8 лет назад 503
Самая северная в мире Армянская церковь в Якутске!
Продолжаю тему о церквях и храмах в Якутске!
Армянская церковь “Сурб Карапет”
в Якутии также является самой северной в мире!
Пост о Градоякутской Спасо-Преображенской церкви
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/718305
.
Пост о самом северном в мире буддийском храме – дацане в Якутске
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1064459
.
Пост о католической церкви г. Якутска
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1065744
.
Как пишут в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Армя́нская апо́стольская це́рковь
[1]
(
арм.
Հայ Առաքելական Եկեղեցի); традиционное, историческое название —
Апостольская церковь Армении
(арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի) — одна из древнейших
христианских
церквей
, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского
православия
, так и римского
католицизма
.Относится к группе дохалкидонских
Древневосточных Церквей
[2]
. В богослужении используется
армянский обряд
.Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви Армении считаются апостолы
Фаддей
и
Варфоломей
. Первым, поставленным непосредственно апостолами епископом в Армении признается Закария (68—72). Согласно некоторым источникам, в 314 году христианство объявлено государственной религией Армянского царства. Согласно иным источникам, а также в самой Армянской церкви этой датой считается 301 год
О разнице с православием в интервью Олега Давыденкова:
Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
– Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь
исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую.
Несторианство
учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. М
онофизиты
же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными).
Как пишет П.Л.Казарян об истории пребывания армян в Якутии:
Историко-демографический облик армянской диаспоры в Якутии: история и современность
Если в XVII–XVIII вв. армяно-русские связи в Сибири ограничивались в основном торгово-экономическими отношениями, то после 1828 г., когда произошло присоединение части Восточной Армении к Российскому государству эти отношения вышли на новый уровень.
Армяне, ставшие гражданами Российской империи, проживавшие как на территории своей исторической родины — Армянской области (с 1849 г. — Эриванской губернии), армянских уездах Елизаветопольской и Тифлисской губерний, так и в многочисленных армянских колониях Европейской России, Украины, Бессарабии и Крыма, вовлеклись в экономическую и политическую жизнь империи. Это стало особенно ощущаться в последней четверти ХIХ в. Появление оседлых армян за Уралом шло двумя путями: экономическим — через вовлечение армян в транспортное строительство, найм на работу на предприятия горной промышленности, участие в торговле, и карательным — через ссылку армян за уголовные и политические преступления в пределы губерний и областей Сибири.
Якутская область была одним из тех регионов Сибири, где появление армян произошло синхронно обоими путями в конце ХIХ — начале ХХ в. Запоздалое, в сравнении с другими регионами Сибири, появление армян в Якутии имело свое объяснение — отдаленность края, холодный климат, отсутствие спроса на многие ремесла, которыми владели армяне, и т.п.
Экономическая миграция армян в Якутскую область была связана с наймом на заработки на частные золотые промыслы Олекминской и Витимской систем, которые административно до 1899 г. входили в состав Олекминского округа Якутской области. Об этом свидетельствуют данные Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г.. По ним в Якутской области находились на жительстве 19 лиц армянской национальности, из них 17 мужчин и 2 женщины.
Образовательный уровень мужчин армян (грамотных 6 чел. из 15 взрослых) — показатель того, что они принадлежали к малообразованным группам населения — к сословиям крестьян или мещан. Они были в основном расселены в золотопромышленном районе: в Витимской системе — 11 мужчин и 2 женщины, в Олекминской — 5 мужчин и 1 чел. в г. Олекминске, что указывает на экономическую основу армянской диаспоры Якутской области конца ХIХ в.
После передачи района золотых приисков в состав Иркутской губернии вплоть до начала 20-х годов ХХ в. экономической миграции в Якутию не наблюдалось. С начала века основным каналом появления армян в Якутской области стал второй путь — ссылка.
В фондах архивов Сибири среди лиц, назначенных в ссылку в Якутскую область в 1901–1916 гг., фигурируют имена около двадцати армян [5].
Массовое прибытие армян в республику началось с началом каменного строительства в городах и селах республики, и до сих пор армяне занимают большую долю в строительстве в Республике Саха (Якутия).
Также армяне занимаются ремонтом обуви и имеется ряд армянских ресторанов и кафе.
Церковь была заложена в 2011 году и в 2012 году прошло ее освящение.
В газете “Ноев ковчег” писали:
http://noev-kovcheg.ru/mag/2012-11/3299.html
СТРОЯЩАЯСЯ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯКУТСКЕ ОСВЯЩЕНА
9 июня в Якутске в присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей праздника глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян освятил строящуюся церковь. Армянская церковь в Якутске будет самой «северной» в мире, в зоне вечной мерзлоты. 16 каворов (крестных) церкви заложили в фундамент освященные камни, над которыми возвысится равнозначное количество колонн, поддерживающих купол. Церковь названа Сурб Карапет.
До 1828 года армяно-русские отношения в Сибири ограничивались торгово-экономическими связями, но после присоединения Восточной Армении к России эти отношения вышли на новый уровень. Армяне, граждане Российской империи, мигрировали в Сибирь, в том числе в Якутию на заработки на золотые промыслы, и уже к концу 19-го века там проживали 19 лиц армянской национальности.
Другие армяне попали в Якутию в качестве ссыльных, их было около 20 человек. Второй этап истории армянской диаспоры в Якутии охватывает в основном середину 20-го века, когда началась экономическая миграция. Сюда начали приезжать не только представители рабочего класса, но и учителя, врачи, другие специалисты. Самым известным армянином, оставившим заметный след и связавшим свою жизнь с Якутией, оказался композитор Грант Арамович Григорян, заслуженный деятель искусств России и Якутии. Выпускник Московской консерватории, Григорян за 9 лет жизни в Якутии стал основоположником якутской композиторской школы, классиком якутской музыки. В последние десятилетия армян в Якутии стало больше. В 1998 году армянское население составляло уже около двух тысяч человек, а сейчас возросло до пяти тысяч.
И сегодня уже настала пора строить армянскую церковь и культурный центр.
Настроение и эмоции в этот знаменательный для армян Якутска день были на должной высоте. Все участники этого важного события понимали значение и святость происходящего. Особенно активен был председатель Союза армян Якутска Хорен Саакян. Союзу уже 11 лет. Хорен Арташесович сказал, что одной из главных задач союза является поддержка приезжающих в Якутск соотечественников: адаптировать их к жизни в условиях сурового Севера, ознакомить с культурой и бытом якутского и русского народов. Он особо подчеркнул, что армяне глубоко уважают ту землю, где живут и трудятся. Здесь родились наши дети и эта наша Родина.
– Мы, армяне Якутии, хотим быть полезными гражданами этой земли и одновременно не забываем о нашем происхождении, вере. Поэтому сегодняшнее событие для нас большой праздник, – заявил Хорен Саакян.
Это событие транслировалось по местному телевидению в программе «Окно в Якутию». Ранее программа уже рассказывала о жизни армян Якутска, о культуре, традициях, об армянском хачкаре, установленном на территории Никольской церкви, и дружбе между нашими народами.
Григор Григорян
Открытие церкви прошло в сентябре 2014 года:
https://news.ykt.ru/article/24362
В Якутске открылась армянская церковь “Сурб Карапет”
Для всех православных армян Якутии день 7 сентября ознаменовался торжественной церемонией открытия самой северной армянской церкви. В присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей праздника глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян провел освещение церкви и богослужение.
Первый камень храма местной древневосточной православной религиозной организации – церкви «Сурб Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви был заложен в июне 2011 года. Церковь имеет высоту 27 метров, материалы (камни, стекло, дерево) и крест были специально привезены из Армении. Внешний фасад церкви полностью сделан из природного камня. Удивительный природный камень с коротким названием “туф” (ферзит) полностью украсил новую церковь . Именно из него древние строители ваяли шедевры каменного зодчества, которые пережили века и стоят по сей день, поражая своей красотой, величием и монументальностью.
“Церковь построена на средства благотворителей и простых прихожан армянской диаспоры, проживающих на территории республики. На строительство ушло 100 миллионов рублей и 2,5 года. Сегодня, наконец, в Якутске открыла свои двери армянская церковь”, – рассказал ЯСИА главный меценат строительства, директор и основатель строительной компании “Кинг-95” Сос Варжапетян.
На торжественной церемонии присутствовали заместитель председателя правительства республики Александр Соловьев, глава армянской диаспоры в Якутии Хорен Саакян, руководитель Департамента по делам народов Якутии Алексей Сергучев, глава делегации из Армении, губернатор Арагатцонтской области Республики Армения Саркис Саакян, представитель Якутской и Ленской епархии иеромонах Никандр, ректор духовной семинарии иеромонах Илларион и представители армянской диаспоры из Сибири, Дальневосточного региона, Москвы, Красноярска, Еревана и т.д.
Иеромонах Никандр зачитал приветственную речь от епископа Якутского и Ленского Романа и передал в дар новой церкви икону армянского священнослужителя.
В знак уважения и благодарности двум выдающимся армянам современности рядом с новой церковью установлены бюсты известного исследователя Арктики и Антарктики, государственного и политического деятеля Артура Чилингарова и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора Гранта Григоряна.
На территории церкви также ведутся отделочные строительные работы по созданию Общественного центра, где будут воскресная школа, звукозаписывающая студия, офис Союза армян Якутска и многое другое.
“Благодаря большой территории, которая была выделена под строительство церкви, также удалось начать строительство Общественного центра. Он будет открыт уже в декабре этого года. Здесь дети любой национальности могут поучиться в воскресной школе литературе и культуре, а также истории Якутии и России. Строительство этой православной церкви означает, что наши народы стали духовно еще ближе друг к другу”, – прокомментировал ЯСИА Алексей Сергучев.
Еще об открытии:
http://yakutsk.bezformata.ru/listnews/samaya-severnaya-v-rossii-armyanskaya/23815407/
В Якутске открылась самая северная в России армянская церковь
“Сурб Карапет”
Фото:
media01.ysia.ru
В воскресенье 7 сентября, в Якутске открылась армянская церковь «
Сурб Карапет
» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви. Посетить знаменательное событие пришло более 1000 армян Якутска, а также гости из Еревана, Москвы и Дальнего востока.Россия является самой многонациональной страной в мире. Только в Якутии проживает более 120 народов. Самой древнейшей и многочисленной является армянская диаспора. В 2001 году
Хорен Саакян
основал в Якутске общество ”
Союз армян
“, куда входит более 1500 человек. Всего в республике согласно переписи населения за 2010 год проживает более 5 тысяч армян.
Открытие самой северной армянской церкви в России
В 2011 году Хорен Саакян и члены армянской общины приняли решение построить в Якутске армянскую церковь. Для этого православного народа было очень важно иметь в Якутске, в дали от своей родины, святое место – церковь, куда они смогут прийти и помолиться за своих родных и воздать благодарность всевышнему за каждый прожитый день. Три года назад глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ
Езрас Нерсисян
приезжал в Якутск для освещения фундамента строящегося храма. 7 сентября он провел богослужение уже в новом храме, который официально открыл свои двери для всех православных прихожан.Посетить торжественную церемонию прибыл заместитель председателя правительства республики
Александр Соловьев
, руководитель Департамента по делам народов Якутии
Алексей Сергучев
, губернатор Арагатцотнской области республики Армения
Саркис Саакян
, заместитель министра Диаспоры в республике Армения
Сержик Срапионян
, ученики заслуженного деятеля искусств Якутии Гранта Григоряна, народный писатель Армении
Размик Давоян,
а также гости из Москвы, Красноярска, Еревана и Дальнего востока.”
Три года шло строительство церкви ”
Сурб Карапет
“. Она была мечтой многих поколений армян, которые живут в Якутии. Церковь была построен на средства прихожан, членов общества армян. В основном нам помогли наши земляки-строители, кто как мог поддержал нас. Мы хотим, чтобы церковь была не просто религиозным центром, а одним из красивейших и культурных мест в Якутске. Спасибо жителям нашего города и республики за понимание того, что мы хотим иметь здесь свой духовный центр
“, – прокомментировал ЯСИА глава диаспоры
Хорен Саакян
.По словам директора и основателя строительной компании ”
Кинг-95
”
Сос Варжапетяна,
на строительство храма и общественного центра, где сейчас ведутся отделочные работы, ушло примерно 100 миллионов рублей. В основном средства были выделены строительной компанией ”
Кинг-95
“.Церковь имеет высоту 27 метров, материалы (камень, стекло, дерево, крест) привезены из Армении. Внешний фасад церкви полностью сделан из природного камня с коротким названием “туф” (ферзит), который полностью украсил новую церковь. Именно из него древние строители ваяли шедевры каменного зодчества, которые пережили века и стоят по сей день, поражая своей красотой, величием и монументальностью.
Благословение на строительство церкви в свое время дал владыка Зосима
От имени епископа Якутского и Ленского с открытием храма всех армян поздравили священнослужители Русской православной церкви: настоятель Спасского мужского монастыря игумен
Никон
, настоятель Преображенского кафедрального собора иеромонах
Никандр
и ректор духовной семинарии иеромонах
Иларион
.”
Этого события представители армянской общины ждали очень долго. Если судить по истории, то благословение на строительство церкви дал еще покойный владыка Зосима, –
рассказал ЯСИА заместитель председателя правительства республики
Александр Соловьев
. – И сегодня для всех прихожан армянской церкви очень важное событие – открылась самая северная армянская церковь в России. Отрадно видеть радостные лица людей, которые просто светятся счастьем. У них теперь есть свой дом, свой храм, куда они могут прийти и воздать молитвы своему богу
“.Одним из почетных гостей был заместитель министра Диаспоры в республике Армения
Сержик Срапионян
. Он отметил, что восхищен и поражен армянами, которые живут в Якутии и глубоко уважает их за преданность своей вере: ”
Собралось очень много армян, каждый из которых вошел в церковь, перекрестился, поставил свечку. Строительство церкви в Якутске говорит о том, что армяне всегда думают о родине,
– говорит Сержик Срапионян. –
Я благодарен якутскому народу и руководству республики за то, что они дали возможность работать здесь и построить церковь. Это не всегда и не всем удается сделать. И этот факт надо с благодарностью отметить. Здесь построена не только церковь, а фундамент для армянской диаспоры, чтобы жить и быть верными своей вере, уважать веру других народов
“.На территории храма в декабре будет официально открыт общественный центр, где будет располагаться большой зал, студия звукозаписи, офис ”
Союза армян Якутска
” и воскресная школа, где дети смогут изучать якутский и армянский языки, а также культуру и историю народов мира. В день открытия храма были установлены бюсты двум выдающимся армянам современности – известного советского и российского исследователя Арктики и Антарктики, крупного учёного-океанолога, государственного и политического деятеля
Артура Чилингарова
и заслуженного деятеля искусств России и Якутии, самого известного армянина, оставившего заметный след в Якутии, композитора
Гранта Григоряна.
На территории церкви стоят бюсты Гранта Григоряна и Артура Чилингарова.
Грант Григорян
внес большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры.
Как пишут на сайте:
http://ru.hayazg.info/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Родился 13 апреля 1919 в Сухуми.
В 1952 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева. В 1940-1947 служил в Ансамбле песни и пляски 1-й Дальневосточной армии в качестве скрипача и композитора.
В 1953 г. уехал в Якутию, где в столице – Якутске – преподавал теоретические музыкальные предметы в музыкально-художественном училище.
Плодотворной была педагогическая деятельность композитора, он подготовил большое количество специалистов якутской музыки.
Одновременно изучал якутскую народную музыку, собирал музыкальное якутское народное творчество и обрабатывал его лучшие образцы.
Занимался и творческой деятельностью. Используя якутские мелодии, создал ораторию на якутские темы («Праздничная Якутия», 1955), оперу («Лоокут и Нюргусун», 1958), балет («Камень счастья», 1961), оперетту («Северный цветок», 1961), симфонии, сонаты, концерт для скрипки, пьесы для различных музыкальных инструментов, романсы, хоровые произведения, песни и т.п.
Под его редакцией было издано два сборника якутских народных песен. Большой его заслугой является составление и издание сборника якутских этнографических песен, который под названием «Поет Якутия» вышел в свет в 1956г. в Якутске. Этот песенник, помимо сборника песен якутского композитора З.Винокурова, который также составил Г.Григорян, является одним из первых нотных изданий Якутии.
Григорян внес огромный вклад в развитие якутской музыкальной культуры. По его инициативе были записаны также песни живущих в Якутии эвенов, эвенков и юкагиров. В 1960 г. в Якутске под его руководством был опубликован первый сборник эвенских песен. Были изданы также мелодии национальных якутских инструментов.
Он первым обратил внимание на самодельную якутскую скрипку и особенности игры на ней и описал это в своих статьях.
Композитор был удостоен звания заслуженного деятеля искусства Якутской АССР (1957) и РСФСР (1958).
Он скончался 27 января 1962 г. в Якутске в возрасте 43 лет.
В дневниках якт.ру Аина Ефимова поместила видео концерта для скрипки с оркестром Гранта Григоряна на якутскую тему
http://www.dnevniki.ykt.ru/Ayiina/725085
.
О жизни и деятельности
Артура Чилингарова
я писал в своем посте “Тикси! Улица имени Героя!”
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1053781
.
Вход в храм.
Внутреннее убранство.
Рядом с церковью находятся здание Общественного центра и мемориал хачкар.
Отражение церкви в витраже.
Желаю дальнейшего расширения связей Якутии с Арменией, благополучия армянской диаспоре, дальнейшего вовлечения армян в общественную и экономическую жизнь Якутска и всей республики.
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://dnevniki.ykt.ru/NikBara
Мой канал на Ютуб:
https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true
В Инстаграм @nb2015p