3 месяца назад 292
Издание Национальной библиотеки Якутии отмечено дипломом на Дальневосточной выставке «Печатный двор 2024» в номинации «Лучшая учебная книга»
26-28 сентября 2024 года во Владивостоке прошла XXV Дальневосточная книжная выставка-ярмарка «Печатный двор», которая является главным книжным форумом Дальнего Востока. За более чем 20 лет в Дальневосточной выставке-ярмарке «Печатный Двор» приняли участие более 600 издательских, полиграфических, книготорговых компаний Магаданской, Сахалинской, Камчатской областей, Хабаровского, Приморского, Забайкальского краёв, Республики Саха (Якутия), Центрального региона, а также библиотек Дальнего Востока.
В рамках форума состоялось вручение престижной премии «Книга года Дальневосточного печатного двора 2024». В этом году диплом в номинации «Лучшая учебная книга» завоевал «Иллюстрированный словарь мифологических символов и сложных для восприятия якутских слов», изданный издательским центром Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Над словарем работал коллектив авторов: доктор исторических наук Е.Н. Романова, кандидат филологических наук А.А. Кузьмина, учителя якутского языка высшей категории Г.Н. Шишигина, Т.Е. Слободчикова.
Словарь адресован учащимся, родителям, учителям, студентам, он охватывает все аспекты школьной программы и разработан на двух языках: якутском и русском. Словарь поможет совершенствовать учебную и читательскую деятельность на якутском языке, углублять и обобщать знания, получаемые на уроках, развивать умение самостоятельного поиска, анализа и интерпретации глубинных смыслов художественных и фольклорных произведений.
Авторы словаря провели исследование среди учеников 1-9 классов Вилюйского, Амгинского и Мегино-Кангаласского улусов Якутии. Школьники читали произведения на якутском языке из школьной программы и выполняли задания, отмечали непонятные для них слова. Таким образом, в иллюстрированный словарь были включены 220 трудных для понимания школьников слов и мифологических символов, изучаемых в школе. Словарь состоит из трех глав: в первую главу вошли сложные для понимания современным детям устаревшие слова по фольклорным и художественным произведениям 1-4 классов; во второй главе — для 5-9 классов; третья глава содержит мифологические символы. Словарь можно почитать на сайте Национальной библиотеки РС(Я) по ссылке https://new.nlrs.ru/open/107825
Кандидат филологических наук, научный сотрудник НИИ чтения имени Ю.Н. Столярова Национальной библиотеки РС(Я) Ангелина Кузьмина отметила, что «работа со словарем способствует развитию у детей языковой культуры: обогатит личностный словарный запас; поможет приобрести навыки контроля над своей речью, поиска, анализа и умения истолковывать глубинные смыслы художественных и фольклорных произведений».
Доктор исторических наук Екатерина Романова считает, что «язык и мифология составляют особый алфавит культуры народа. Каждый, кто прикасался к живительному источнику родного языка, ощутил его образность, красоту, силу. «Картинные слова», как называл образные слова якутов первый поэт и мыслитель А.Е. Кулаковский, отражают представления в виде формы, они подвижны, метафоричны и визуально ассоциативны. В языковой картине мира народа саха слово наделялось высоким символическим статусом».
Мы присоединяемся к поздравлениям и желаем коллегам еще больших научных достижений!