Марина Яковлева о якутах Русской Америки! - Блоги Якутии
Архив автора

5 лет назад 129

Марина Яковлева о якутах Русской Америки!

Наша землячка Марина Яковлева, жена моего однокурсника по Всероссийской Академии Внешней Торговли Василия Яковлева, уже давно живет в Калифорнии со своей семьей. И она поместила статью о якутах Русской Америки в журнале “Илин”

http://ilin-yakutsk.narod.ru/2011-34/56.htm

, благодаря которой были установлены связи с Фортом Росс в Калифорнии!

Вашему вниманию видео с 10-летия Этнокультурного Объединения “Эллэйада” и текст выступления Марины Яковлевой.

Скриншот страницы “Саха Диаспоры”

http://sakhaopenworld.com/sd/team/marigold.html








Видео и текст выступления Марины Яковлевой 28.06.2019 г.

Здравствуйте!

Эта история началась более 15 лет назад когда я написала статью о крепости Форт Росс в Северной Калифорнии для сайта Саха Диаспоры “Сахаопенворлд”

Эту статью заметили и предложили написать более обьемную версию, которая и была опубликована в четвертом номере журнала Илин за 2004 год. Статья эта была не только более обьемная,но также включала новые факты и имена, связанные с деятельностью Российско-Американской компании в Северной Калифорнии. Она была отмечена всероссийским призом и стала известна широкой публике, вызвала большой интерес и послужила толчком для череды многих событий, о чем я расскажу в конце моего выступления. Недавно версия на английском языке была размещена в онлайн-библиотеку парка Форт Росс.

Но на самом деле история началась более 200 лет назад, когда в начале 19 века, когда Граф Н. П. Резанов, один из учредителей и первый директор Российско-американской компании (РАК) — торгового объединения, созданного специально для освоения Аляски и Калифорнийского побережья, выступал инициатором постройки южной русской крепости как продовольственной базы Русской Америки на Аляске и островах, для охоты на морского котика и бобра.

В продвижении и освоении Русской империи по Сибири и Дальнему Востоку очень большое значение сыграли народы Сибири, в том числе якуты. Они снабжали русские экспедиции продовольствием, лошадьми, а также служили проводниками.

Более ста человек, связанные с Якутией, работали в разные года в РАК вне Якутии.  Это были мещане, купцы, предприниматели, крестьяне, комиссионеры, священнослужители. Якуты, эвенки, русские и др.

Для поступления на службу в Российско-Американскую компанию якуты получали разрешение от местной власти. Инородные управы выдавали билеты на право выезда из наслега на определенный срок, обычно на 7 лет.

На конец декабря 1820 года Главное правление РАК приняло постановление, по которому должны были приниматься на службу в компании рабочие люди для промыслов и “прочих исполнений”.

Людей нанимали “промышленниками” — то есть наемными рабочими на различные работы: охотниками, плотниками (включая кораблестроителей), фермерами (на сельскохозяйственные работы, такие, как огородничество, хлебопашество и т.д.). Также промышленники использовались в качестве проводников и для охраны поселений Русской Америки и отражения атак индейцев.

Только в одном документе от 31 августа 1860 года, представляющем собой “Указ Якутского земского суда Ботурусской инородной управе о пребывании якутов на службе Российско-Американской компании” на Аляске”, приведены имена более 20 якутов. Архивы свидетельствуют, что “якут Бурцев строил и чинил корабли в Новоархангельске”, “шел обмен товарами между жителями Аляски,чукчами и даже якутами Сибири. Якутские ножи и копья…нередко можно было встретить в самой глубине материка Северной Америки”.

Находившиеся на службе РАК якуты обычно являлись выходцами из Центральной Якутии. Большинство — из улусов и наслегов, расположенных на правой стороне р.Лены, по пути от Якутска к Охотскому морю. К ним относились родовичи Ботурусского улуса (1 и 2 Хатылинских, 1 Бологурского, Сыланского, 1 Чакырского наслегов) и Мегинского улуса (1 и 2 Мельжахсинских, Батаринского, Мегюренского, Жабыльского наслегов).

1 июня 1820 года в колонии Форт Росс было 3 якута — Петр Попов, Герасим Попов, Логин Захаров. В июле прибыл туда Яков Охлопков, а в декабре — Егор Захаров.

Вероятно, первым якутом, прибывшим на Русскую Америку в Калифорнию, был Логин Захаров. Это произошло в 1816—1817 годах.

Наши земляки были хорошо знакомы со скотоводством и разными ремеслами, хорошо изьяснялись на русском языке. В основном были заняты на присмотре за скотом, охоте на морского котика и плотницких работах, включая и кораблестроение. Служили матросами, валовыми рабочими, работали в медеплавильном производстве. Например, их имена значатся в Списке денежных компенсаций за строительство судна “Кяхта”. Из семи плотников 1-го класса двое — якуты, Герасим Попов и Яков Охлопков.

Всего с 1820 по 1838 гг. в Форте Росс побывало всего якутов 12 мужчин и 4 женщины, не считая детей, в том числе от смешанных браков.

Как можно заметить, если в первые годы в форте были только мужчины, то потом стали прибывать и их жены и дети.

Вот некоторые имена и факты: В Форте Росс было несколько якутских и якутско-индейских семей — семья Ивановых, которая прожила в Форте Росс 6 лет, с дочерью Агафьей,

Семья Николаевых, Логина и Олимпиады. Николаев Логин- якут, состоял на службе РАК в Русской Америке с 1832, работал в ФР, где имел свой дом. Выехал на родину из колоний через Охотск весной 1841.

Семья Пермяковых-  Пермяков Степан- якут, состоял на службе с 1827 пильщиком и плотником; в 1829 был отправлен на бриге “Головнин” для работ в сел. Росс (Калифорния) вместе со своей женой Степанидой (ум. 1844), вероятно эскимоской или креолкой. П. выехал из колоний на родину в мае 1844.

Захаров Георгий — его жена Наталья была индианкой, в архивах временем ее пребывания в Форте Росс стоит 1836 год. Георгий же прибыл в форт в 1829 году, возможно, он женился на Наталье уже потом, и была она из крещеных индейцев, обращенных в христианство Преосвященным Иннокентием. У них был сын Симеон. В 1837 году Георгий Захаров был отправлен в Россию. Вероятно, он вернулся на родину, в Якутию. Нет никаких свидетельств о его семье после отъезда. Возможно, Наталья с сыном вернулась в свою родную индейскую деревню.

Попов Петр Якутской ( Сыннай) , интересно что указано якутско имя,- якут, служил в Атхинском отделе российских колоний в начале 1800-х, затем в 1819-1847 состоял “коровником” ( скотником), в Форт Россе П. женился в 1829 на калифорнийской индеанке ” девице Екатерине Степановой”. В 1829 году они вернулись на Ситку. Петр и Катерина имели двух дочерей, Матрену и Ирину, данные архивов указывают, что Матрена в возрасте 14 лет и Ирина в возрасте 7 лет были отправлены на Ситку в 1831 году. В 1943 П. ходатайствовал о причислении к колониальному гражданству, в 1847 его ходатайство было удовлетворено, но он в этом году уже выехал из колоний в Аян.

Прокофьев Авив- якут Кандаласского улуса, добросовестно служил РАК в Русской Америке в 1828-1835, причём с 1829- в калифорнийском сел. Росс вместе со своей женой Доротеей, вероятно креолкой, от которой имел сыновей Григория и Семена, родившихся в Ново- Архангельске . П. выехал на родину с семьёй весной 1835.

Попов Герасим- якут, служил РАК в 1810-1820-х, в том числе и в ФР. В 1825 П. выехал из колоний на родину через Охотск.

Охлопков Яков- якут, служил РАК в Русской Америке в 1810-х, плотником, прибыл в Калифорнию на бриге РАК “Ильмень” ( штурман К.Стивенс), который потерпел крушение у м. Барроде-Арена 19 июня 1820 вблизи крепости Росс, где О. продолжил свою службу компании.

Другие интересные имена и факты о наших земляках в РАК:

Избеков Прокопий- якут, служил РАК в 1840-1850-х в Курильском отделе и был пленён во время захвата о-ва Уруп англо- французским десантом в начале сентября 1855. После освобождения из плена в 1856 служил в Ново- Архангельске, где и скончался в марте 1858. На Урупе ещё до пленения у него родилась дочь Татьяна.

Якут Жабыльского наслега Ботурусского улуса Алексей Иванов погиб в 1853 году во время пребывания там англо-французской эскадры, а Федор Избеков потерялся в 1856 году на острове Уруп, после посещения острова командой все той же англо-французской эскадры. Возможно, европейские колонизаторы принимали якутов за индейцев.7

Кальянов Михаил- русский матрос, состоял на службе РАК в Русской Америке в начале 1800- х; дезертировал с корабля “Юнона” ( лейтенант Н.А. Хвостов) в Калифорнии в апреле 1806, когда судно стояло в зал. Сан-Франциско.

Попов Иван- якутский крестьянин Амгинской волости, был послан в 1806 камергером Н.П.Резановым в Русскую Америку. Здесь в 1809 вместе с В.Наплавковым возглавил заговор против главного правителя А.А. Баранова, намереваясь убить его и нескольких его приближенных, а затем на корабле “Открытие” бежать на отдалённые тропические острова. Заговор, однако, был раскрыт благодаря предательству Ф.Лещинского, и его главные зачинщики были высланы в кандалах для суда в Охотск, а оттуда – в Петербург, где в 1817 П. был приговорён у каторжным работам в Сибири.

Протодьяконов Прокопий- якутский купец, дважды участвовал в снаряжении для промыслов на Алеутских о-вах судна ” Св. Прокопий” (1769-1773), 1774-1778)

Шехурдин Петр – крещёный эвенк, участвовал в экспедиции Г.И.Шелихова, отправившегося в 1783 из Охотск на о-в Кадьяк для основания там первого постоянного русского поселения в Америке (1784). В дальнейшем служил в Русской Америке около 20 лет.

Нельзя не упомянуть об исключительном миссионере, протоиерее Вениаминове -лингвисте, знатоке якутского языка, индейских и алеутских языков , впоследствии достигший самого высшего поста в русской православной церкви и ставший прославленным Митрополитом Московским Иннокентием. Много путешествуя, он вел миссионерскую деятельность на Алеутских островах на шести наречиях местных племен, на о. Ситка, среди тлинкитов; в отдаленнейших селениях обширной Камчатской епархии, среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае и Северной Америке, в Амурском и Уссурийском крае. Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) жил в Якутске 7 лет, с 1853 по 1860 годы. Здесь, как ранее на Аляске и Форт Россе, он занялся христианизацией местных жителей, переводом на якутский язык богослужебных книг, открытием церковно-приходских школ, строительством церквей, открытием новых приходов. В ФР он вел активную миссионерскую деятельность, провел перепись в 1836.

Вот такие удивительные судьбы были у людей из Якутии, связавших свои судьбы с РАК в 19 веке, более 200 лет назад.

На протяжении последних 10 лет по следам моей работы идет активное сотрудничество Сахалиаспоры США с  администрациями Исторического парка Форт Росс, регионального парка Гуалала, Арт Центра Гуалалы и общественной организации Элеяда. Мы работаем над тем, чтобы Сахаистория Форт Росса не была забыта и поддерживалась. Мы рады подчеркнуть что нас и американцев, работающих в этих исторических и культурных заведениях обьединяет не только общественная деятельность, но и личная дружба. Форт Росс обьединил нас всех!

Также у Сахадиаспоры установлены контакты с официальными представителями коренных Аляски, идет работа над совместными проектами. В мае этого года мы впервые официально были включены в празднование Дня коренных Аляски All Alaskan Day в Форт Россе. В это же время мы установили памятную табличку у Сэрге, которое стоит у гостиницы Тимбер Ков, на берегу Тихого океана.

Саха волонтеры уже несколько лет принимают участие в ежегодном летнем фестивале в крепости Форт Росс. Мы приходим в традиционных одеждах и украшениях, активно общаемся с гостями фестиваля, угощаем их якутскими оладушками и лепешками, демонстрируем как делать керчех, варим якутский суп в чугунке на открытом окне для вечернего ужина волонтиров фестиваля, у нас свой презентационный столик где мы показываем гостям традиционные предметы, делимся Саха Историей Форт Росса.

В наших будущих планах: упоминание о Саха работниках Российско Американской компании в музее Форт Росс. Мы планируем установить памятную доску о наших земляках в Форт Россе. Сахадиаспора в Америке очень надеется на поддержку МВС Якутии в этом направлении.

Я продолжаю работу над дальнейшим изучением этой темы. В 2014 году я получила грант от Мэрии г. Якутска и получила возможность исследовать архив Михаила Зиновьевича Винокурова, выходца из Якутии, который впоследствии работал в Славянском отделе Библиотеки Конгресса США и был настоящим энтузиастом по сбору материалов о Русской Америке и Восточной Сибири.

Также веду страницу на Фейсбуке Sakha History of Fort Ross -саха история Форт Росса и Аляски.

Хочу отметить, что члены Саха Диаспоры в разных странах являются подлинными народными дипломатами, так как именно они – знающие условия жизни этих стран, обладающие языками безвозмездно помогают установлению дружественных связей между людьми, ведут переговоры, изучают историю на основе архивных документов этих стран и таким образом являются ключевыми людьми при достижении успеха  того или иного международного проекта

Мы очень благодарны нашим якутским традиционным мастерам Маркову Федору,

Степанову Егору, Луке Егорову, Юрию Ксенофонтову и Андрею Чикачеву за

за то, что сейчас имеем кусочек своей культуры далеко от родины. Каждый год в день Ысыаха, солнечного солнцестояния мы собираемся на тюсюльге и отдаем дань своей культуре и традициям, приобщая к этому своих детей. Численность Сахадиаспоры в США растет с каждым годом, а значит и значение наших культурных символов  для нас и наших потомков трудно переоценить.

Саха История на фейсбук:

https://www.facebook.com/sakhafortross/

Спасибо!

Самое главное – благодаря усилиям “Саха Диспоры” администрация Форта Росс признала роль якутов в освоении Калифорнии!

Видео выступления рейнджера Форта Росс в отставке Робин Джой Веллман:

Желаем дальнейших успехов в продвижении якутской культуры “Саха Диаспоре” и Этнокультурному Объединению “Эллэйада”!

Пусть якутские сэргэ будут символом связей якутов и Русской Америки!

Мои посты о якутских сэргэ в мире:


Сэргэ шагает по планете! Часть 1. Калифорния.

.


Сэргэ шагает по планете! Часть 2. Наши в Западной Европе и Греции!


Сэргэ шагает по планете! Часть 3. Балтия, Монголия, Китай и Казахстан!

Мой пост о 10-летии Этнокультурного Объединения “Эллэйада”:


Этнокультурное объединение “Эллэйада” – 10 лет продвижения якутской культуры в мире!

Ссылка на статью Марины Яковлевой “Якуты Русской Америки” в журнале “Илин”:

http://ilin-yakutsk.narod.ru/2011-34/56.htm

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:

https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий