7 лет назад 219
Новый маршрут для Томторского месторождения!
13 февраля 2018 года состоялось Расширенное заседание Постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросу “Об освоении Томторского месторождения редкоземельных металлов (в том числе вопрос логистики руды)”.
С презентацией выступил управляющий директор ООО “Восток Инжиниринг” Сергей Сергиенко.
Мы с Галиной Васильевой приняли участие в Расширенном заседании от Общественной Палаты Республики Саха (Якутия).
Презентация нового маршрута для Томторского месторождения.
Краткое резюме Совещания.
1.
По информации г-на Сергиенко, проект дошел до стадии
ТЭО кондиций
. Пока нет расчетов экономической эффективности проекта.
По данным Википедии: планируется добывать 200 тыс. тонн – это примерно 1,8 млрд. долл. в год.
В Википедии пишут некоторые подсчеты эффективности проекта:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%82%D0%BE%D1%80_(%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)
В мае 2014 года совместное предприятие Госкорпорации Ростех и группы ИСТ — «Триаркмайнинг» — выиграло аукцион на право пользования участком недр Томторского месторождения для разведки и добычи руд ниобия, редкоземельных металлов, скандия и попутных компонентов
[3]
.
Суммарная стоимость
возможно добываемых редкометальных компонентов первого пирометаллургического передела из
1 т природного концентрата (руды)
первоочередного для освоения уч. Буранный (запасы 20 млн т руды) Томторского месторождения составила
8150 долл. США.
Дополнительные попутные товарные продукты (титан пигментный, Na3PO4, AlCl3, SrSO4, BaSO4 и др.) оцениваются
дополнительно в 700—850 долл
. Таким образом, доходность от возможно извлекаемых редкометалльных и попутных компонентов в виде товарной продукции первого передела руд (реализации проекта «Буранный-Томтор») может составить (в % соотношении): для ниобия — 22, скандия — 19, иттрия — 10, РЗМ — 40, попутные — 9 %. Организация более углубленного передела (2-3 уровня) добытой редкометалльной продукции с получением феррониобия (ФН-40, ФН-60), металлического скандия, иттрия и десятка редкоземельных оксидов высокой чистоты (99,9 и 99,99 %), а также широкого ассортимента их синтетических соединений может дать более высокую доходность редкометалльного производства на основе томторских руд. Напомним, что срок эксплуатации только уч. Буранный может составить не менее 40-50 лет, с учетом роста добычи и переработки руд с 10 тыс. т (к 2012 г.) до 200 тыс. т (2020 г.) и, возможно, до 500 тыс. т (к 2030—2040 гг.). В целом же Томтор — рудный объект, уникальный по запасам и содержанию редких и редкоземельных металлов, который только рудами коры выветривания (~2 млрд т) может обеспечить работу рудника на сотни лет вперед
[4]
.По сообщению Интерфакс:
[5]
Содержания в балансовых рудах составляют: Nb2O5 6,71 %, Y2O3 0,595 %; Sc2O3 0,048 %, TR2O3 9,53 %. Руды участка первоочередной отработки при планировавшихся незначительных объёмах добычи хватит более чем на 100 лет эксплуатации при окупаемости основных фондов предприятия от 4 до 7 лет.
Томторское месторождение является одним из крупнейших в мире
[6]
. Содержание
ниобия
колеблется от 23 до 63 кг на тонну породы, и ещё до 93 кг других редких металлов
[7]
. Академик
Николай Похиленко
заявил, что также присутствуют
скандий
,
празеодим
,
иттрий
и другие
редкоземельные элементы
[8]
.
2.
Главное достижение маршрута –
минимальный проезд по территории Республики Саха (Якутия)
. Соседи радуются – будет расширяться мелководный порт Хатанга. Республика Саха и Оленекский улус получат налоги на добычу и часть платы за перевозку руды.
Про порт Хатанга в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0_(%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
Хатангский морской торговый порт
— морской порт посёлка
Хатанга
, расположенный на правом берегу реки
Хатанга
, впадающей в Хатангский залив
моря Лаптевых
, в 115 милях от устья реки.Морской порт является замерзающим, ледокольная проводка в порту не осуществляется. Навигация в морском порту проходит в период с июля по сентябрь.
Глубина у причала – 5 метров.
В ЯСИА писали про новый маршрут:
http://ysia.ru/glavnoe/vostok-inzhiniring-rudu-s-tomtorskogo-mestorozhdeniya-ne-budem-perevozit-po-lene/
«Восток Инжиниринг»: Руду с Томторского месторождения не будем перевозить по Лене
Автор
Айал Яковлев
– 04.12.17 18:48 8817
32
Компания «Восток Инжиниринг» отказалась от варианта с транспортировкой руды с Томторского месторождения по реке Лене и определила новую концепцию, минимально затрагивающую территорию республики. Об этом сообщил руководитель компании Сергей Сергиенко на специальной пресс-конференции.
По словам
Сергея Сергиенко
, руда Томторского месторождения редкоземельных металлов будет вывозиться на переработку через Хатангский морской торговый порт.
«Будет построен автозимник до Хатанги, что находится в Красноярском крае, протяженностью около 600 км. На территории республики будет находиться лишь 186 км от этой дороги. Маршрут не предполагает использование рек для перевозки, не пройдет через населенные пункты. Единственная переправа будет через реку Анабар в том месте, где через нее переправляется компания «Алмазы Анабара»,
— сообщил Сергиенко.Руководитель компании отметил, что на данный момент выполнена камеральная оценка возможности строительства автозимника, подписано соглашение о намерениях с Хатангским портом. Строительство запланировано на конец 2020 года. Начало перевозки руды – с января 2021 года. Летом 2018 года планируется трассировка будущего зимника.
Сергей Сергиенко добавил, что данный вариант был выбран не только в связи с ажиотажем, поднявшимся среди жителей республики, но и в силу рисков:
«Лена довольно строптивая река. Нам бы пришлось строить причалы и ежегодно восстанавливать их. Есть большие риски с меняющимся руслом реки и большим количеством ледовых переправ в зимнее время».
Он также отметил, что помимо предусмотренных законом общественных слушаний и этнологической экспертизы «Восток Инжиниринг» планирует проведение ряда встреч с жителями Оленька и Жилинды.
«На автотранспортном предприятии, которое будет организовано для перевозки руды, создадут до 500 рабочих мест. Приоритет в трудоустройстве будет отдан жителям Якутии и, в частности, Оленекского улуса»,
— добавил руководитель компании.Заместитель генерального директора «ТриАрк Майнинг»
Василий Захаров
также в ходе пресс-конференции отметил, что руда с Томторскогом месторождения не является опасным грузом, а идентифицируется в качестве сырья с повышенным содержанием радионуклеидов. То есть является безопасным для транспортировки. Тем не менее, перевозка будет осуществляться в биг-бэгах по 2-3 тонны.Министр охраны природы Якутии
Сахамин Афанасьев
подчеркнул, что представители его ведомства будут сопровождать строительство автозимника. Летом один из министерских сотрудников должен будет наблюдать за трассировкой зимника.Переработку руды планируется осуществлять в городе Краснокаменск в Забайкальском крае. Туда ее доставят железнодорожным путем после разгрузки в одном из морских портов.
Отметим, что оксиды редкоземельных металлов являются стратегическими материалами, применяемыми в ракетостроении, производстве магнитов, электродвигателей, ветровых и солнечных электростанций, компьютеров, телефонов, химпромышленности и медицине.
Томторское комплексное редкометальное месторождение находится на северо-западе Республики Саха (Якутия) Российской Федерации, в пределах Оленёкского улуса, в 400 км к югу от побережья моря Лаптевых, на водоразделе рек Удя и Чима-ра.
В целом же Томтор — рудный объект, уникальный по запасам и содержанию редких и редкоземельных металлов, который только рудами коры выветривания (~2 млрд т) может обеспечить работу рудника на сотни лет вперед.
Содержания в балансовых рудах составляют: Nb2O5 6,71 %, Y2O3 0,595 %; Sc2O3 0,048 %, TR2O3 9,53 %. Руды участка первоочередной отработки при планировавшихся незначительных объёмах добычи хватит более чем на 100 лет эксплуатации при окупаемости основных фондов предприятия от 4 до 7 лет.
Томторское месторождение является одним из крупнейших в мире. Содержание ниобия колеблется от 23 до 63 кг на тонну породы, и ещё до 93 кг других редких металлов.
3. Оленекский улус
, получающий в год 5 миллионов рублей, задумался об акционировании ООО “Восток-Инжиниринг”.
https://news.ykt.ru/article/68527
Якутия предлагает акционировать добывающую редкоземельные металлы компанию
13 февраля 2018, 15:51 29 3110 6
Об этом заявил глава Оленекского национального эвенкийского улуса Александр Иванов на заседании профильного комитета Ил Тумэна.
Глава улуса отметил, что разработка Томторского месторождения имеет стратегическое значение для страны и долгосрочные перспективы. «Предлагаем ООО “Восток Инжиниринг” акционировать с передачей долей Оленёкскому улусу и правительству республики. Это позволит в будущем строить не только экономические отношения, но и вести экологическую и социальную политику», – сказал Александр Иванов.
В комментарии News.Ykt.Ru глава Оленёкского улуса заметил, что инициатором предложения выступает муниципальное образование. Инициатива нашла поддержку у руководства республики. По словам Иванова, учредителям «Восток Инжиниринга» направлено письмо. «Сложность решения вопроса в том, что у данного предприятия два учредителя. Необходима, считаю, достаточно активная позиция правительства республики в переговорах с руководством учредителей – “Ростех” и “Триарк Майнинг”», – высказал мнение глава улуса.
Управляющий директор ООО «Восток Инжиниринг» Сергей Сергиенко сообщил, что вопросы об акционировании республика ставит. «Нам были направлены предложения. Но проект находится в разработке. Сейчас об акционировании и экономике проекта не можем ничего конкретного сказать», – отметил он.
Томторское меторождение редкоземельных металлов открыто в 1959 году. Запасы редких элементов в Томторском месторождении при нынешнем спросе могут обеспечить потребности России (а при определенных условиях и мира) на сотни лет, сообщает Всероссийский экономический журнал. «По состоянию на 2013 г. стоимость товарной продукции, получаемой из одной тонны руды Томтора, выросла и варьируется от $8,5 до $11,38 тысяч», – говорится в
статье
.Компания «Восток Инжиниринг» зарегистрирована в селе Оленёк с марта 2015 года. Геологоразведывательные работы на сегодня закончены. Компания завершает разработку проектной документации по освоению месторождения редкоземельных металлов. После ряда обязательных процедур в 2019 году «Восток Инжиниринг» планирует построить на участке «Буранный» горнодобывающее предприятие с мощностью 200 тысяч тонн руды в год. Руда будет добываться открытым способом. На месте будет организована сушка горной породы до влажности 5% и её дробление. Затем руду транспортируют по автозимнику до порта Хатанга. Завод по переработке руды планируют построить в Краснокаменске Забайкальского края.
Редкие металлы применяются в разнообразной продукции – от крылатых ракет и радаров до экранов телевизоров, полупроводников, лазеров и гибридных автомашин. В настоящее время, по оценкам экспертов, на долю КНР приходится 40% разведанных на планете запасов редкоземельных металлов и по меньшей мере 90% поставок на мировой рынок.
Пресс-релиз на сайте Ил Тумэн:
http://iltumen.ru/content/yakutskie-parlamentarii-rassmotreli-voprosy-razrabotki-tomtorskogo-mestorozhdeniya
Якутские парламентарии рассмотрели вопросы разработки Томторского месторождения
Вопросы дорожной карты по промышленному освоению Томторского месторождения редкоземельных металлов, экологической безопасности и ряд других тем были рассмотрены на расширенном заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии, 13 февраля.
В работе совещания приняли участие представители ОАО «ТриАрк Майнинг», ООО «Восток Инжиниринг», Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), Министерства экономики Республики Саха (Якутия), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики, а также представители надзорных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Управляющий директор ООО «Восток Инжиниринг»
Сергей Сергиенко
представил проект маршрута транспортировки руды, которую будут добывать и вывозить с Томторского месторождения. Новый зимник свяжет Оленекский эвенкийский национальный район с Красноярским краем и портом Хатанга. Пользоваться зимником смогут и местные жители. В своем выступлении он также отметил информационную открытость компании в организации своей деятельности.Особый интерес депутатов, участвовавших в заседании, вызвала экологическая сторона вопроса. Были заданы многочисленные вопросы. Народный депутат
Иван Андреев
отметил, что, несмотря на все меры безопасности, принятые недропользователем, остается открытым вопрос первичной обработки руды. Кроме того, он напомнил об особых свойствах редкоземельного металла, который следует транспортировать в специальных условиях. Также были подняты темы рекультивации земель, строительства очистных сооружений. Народный депутат
Иван Шамаев
спросил об экономической составляющей проекта. Участники заседания спрашивали о наличии соглашения у компании недропользователя с администрацией Оленекского эвенкийского национального района, сколько местных жителей будут обеспечены рабочими местами.Отвечая на вопросы
Сергиенко
подчеркнул, что компания «Восток Инжиниринг» является ответственным недропользователем, который реализует проект по освоению Томторского месторождения в строгом соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством в сфере недропользования.«Я за то, чтобы привлекать к наблюдению за деятельностью компании общественников, представителей общин коренных малочисленных народов Севера, местных жителей. В случае нарушения экологической безопасности – внести строгие штрафные санкции», – говорит
Иван Андреев.
В своем выступлении глава Оленекского эвенкийского национального района
Александр Иванов
проинформировал о том, что в 2016 году силами работников СВФУ им. М.К. Амосова было проведено комплексное обследование жителей района. Он сообщил, что следующее обследование планируется провести в 2019 году. «Таким образом, мы будем регулярно следить за влиянием деятельности ООО «Восток Инжиниринг» и других промышленных предприятий, действующих на территории муниципалитета, на здоровье населения», – сказал он. «Принимая во внимание стратегическую значимость данного месторождения, мы просим народных депутатов поддержать инициативу общественности района, которая предлагает акционировать ООО «Восток Инжиниринг». Это позволит в будущем регулировать не только экономическое отношения муниципалитета с недропользователем, но и вести экологическую и социальную политику», – говорит
Александр Иванов.
Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии
Вячеслав Шадрин
предложил организовать этнологическую экспертизу, поскольку строительство нового автозимника будет пролегать через территорию обитания диких оленей. Представитель Ассоциации долган Республики Саха (Якутия)
Ульяна Тимофеева,
в свою очередь, выступила с инициативой привлечения к разработке дорожной карты по промышленному освоению Томторского месторождения общественные организации.По результатам заседания был принят ряд решений. Подводя итоги работы,
Владимир Прокопьев
отметил, что комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Ил Тумэн будет мониторить и держать на особом контроле вопросы экологической безопасности при разработке Томторского месторождения.
Пресс-служба Ил Тумэна
Опубликовано: 14.02.2018 11:39 (UTC +9:00)
Фото некоторых моментов Совещания.
Выступает Иван Степанов. Вопрос о радиоактивности руды.
Выступает председатель Ассоциации долган Якутии Елена Трифонова. Вопрос об оказании содействия долганам, проживающим в Анабарском улусе.
Сергей Сергиенко выступил на НВК “Саха”:
http://nvk-online.ru/v-goke-na-tomtorskom-mestorozhdenii-budut-trudoustroeny-mestnye-zhiteli-sergienko/
Желаю команде “ТриАрк Майнинг” и “Восток Инжиниринг” дальнейших успехов в освоении крупнейшего месторождения редкоземельных металлов в России!
Успешной защиты ТЭО кондиций и разработки проекта!
Моя страница в Дневниках якт ру.:
http://https://nikbara.ykt.ru/
Мой канал на Ютуб:
https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true
Я в Инстаграме @nb2015p
«Фейсбуке»
https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin