5 лет назад 168
Видео экскурсии по Иволгинскому дацану и встречи с ректором Буддийского университета.
Делегация Общественной Палаты Республики Саха (Якутия) приняла участие в Гражданском Форуме “Сообщество” в г. Улан-Удэ 30 и 31 мая 2019 года.
В рамках программы пребывания делегация посетила Иволгинский дацан.
Делегация ОП РС (Я) с ректором Буддийского университета геше Дымбрыл багша на фоне Храма-дворца Хамбо-ламы Итигэлова.
В Википедии пишут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD
Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Хурэ́»
[2]
(
тиб.
དགའ་ལྡན་བཀྲ་ཤིས་ཆོས་འཁོར་
Гандан Даши Чойнхорлин
;
бур.
Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хийд — «Обитель Колеса учения, приносящего счастье и полное радости») —
буддийский
монастырь-
дацан
, центр
Буддийской традиционной Сангхи России
[3]
.Памятник истории и архитектуры
[4]
. Расположен в
Республике Бурятия
в селе
Верхняя Иволга
в 36 км западнее центра
Улан-Удэ
.История
Буддийская традиция в
СССР
была полностью уничтожена в 1930-х годах. В конце
Великой Отечественной войны
в стране начали открываться храмы, церкви, мечети,
дацаны
. Постановлением Совета народных комиссаров
Бурят-Монгольской АССР
от
2 мая
1945 года
за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга» было разрешено строительство нового дацана. Буддийской общиной начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные средства в
Иволгинской
долине в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид
дугана
. По легенде место храма указала белая лошадь, сама пришедшая на это место.Верующие, узнав об открытии храма, стали принимать активное участие в строительных работах.
12 декабря 1945 года во главе с
гэбши
Галсаном Хайдубом была проведена первая открытая служба «
Сахюусан
хурал». В феврале 1946 года новогодние службы — «
Сагаалганай
хурал» — прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. Первый
Цогчен-дуган
был возведён в 1948 году, с постройкой второго Цогчена ставший Чойра-дуганом факультета философии.В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Были построены жилые дома для
лам
, хозяйственные и служебные здания. В 1970-е годы возведено большинство храмов дацана. В 1970 году построен второй восьмистенный Цогчен-дуган, с возведением в 1976 году третьего (современного) соборного храма, преобразованный в Деважин Сумэ.В 1991 году при дацане создан Буддийский университет «
Даши Чойнхорлин
им.
Дамба Даржа Заяева
».Осенью 2002 года Иволгинский дацан обрёл нетленное тело Хамбо-ламы
Итигэлова
. В январе 2003 года принято решение о возведении Дворца-храма для хранения священной реликвии. Храм строился по проекту несохранившегося Дэважин-дугана Янгажинского дацана, спроектированного и построенного самим Итигэловым ещё в 1906 году. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм.В настоящее время в дацане проводятся службы-
хуралы
, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения —
Сахюусанов
и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил. Дацан посещают множество паломников и туристов из разных стран.Храмы-дуганы дацана
В монастырский комплекс входят:
Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976); Чойра-дуган — храм факультета философии Чойра — первый Цогчен-дуган (построен в 1947—1948 гг.); Дэважин-сумэ —
Рай Будды Амитабхи
— второй Цогчен-дуган, глинобитное восьмистенное двухэтажное здание (построен в 1970 г.);
Храм-дворец
Хамбо-ламы Итигэлова
— место хранения священной реликвии — нетленного тела великого Учителя; Дуган Зелёной Тары (
бур.
Ногоон Дара Эхын сумэ) — храм, посвящённый женской бодхисаттве
Зелёной Таре
; Жуд-дуган —
тантрический
храм; Маанин-дуган — храм бодхисатвы сострадания
Авалокитешвары
(Арьяа-Баалы); Гунрик-дуган — храм будды
Вайрочаны
; Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды
Майтреи
(построен в 1970-е гг.);
Сахюусан-сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвящённый
дхармапалам
— защитникам Учения (построен в 1986 г.);
Оранжерея
для священного
дерева Бодхи
.Кроме того, на территории монастыря располагаются резиденция
Хамбо-ламы
, здание библиотеки, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-
субурганы
, различные служебные помещения и дома лам, вольер для
косуль
.При дацане действует визитно-информационный центр, в котором можно узнать информацию о расписании хуралов, размещении в гостевых домах и другую информацию
[5]
. У левого входа на территории дацана размещены сувенирные ряды, где можно найти различные буддийские атрибуты.За оградой монастыря с южной стороны находится небольшой
стадион
, где проводятся соревнования по традиционным бурятским видам спорта — борьбе, стрельбе из лука. Восточнее дацана располагается
ипподром
.Буддийский университет
Буддийский университет «
Даши Чойнхорлин
» начал работу в 1991 году, получив лицензию высшего учебного заведения
[6]
. Университет является негосударственным учреждением высшего религиозного образования. В 2003 году был переименован в честь первого Пандито Хамбо Ламы в Буддийский университет «
Даши Чойнхорлин
им.
Дамба Даржа Заяева
». В настоящее время обучаются более 200 студентов-
хувараков
на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском
[7]
.
Делегация Общественной Палаты России посетила Иволгинский дацан:
https://ivolgdatsan.ru/news/150/
30 мая в Улан-Удэ открылся Всероссийский форум “Сообщество”, на который приехала большая делегация Общественной палаты России
Вчера часть группы побывала на экскурсии в Иволгинском дацане, во время экскурсии гости узнали об истории российского буддизма, сделали гороо (обход дацана по кругу) и поклонились Пандито Хамбо Ламе Этигэлову.
Сегодня вместе с членом Общественной палаты РФ от Бурятии Баиром Бальжировым Баир Гвибалович Бальжиров на встрече с действующим главой буддистов России Дамбой Аюшеевым Дамба Аюшеев побывали секретарь ОП РФ Валерий Фадеев, заместитель секретаря ОП РФ Александр Точенов, заместитель руководителя аппарата ОП РФ Валерий Чирков, председатель Комиссии по экологии ОП РФ Альбина Дударева, зам. генерального директора ТАСС Андрей Соколов, начальник отдела ТАСС Буянто Биликтуев. Группу также сопровождал руководитель администрации главы и правительства Республики Бурятия Баир Цыренов.
Вход в дацан
Нас сопровождал студент Буддийского университета Валерий.
Первое здание дацана, построенное в 1946 году.
Также как якутам был разрешен национальный праздник Ысыах, в 1945 году Сталин разрешил построить буддийский дацан.
Здание, где хранится отросток дерева под которым Будда обрел просветление.
Сту́па
(
субурга́н
,
санскр.
स्तूप, stūpa
IAST
, «макушка, куча земли, камней, земляной холм»
[1]
,
тиб.
чортен,
монг.
суварга(н),
бур.
субарга(н)) —
буддийское
архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее
полусферические
очертания
[1]
. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.Первоначально представляла собой
реликварий
, затем стала
памятником
, возводившимся в честь какого-то события
[1]
. Исторически восходит к могильным
курганам
, сооружавшимся для погребения царей или вождей
[2]
.
Символом России является буддийское божество Белая Тара:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0_(%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC)
Тара
(
санскр.
तारा [tārā]
IAST
,
тиб.
སྒྲོལ་མ་ [Drolma] «Спасительница») — одна из главных
бодхисаттв
(
идам
, просветлённых существ)
буддизма
. Она родилась из слезы бодхисаттвы
Авалокитешвары
, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой.В иконографии существует 21 форма
Тары
, среди них основными принято считать следующие:
Белая Тара
Зелёная Тара
Красная Тара
(
тиб.
[sgrol-ma dmar-po] [Долма Марпо] «Красная Освободительница»)
[1]
. Её воплощением является
Курукулла
Желтая Тара
(
санскр.
[Васундхара] или [Васучара] «Хранительница Сокровищ»;
тиб.
[Долма Сермо] «Жёлтая Освободительница»)
[2]
Голубая Тара
— её воплощением является
Экаджати
Белая Тара
Белая Тара
(
Sita Tāra
,
тиб.
sgrol dkar ma
) символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость. Она имеет семь глаз — по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует её всеведение страдания во всей
Вселенной
. Поэтому её также называют «Семиглазой»
[3]
.
Белая Тара
является целительницей и даёт удачу. В одном из древних
тибетских
текстов она упоминается как
Еше Хорло
—
«колесо исполнения желаний»
, и, визуализируя её, практикующий стремится отождествить себя с этим божеством и таким образом убрать все препятствия.
Атрибут
Белой Тары
— цветок
лотоса
в левой руке, который является символом
Трёх Драгоценностей
Буддизма
. От неё исходит белый свет.В
1764 году
буддийское духовенство объявило
Екатерину II
воплощением Белой Тары на земле, а первый хамбо-лама
Дамба Доржи Заяев
на аудиенции поклонился ей в ноги, как божеству. С тех пор все хамбо-ламы приносили специальную присягу на верность «Белому царю», а при личной встрече с императорами простирались перед ними
[4]
.В
2009 году
президент России
Дмитрий Медведев
посетил
Иволгинский дацан
близ Улан-Удэ. Ещё до приезда президента в Бурятию
ламы
сообщили, что собираются признать Медведева воплощением одного из самых почитаемых божеств буддийского пантеона — Белой Тары — и провести перед ним обряд простирания. Во время этого обряда воплощение божества усаживают на трон «белого царя», а ламы полностью распластываются на земле перед ним. От обряда президент решил отказаться, но сказал, что с уважением относится к традициям буддистов и их решению
[5]
.
Смотритель нетленного Хамбо-ламы Итэгэлова.
О Хамбо-ламе Итигэлове.
Молитвенные барабаны
Схема дацана
Видео очень интересной экскурсии по Иволгинскому дацану.
Сувениры, амулеты и благовония.
В Иволгинском дацане находится
Буддийский университет:
http://budduniver.ru/
О университете:
https://www.infpol.ru/116587-v-buddiyskiy-universitet-obyavlen-nabor-abiturientov/
Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Дамба-Даржа Заяева начал работу в 1991 году. В 1999 году получил государственную лицензию высшего учебного заведения. Его основной задачей является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России, подготовка штатных лам-священнослужителей для активно восстанавливающихся дацанов этнической Бурятии, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов-переводчиков и так далее.
Студенты осваивают буддийскую философию, логику и гносеологию, тантру, ритуалистику, астрологию и многое другое. В основе занятий лежит традиция школы «гелуг». Изучаются старобурятская письменность, тибетский и английский язык, компьютерная грамотность, история и этнография. Студенты также практикуются в переводе канонических текстов.
Преподавателями университета являются учителя, окончившие курс обучения в Дрепун Гоман дацане (Южная Индия) и получившие ученую степень геше. Планируется увеличение количества преподаваемых специальных дисциплин в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии.
В университете функционируют четыре факультета – философский, тантрический, иконографический. Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), Парамита (Учение Будды), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, астрология монгольских народов и пр. По окончании университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы, сообщает пресс-служба Сангхи России.
Ректором Буддийского университета является геше Дымбрыл багша:
http://budduniver.ru/about/administration/
О геше Дымбрыл багша на сайте:
http://asiarussia.ru/news/4117/
Новый ректор Буддийского университета в степени геше назначен в Бурятии
Геше Дымбрыл Дашибалданов – доктор буддийской философии и новый ректор Буддийского университета в Иволгинском дацане Бурятии – единственного в России высшего учебного заведения для подготовки буддийских священнослужителей. Фото savetibet.ru
Приказом главы Сангхи России, Хамбо ламы Дамбы Аюшеева от 31 августа ректором Буддийского университета назначен геше Дымбрыл Дашибалданов
.
Как сообщает пресс-служба Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР), 1 сентября в конференц-зале университета состоялась церемония официального вступления в должность.
Ганжур лама Раднаев, многие годы возглавлявший первое высшее духовное учебное заведение Сангхи России – отныне почётный ректор университета.
Дымбрыл Дашибалданов – молодой учёный, монах-гелон, одним из первых среди буддийских священнослужителей России постсоветского периода в 2012 году защитил в университете Гоман дацана (Южная Индия) высокую научную степень геше (так переводится на тибетский язык степень – доктор буддийской философии). Он прошёл классический 16-летний курс обучения.
Как отмечает БТСР, с назначением нового ректора российского Буддийского университета Сангха России открывает новую страницу в своей истории, в истории традиционного буддизма всей страны. Особое значение это событие обретает именно в этом году – юбилейном году 250-летия с момента основания института Пандито Хамбо лам России.
“Возрождение традиции подготовки собственных кадров священнослужителей для дацанов Сангхи России переходит на новый уровень, обретает новую точку отсчета, начинает новый этап в своем развитии. Из года в год Буддийский университет укрепляет свой кадровый потенциал. Одни из лучших сыновей бурятского народа – молодые ученые ламы, преподаватели нашего университета, наша гордость и надежда, в своей великой устремленности на пути Будд и Бодхисаттв, передавая свои знания ученикам (более 150 студентов-хувараков из разных регионов России обучаются сегодня в Буддийском университете), незримо каждый день приносят родной земле и всем живым существам великое благо, заключенное в Учении Будды”, – подчеркивает значимость этого события Буддийская традиционная Сангха России.
Справка
Дымбрыл Багша (Еше Жигме) – Дымбрыл Гурубазарович Дашибалданов родился в Хоринском районе, в 17 лет уехал учиться в Индию, в монастырь Гоманг. Там он принял полные обеты монаха – гелонга. В 2011 году завершив 16-летний курс обучения, в начале 2012 г. успешно защитил звание геше – доктора буддийской философии. Дымбрыл Багша («багша» – Учитель (бур.) является первым геше из России, получившим эту высокую научную степень в постсоветский период. Геше Дымбрыл является преподавателем дисциплины Чойра (буддийской философии) в Буддийском университете имени Дамба Даржа Заяева Буддийской традиционной Сангхи России (Иволгинский дацан, Республика Бурятия), а также дает лекции по буддийской философии в течение нескольких лет в г. Улан-Удэ и других городах России.
Видео встречи с ректором Университета геше Дымбрыл багша.
Желаю дальнейшего развития и процветания Иволгинскому дацану и Буддийскому университету «Даши Чойнхорлин» им. Дамба-Даржа Заяева!
Меня поразило посещение Храма-дворца хамбо-ламы Итигэлова. И мой следующий пост будет об этой необыкновенной личности…
Мои посты о буддийских храмах:
Самый северный в мире буддийский храм – в Якутске!
Кинкаку-дзи (“Золотой Храм”) в Киото!
Эдуард Новиков в Храме Асакуса Каннон (Сэнсо-дзи) в Токио!
Мои посты о Бурятии:
Хамбо-лама Итигэлов: Родной улус, место упокоения и Храм-дворец.
30 мая – День Республики Бурятия! Видео и фото с праздничного концерта!
Видео: Богини Байкала из Бурятии!
Дальневосточный Форум “Сообщество” в Улан-Удэ, Республика Бурятия!
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://nikbara.ykt.ru/
Мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб:
https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин
Я в Инстаграме @nb2015p
«Фейсбуке»
https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks
Персональная страница в “Фейсбуке”:
https://www.facebook.com/nikbaramygin/
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin
“Твиттер”
https://twitter.com/NBaramygin