Мой взгляд на «Хара хаар» - Блоги Якутии
Архив автора

3 года назад 107

Мой взгляд на «Хара хаар»


Аккурат в Татьянин день получила приглашение на закрытый показ фильма «Хара хаар». Спасибо за такой шикарный подарок! Но…


Не знаю, ребята, я, наверное, слишком впечатлительная, прошу прощения за подробности, но меня чуть не вырвало от реалистичности некоторых сцен :(( Далее постараюсь написать свои впечатления от фильма.


Знаю, мой глас утонет в потоке мнений настоящих ценителей и любителей киноискусства, которые по достоинству оценят фильм и с технической стороны, и с культурной, но все же выскажу и свое скромное мнение. А если оно еще послужит для кого-то стимулом для просмотра фильма, что ж, буду только рада!


И заранее прошу прощения за спойлеры, если таковые будут. Мне нужно высказаться и потому отделаться какими-то общими фразами у меня не получится.






источник фото: ysia.ru



В фильме, на мой взгляд, режиссер постарался затронуть некоторые особенности нашей жизни и огромный пласт социальных проблем. Не смогу осветить все, остановлюсь лишь на тех, которые особенно запали.


Возможно, по ходу моего рассказа у вас может сложиться весьма тягостное впечатление от фильма, не знаю. Но смею вас заверить, ввиду того, что это все-таки кино, ощущения не такие тяжелые, как я вам тут опишу) Хотя некоторые сцены реально жуткие!


Просто отнеситесь к моему рассказу как к размышлениям, которым я люблю предаваться время от времени)) Все-таки «политиканство» из меня не искоренить, но постараюсь обойтись без него)


В целом по фильму могу сказать лишь: «Метафорично!». Да, да, вы не ослышались. Этой фразой я хочу провести аналогию с фильмом корейского режиссера Пон Чжун Хо «Паразиты». Хотя аналогия это сказано слишком громко) Нет, это не аналог «Паразитов», нет. Но метафор в данном якутском фильме действительно предостаточно.


Начиная с названия фильма, которое представляет собой анаграмму, эдакую головоломку из букв, путем перестановки которых вы можете составить разные слова.


То есть здесь я уже вижу метафору: изначально каждому из нас дана жизнь, т.е. одинаковые условия (одинаковые буквы). Но что вы получите в итоге – «Хара» (Черный) или «Хаар» (Снег) – будет зависеть лишь от вас.


Уже в начале фильма мы видим ГГ в одиночестве. У него нет спутника, он всегда один.


«Разбогател, загордился», – вердикт коллег ГГ, таких же простых работяг-дальнобойщиков, это своего рода камень, брошенный в воду.


С развитием сюжета, как круги на воде, мы видим взаимоотношения ГГ уже с другими, в том числе и родными, людьми. Мы видим, что отец растил ГГ и его сестру в одиночку. Видимо, их мать рано умерла.


Казалось бы, общее горе должно было бы сплотить родных по крови людей, но брошенное с досадой «старик отстал от жизни», демонстрирует нам извечную проблему отцов и детей. И это при том, что ни у ГГ, ни у его сестры, которой заботливый брат привез «амулет» от бесплодия, своих детей нет. Когда как (возможно, я ошибаюсь), ровесница ГГ невзначай обмолвилась о внучке, чем выводит ГГ из себя.


То есть ГГ судит родителя лишь со своей позиции ребенка. Но все мы знаем или можем легко догадаться, насколько порой сурова и беспощадна в своих обвинениях может быть эта позиция.


После удачной «сделки», обменяв по выгодному для себя курсу водку на мясо, ГГ звонит в город, чтобы похвастаться (или все-таки из желания быть хоть кому-то «нужным»?), мол, приеду и «сделаем» деньги. Этот момент еще больше подчеркивает пропасть между сыном и отцом, слышавшем этот разговор. Мы не можем знать доподлинно, что именно послужило причиной размолвки отца с сыном, но преждевременная дележка шкуры неубитого медведя, наверняка, вызвала в старике неодобрение тоже.


Самая острая проблема, которую показывает фильм, это алкоголизация населения. Не важно, якутский Север это или средняя полоса России. Алкоголь смывает в человеке Человеческое. Смывает его понятия чести, долга, взаимовыручки, дружбы и даже инстинкта самосохранения. Ведь попутчик ГГ не смог поехать в город на обследование (!) из-за банальной пьянки. Уверена, многие в жизни встречались с такими случаями: водку пить – здоровее некуда, а как протрезвеет – то оказывается весь больной.


Человечество до сих пор не смогло решить эту глобальную проблему. В фильме, глас женщины, открыто кидающей обвинения ГГ, просто тонет во встречных в ее сторону возражениях. Возможно, вы тоже мне возразите, но исторически так сложилось, что, каковы бы ни были условия, Россия – Русь – всегда держалась на Женщине. Особенно на селе.


Поэтому я очень понимаю жительниц так называемых «трезвых» сел. Сел, которые одним своим существованием вызывают порой неподдельное раздражение у некоторых людей. Но пусть эти села будут! Хотя бы и так, но люди стараются оградить свое окружение от пагубного влияния алкоголя. Потому что других мер государство, увы, не предлагает.


Другая проблема – отсутствие элементарной связи. И это в 21 веке…


Связь держится на трухлявом наследии Советского Союза, когда почти в каждом населенном пункте были установлены телеграфные столбы. Уверена, там и с электричеством большие проблемы!


Немного отвлекаясь, скажу, что когда мы ездили в с.Тополиное (Томпонский район), на всем пути меня поразили старые покосившиеся столбы электролиний на обочине. Что будет, если один из них, не дай Бог, рухнет? Кого-нибудь в Якутске это должно волновать?


Еще одна проблема – отсутствие сообщения, авто или авиа. Элементарно нет дорог.


Но что говорить про Север, весь испещренный речушками, оттого и затрудняющими проведение дорог, когда у нас люди до Олекминска не могут проехать? Люди банально брошены на произвол судьбы. Добирайтесь как хотите?


Еще больше этот момент подчеркивается, когда из фильма мы узнаем, что глава наслега живет в Якутске (!). Уверена, таких сел в Якутии немало. И это было бы очень смешно, если бы не было бы так грустно…


Теперь про наши особенности и связанные с ними моменты в фильме.


С наступлением холодов, многие из нас, особенно родители младших школьников, начинают усиленно следить за прогнозом погоды. Раньше это было по радио, сейчас существуют специальные сайты.


Прогноз погоды зимой становится для нас неким ориентиром, согласно которому мы пытаемся выстраивать свою повседневную жизнь. Так было из века век далеко и до нас.


В фильме этот момент очень хорошо выстроен. Прогноз погоды как бы готовит ГГ морально и физически (он моется, одевается) к предстоящей дороге. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает…


Еще одна особенность нашей жизни – это обычай кормить духов. На святом месте ГГ разламывает и распыляет махорку по ветру от половины сигареты. Да, мы суеверны, мы впитали это с молоком своих матерей: неуважение к духам наказуемо. И, возможно, в фильме это всего лишь преамбула трагических событий, всего лишь гротескный эпизод, символизирующий человеческую жадность. Но в реальной жизни большинству из нас такое половинчатое подношение духам даже в голову бы не пришло!


Вдобавок ГГ забрасывает в машину находку. А ведь одно из правил дороги гласит, что нельзя подбирать что-либо на дороге, может сломаться именно то, что нашел.


Самые тяжелые моменты фильма, с вашего позволения, я бы хотела опустить. Не люблю вид крови, особенно человеческой. Но страдания ГГ очень реалистичны! Причем Федот Львов вынужден все это показать минимальными средствами обездвиженного обстоятельствами человека. В этом ему помогает даже скупой антураж, который смогла захватить камера. Все это вкупе создает ощущение, что это не герой Львова лежит там, на экране, а сам ты. И наравне переживаешь все эмоции ГГ. Его боль. Бессильную злобу. Отчаяние. И, наконец, покаяние?…


Ведь в самые тяжелые минуты жизни мы приходим к своеобразному торгу: чем ты готов пожертвовать, чтобы искупиться? И у каждого из нас будет своя цена. В Евангелии от Луки (гл. 12, ст. 48) сказано: «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут».


Пользуясь случаем, я наравне с актером Ф.Львовым хотела бы выразить свое восхищение гримерам фильма. Браво! Без работы гримеров фильм был бы уже не тот.


Опять же кадры с обморожением очень метафоричны. По задумке режиссера, разложение ткани показывает разложение внутреннего мира ГГ. Но огонь, в котором сгорает практически вся предыдущая жизнь ГГ, все же несет очищение.


Теперь жизнь ГГ висит на волоске, он буквально балансирует на зыбкой грани, подспудно заглядывая в глаза смерти. Но – безусловная материнская и скупая на эмоции отцовская – любовь родителей все же дарит надежду…


Эта надежда и в чистом белом снеге, и в искрящемся сиянии северного ночного неба. Но прежде всего она – в нас самих. Эта искра надежды заставляет нас оставаться людьми даже в нечеловеческих условиях.


И в завершении: если рассказ о фильме я начала с аналогии фильма «Паразиты», то закончить хочу аналогией с фильмом «Изгой», фильмом, который буквально пронизан неистребимым желанием жить и воспевает любовь и надежду.


Помните, ГГ Тома Хэнкса после острова доставил-таки сохранившуюся посылку адресату? Эта посылка служила для него единственным доказательством НЕОБХОДИМОСТИ ЖИТЬ.


Так и здесь. Полученная нехотя, как бы против воли ГГ, посылка в виде расшитой разноцветным бисером сумки, которая должна участвовать в городском конкурсе, становится единственным смыслом в едва тлеющей жизни ГГ, неким атрибутом для уже его личного, своего рода, «конкурса» со смертью.


Так кто же победит в этом страшном «конкурсе» жизни и смерти? Ответ, как вы понимаете, в самом фильме.


Уверена, фильм не оставит вас равнодушным. Приятного просмотра и спасибо за внимание!



#фильмыТатьяны

Добавить комментарий