного искусства. В произведениях современных мастеров можно отметить особый уровень исторической памяти и многослойность, характерные для якутского эпоса. Но “певцом олонхо” справедливо называют Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий, олонхо и верований народа Саха.
Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детских домах, подростком познал тяжкий физический труд, служил в армии. Его трудовая деятельность началась с 1958 года. В Эльгяйском совхозе Тимофей Степанов проработал три года – был дояром, телятником, водовозом, дровосеком. Он прошел немало испытаний на силу характера и силу духа, в период учебы занимался спортом и тяжелой атлетикой.
В 1968 году он окончил Якутское художественное училище. В 1970 году поступил в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который закончил в 1977 г. Степанов являлся первым дипломированным реставратором в музее изобразительных искусств им. М.Ф. Габышева. Без малого тридцать лет он отдал благородному и ответственному делу сохранения высшего достояния человеческой культуры – произведениям искусства, реализовав свой талант художника-реставратора. Он был единственным специалистом с академическим образованием в огромном регионе Дальнего Востока и Сибири, долгие годы возглавлял художественную мастерскую Национального художественного музея, передавая ценнейший опыт коллегам. Тимофею Андреевичу удалось вернуть в экспозиционные залы более трехсот произведений со сложнейшими реставрационными процессами. Через его руки прошли ценнейшие произведения западноевропейских, русских мастеров, иконопись и произведения современных живописцев. Он любил делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, а также со студентами на проходящих в музее копийных практиках.
Все это время художник прогнозировал и мечтал создать свое направление в искусстве. Позднее у него сложилась своя манера повествования, он продолжал экспериментировать жанрами, когда еще юношей в художественном училище рисовал богатырей, борьбу персонажей зла и добра, слушал музыкальную оперу “Нюргун Боотур”. Первая персональная выставка Тимофея Степанова состоялась в Художественном музее в середине 80-х годов и произвела ошеломляющее впечатление на зрителей: никогда еще у дверей музея не выстраивались очереди желающих увидеть необычную экспозицию. Зрители впервые увидели мир, ни на что не похожий, передающий живописно- пластическим языком мифологическую картину представлений народа Саха. Неоднозначной была реакция среди художников и искусствоведов, картины вызывали сложные и противоречивые чувства. Одни считали невозможным создание серии картин в короткие сроки, другие совершенно не были подготовлены к восприятию мифологии народа саха о якутском шаманизме в столь необычно крупномасштабном и пространственном восприятии. Наиболее лаконично о своем впечатлении после посещения выставки выразился представитель югославской делегации: “Через картины художника Т.Степанова нам впервые стали понятны образ мышления и философия духа древнего якутского народа”…
В 1984 г. прошла выставка в Чите, далее выставки – в Санкт-Петербурге, Томске, Нерюнгри. В 1991 г. стал членом Союза художников бывшего СССР. В 1992 году состоялась одна – единственная персональная выставка художника в Москве в Государственном музее Востока. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. Об этом говорят отзывы ведущих искусствоведов и специалистов.
Его судьба была по-своему трагична. Тимофей Степанов в крохотной реставрационной мастерской Национального художественного музея РС(Я) за двадцать лет скрупулезного труда вернул к жизни более трехсот полотен, включая произведения старых мастеров ХVI века и уникальные работы зачинателей якутской живописи. Вдыхая вредные испарения растворителей, красок и других химических веществ, ежедневно проделывая на холстах множество операций ювелирной сложности, он окончательно подорвал свое здоровье. Тяжелая болезнь не дала художнику перешагнуть порог нового здания музея, которое открылось в 2004 году, через год после его смерти : Ему не довелось склониться над реставрационным столом в новой мастерской:
Уникальный, по своей творческой сути действительно Народный художник Тимофей Андреевич Степанов создал более 300 живописных крупномасштабных картин. По своему мировоззрению Т.А. Степанов – пантеист. Он одухотворяет землю, составляя красочный цветущий ковер срединной земли, где проживают люди племени айыы. Его стиль как живописца вбирает множество приемов: принципы настенной росписи, восточной миниатюры, пейзаж, портрет соответствующие эпическому повествованию. В мировом искусстве есть название этому приему – многоголосие.
Художник создал тридцать крупномасштабных композиций серии
“Якутский героический эпос – Олонхо” (1979-1997) – это итог многолетнего труда. Образы Степанова не являются иллюстрацией какого-либо конкретного литературного текста или фрагмента олонхо. Это работы, повествующие о трех мирах и посвященные главным персонажам олонхо – как бы своеобразные характеристики Нюргун Боотура, Кюн-Куо, представителей нижнего и верхнего миров.
Страна олонхо
В картине
“Страна олонхо”
(1982) Т.Степанов яркими, красочными тонами сумел передать очарование волшебной страны, созданной в стародавние времена, когда люди еще не разделились на племена. За жизнью Земли Олонхо сверху, сквозь облака наблюдают три апостола. И вправду раздольная широкая земля предоставлена богатырю, ему есть где показать свою удаль и силу. Вдалеке раскинуло свои ветви цветущее древо Аал Луук Мас. К нему ведут апостолов девушки-стерхи.
Миры олонхо с мировым деревом
– На картине
“Миры олонхо с мировым деревом”
мы видим следующее: Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего). Центр Вселенной – Средний мир. На Средний мир приходятся его основные ветви. Ствол Древа Жизни, проходя через девять небес, доходит до владений Юрюнг Айыы Тойона и превращается в восьмигранную
алтан
коновязь – сэргэ. Древо Жизни – жилище Аан Алахчин Хотун. Ее охраняет хозяин четвертого неба Хомпоруун Хотой Айыы. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун совета, благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока. В долине выводят свой танец стерхи, духи цветов, трав, деревьев – эрэкэ-дьэрэкэ, рогатый скот, табуны лошадей, радостная победа доброго богатыря – все это картины жизни Среднего мира. В Верхнем мире, где обитают божества айыы, всегда светло, лучезарно. В Нижнем мире протекает жизнь абаасы.
Аал -Луук Мас
–
Аал Луук Мас
, которое мы можем увидеть на следующей картине, – исполинское родовое священное дерево, выросшее во владениях богатыря Среднего мира. Ветви его доходят до неба. Это дерево – жилище хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, и поэтому вокруг него царят вечные весна и лето, и никогда не бывает холодных дней. Оно имеет целебные свойства, поэтому люди и животные, оказавшись возле Дерева Жизни, преображаются. Те, кто страдали от болезней, исцеляются, древо дает хромому ноги, слепому возвращает зрение, у горбатого исчезает горб, к старику возвращается молодость, молодые постоянно здоровы, полны сил.
Верхний мир
– Рассмотрим фрагмент картины
“Верхний мир”.
Здесь изображен весь якутский “Олимп”, здесь боги рока и судьбы. В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира – Юрюнг Айыы тойон, наблюдающий за происходящим во всех трех мирах. Поэтому на его суд доставлены богатыри нижнего и среднего мира. Летописец Верхнего мира Длинный Джурантай ведет запись будущих событий на восьмигранном столбе на котором написаны судьбы каждого. Цветовое решение картины основано на золотисто-желтых тонах, символизируя солнечный свет.
Серединный мир
– Средний мир – страна, где нашли пристанище люди айыы. Народ саха обрел в нем счастье. Богатыри олонхо, победив в ожесточенном сражении своих врагов, возвратились в свои родные места, поставили большую коновязь Аар Багах и празднуют ысыах.
“Средний мир”
показывает картины празднования ысыаха- национальный праздник встречи лета. В центре ритуал исполнения алгыса- благословение божествам. Средний мир- это греза художника о золотом веке и торжестве добра. Сцены полотна посвящены эпизодам праздника: спортивные состязания, музыкальные конкурсы, кумысопитие. Художник любовно выписывает детали национальной одежды, посуды- от стройного чорона до плоского кытыйа и берестяного туеса с ягодой. А над всем этим миром благословение свыше- потоки солнечных лучей, в которых парят священные птицы народа саха – стерхи. Передать атмосферу праздника помогает колорит, построенный на сочетаниях зеленых, желтых, красных, голубых тонов.
Главные герои олонхо
– Рассмотрим картину
“Главные герои олонхо”
. Левую сторону полотна заняли темные силы, правую сторону – светлые. На переднем плане – Сэркээн Сэсэн, над зажженным им костром – Хозяин Огня – Бырджа Бытык Хатан Тэмиэрийэ. Чуть поодаль расположился Хозяин дремучей тайги Барылах Баай Байанай со своим зверьем и птицами. На левой стороне – предводитель Нижнего мира Арсан Дуолай Буор Маналай со своей женой. На центральном плане изображены две противоборствующие стороны – племя абаасы и богатыри айыы в окружении своих подданных, друзей, удаганок.
Юность главных героев
олонхо
Следующая картина называется
“Юность главных героев олонхо”.
Юношу с Девушкой спустили с Верхнего мира в Средний для того, чтобы они продолжили род человеческий – Юноша должен стать защитником Среднего мира, Девушка должна дать жизнь народу саха. Видно, что они выросли вместе в детских играх и веселье. Вдруг раздается гром среди ясного неба. Настала пора, когда спускаются жители Верхнего и поднимаются существа Нижнего миров. Девушка напугана, а Юноша готовится к отпору.– Давайте всмотримся в картины, изображающие богатыря и красавицу в олонхо.
Финал поединка
Интересен многообразный образ главного героя Ньюргун Боотура (“Финал поединка”). В олонхо богатырь описывается так: “Если снизу вверх поглядеть на этого богатыря – огромен он, как утес, грозен лик у него, выпуклый лоб его крут и упрям; толстые жилы его выступают по телу всему; бьются, вздуваются жилы его – это кровь по жилам бежит. Впалые у него виски, чутко вздрагивают нервы его под кожею золотой. Но его продолговат, нрав у него крутой. Выпрямился его стан, будто еще негодует он, вспоминая недавний плен; кровь у него горяча, щеки впалые у него, скулы круты, губы остры. Глаза у него горят, как два блестящих луча. Вот каким он стал – богатырь, защитник людей уранхай-саха”.
“Кюн куо”
(Девушка-Солнце) – это собирательный образ девушки Айыы в олонхо, из-за которой борются богатыри. Героини олонхо идеализируются как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты: “Прекрасная Айталын Куо, белая, как горностай, в одеянии драгоценном своем засверкала огнем девяти лучей. Улыбаются алые губы ее, белеют зубы ее, брови, как два камчатских бобра, изгибаются темной дугой; черные играют глаза, пламенеют живым огнем; румянец у ней земляники нежней на золотых щеках. О таких красавицах в старину пели, бывало, певцы. Сквозь меха драгоценных одежд несравненные очертанья видны нежного тела ее; светятся сквозь нежную плоть стройные кости ее; видно сквозь тонкие кости ее, как из сустава в сустав переливается мозг: – так прославляли ее красоту древние олонхосуты – певцы в солнечных трех мирах”.– Итак, каков был изофольклор Т.Степанова? Как он изображал эпические мотивы?
– Источником вдохновения для Степанова было олонхо, в котором отразились мифологические воззрения якутского народа. Для его работ характерны масштабность, всеохватность. В картинах он смог отразить весь богатый и сложный мир якутского олонхо.
26 августа 2019 года прошла пресс-конференция в “Сахамедия”.
Айталина Степанова дает интервью.
Баттл разразился на презентации 3D выставки Тимофея Степанова!
Сегодня, 26 августа состоялась презентация альбома – каталога картин известного якутского художника Тимофея СТЕПАНОВА и анонс инновационной мультимедийной 3D выставки по его работам «Ожившие легенды эпоса олонхо», которая на днях откроется в историческом парке «Россия – моя история».
О проекте с горящими глазами рассказали его разработчики. Организатор выставки, галерист и дочь художника Айталина СТЕПАНОВА призналась, что уже некоторое время вынашивала эту идею, но не представляла, как ее реализовать. И вот, судьба свела ее с Айталиной ПОЛИКАРПОВОЙ, ставшей куратором выставки.
Над музыкальным сопровождением работала молодежь. На пресс-конференции присутствовал Айтал АЛЕКСЕЕВ, музыкант группы «URAAN». Он отметил, что музыку написал Дмитрий ПОПОВ. Вся музыка в проекте электронная, в ней звучат хомус и звуки природы.
В альбом – каталог, вышедший на трех языках – якутском, русском и английском, вошли почти все работы Тимофея Степанова.
Участники пресс-конференции.
Организаторы выставки.
Полное видео пресс-конференции.
О группе “Uraan”
https://dnevniki.ykt.ru/Afisha.Ykt.Ru/730953
Проект Uraan: Мы за современный и качественный саунд!
27 мая 2015 г., 16:52 4243
После
презентации
нового мини-альбома “Дууhа” Ульяны Сергучевой – Күннэй, нам стали интересны проекты, совместно с которыми популярная певица выпустила новый экспериментальный альбом. В особенности – проект Uraan, с которым мы сегодня хотим познакомить. Оказывается, ребята уже выпустили два мини-альбома, а их музыка отличается своей современностью, уникальностью и качеством.Uraan – это музыкальный проект, созданный ди-джеем и промоутером Айталом Алексеевым и музыкальным продюсером Дмитрием Поповым в жанре экспериментального инди-дэнс.
Айтал (ди-джей, руководитель фестиваля “Open Space”): “Я долго вынашивал идею создания собственного музыкального проекта именно в современной танцевальной музыке со смешиванием разнообразных стилей. До моего знакомства с Дмитрием я часто зависал с Иннокентием (Hot Pursuit) в нашей импровизированной студии: у меня дома писали треки в стиле бейс (dubstep, drum&bass); также делал бейс-тусовки (Bass Diagnoz – ред.) в Якутске и все что связано с ломанными битами…
А тем временем, Кеша уже вовсю переписывался с Димой через ВК – они обменивались своими треками, наработками, опытом и идеями. Так я и познакомился с Дмитрием и его музыкой, которая ранее была совсем в другом жанре”.
Айтал и Дмитрий быстро нашли общий язык и общее видение их саунда: “современный, интересный, узнаваемый, уникальный и главное – качественный”. Так, где-то полгода назад, родился проект “Uraan”.
После дебютного мини-альбома “Noir” родился и новый альбом “Roots” (Корни). В новом альбоме ребята постарались показать симбиоз Якутской культуры и современной танцевальной музыки в их видении, поэтому они записали её с тремя интересными артистами – Юлияной, Кюнней и Алисой Саввиновой.
Сейчас у ребят большие планы по развитию проекта. Так, Айтал много общается с разными продюсерами из Европы, США и Азии, которым по нраву их звучание и с которыми им интересно было бы сотрудничать.
Ознакомиться с творчеством Uraan, поддержать, а также бесплатно скачать альбомы вы можете по следующим ссылкам:
VK –
http://vk.cc/3Byvjc
Facebook –
http://vk.cc/3yqQAu
Скачать EP “Roots” –
http://vk.cc/3P79AI
30 августа прошло открытие выставки!
Айталина Тимофеевна выглядела ослепительно. Она сообщила, что семья передает в дар родному наслегу художника картину «Алгыс». Картина масштабная, 170 на 140 см. Написана в период 1994 – 1997 годов. Сертификат получил глава Кюндяинского наслега Сунтарского улуса Иван КОНСТАНТИНОВ. Напомним, что Тимофей Степанов родился 22 ноября 1943 года в селе Кюндяе. Местные власти обеспечат транспортировку картины и вывесят ее в публичном месте, чтоб все односельчане могли любоваться произведением талантливого земляка.
Отметим, что стоимость входного билета составляет 300 рублей, так как выставка коммерческая, претворена без участия государства.
На 16 экранах транслируются 15 картин Тимофея Степанова. Герои там двигаются, живут, и это очень зрелищно.
Драйв обеспечивает так же динамичное музыкальное сопровождение от популярной группы «URAAN».
С волнением встречают гостей организаторы выставки – куратор проекта Айталина ПОЛИКАРПОВА, известный журналист, главный редактор портала «Светский Якутск» Георгий ПРОТАСОВ, ведущая мероприятия Василина КРИВОШАПКИНА, боец невидимого фронта Дмитрий НИКАНОРОВ и другие.
Видео выставки
В блоге Исторического парка “Россия – Моя история”
https://dnevniki.ykt.ru/historypark/1142587
Мультимедийная выставка Тимофея Степанова «Ожившие легенды эпоса Олонхо»
27 августа 2019 г., 11:30 345
С 30 августа по 22 сентября «Фонд поддержки культурного наследия им. Тимофея Степанова» совместно с мультимедийным историческим парком «Россия – Моя история» организуют первую в своем роде выставку в формате 3DMapping – «Ожившие легенды эпоса Олонхо» по мотивам картин выдающегося художника Якутии, Тимофея Степанова, где основное направление, это трилогия о мирах – Среднем, Верхнем и Нижнем.
Вход платный.
Время работы: 10.00-19.00ч.
Место проведения: исторический парк “Россия – Моя история”, К.Д. Уткина, 5. Добраться вы можете маршрутами №18 (остановка “Исторический парк”), №14, 9 (остановка “Якутавтодор”).
Отличная выставка! Новый взгляд на тысячелетний эпос якутского народа Олонхо!
Мой пост об Ысыахе Олонхо в Намцах:
Видео Ысыаха Олонхо 2019 в Намцах!
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://nikbara.ykt.ru/
Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:
https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин
Я в Инстаграме @nb2015p
«Фейсбуке»
https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks
Персональная страница в “Фейсбуке”:
https://www.facebook.com/nikbaramygin/
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin
“Твиттер”
https://twitter.com/NBaramygin