Фильм «Пацаны» (часть 1) - Блоги Якутии
Архив автора

3 года назад 165

Фильм «Пацаны» (часть 1)


Не знаю, пандемия ли повлияла или загруженность на работе, но последние несколько месяцев я абсолютно не могу смотреть кино. Никакое. Вот, хоть тресни, не могу и все. Начинаю смотреть и,  не проходит даже пяти минут, сразу выключаю или отвлекаюсь на что-то другое. Все не так и все не то.


А намедни просмотрела советский фильм «Пацаны». И плотину прорвало… Наконец-то.







источник фото


И в благодарность создателям фильма, а также, чтобы воздать им память, хочу немного рассказать о фильме и о тех, кто снимал и снимался. Поначалу пост задумывался как один, но поскольку информации набралось немало, я решила поберечь ваши глаза и нервы)) и сделала пост из нескольких частей.








источник фото


Премьера фильма «Пацаны» режиссера Динары Асановой состоялась 5 ноября 1983 года. Тогда, в силу моего возраста, фильм прошел мимо меня. Нет, смотреть-то его я смотрела, но тогда мне было просто не интересен фильм про каких-то мальчишек, да и слова «пацаны» в моем обиходе не было (в якутской глухой деревне). Поэтому сейчас можно смело считать, что «Пацанов» я посмотрела впервые. И первая мысль –


сейчас такое не снимают…



Аннотация фильма:


Начальник спортивно-трудового лагеря Антонов собрал на лето «трудных» подростков, многие из которых состоят на учете в милиции.



Съемочная группа:


– Автор сценария: Юрий Клепиков.


– Режиссёр-постановщик: Динара Асанова


– Оператор-постановщик: Юрий Векслер


– Художники-постановщики: Наталья Васильева, Владимир Светозаров


– Композитор: Виктор Кисин


– Звукооператор: Алиакпер Гасан-Заде



Награды фильма:


– Премия им. Ф.Э.Дзержинского (1983) – Ю.Клепиков, Д.Асанова


– Первая премия по разделу детских и юношеских фильмов картине на XVII Всесоюзном кинофестивале в г.Киев (1984)


– 2-е место среди отечественных фильмов 1983 года на ежегодном конкурсе журнала «Советский экран» (1984)


– Диплом за лучшую мужскую роль В.Приемыхову на ежегодных Кошалинских встречах «Кино и молодежь» в Польше (1984)


– Основные создатели фильма были удостоены Государственной премии СССР 1985 года. Лауреаты премии: Ю.Клепиков, Д.Асанова (посмертно), Ю.Векслер, В.Приемыхов.


Фильм был замечен не только профессионалами. Широкий прокат фильма принес ему небывалый народный успех – по статданным за один только год его просмотрели 25 миллионов зрителей. В кинотеатры ходили классом. Некоторым ребятам билеты доставались через детские комнаты милиции. А шансон, прозвучавший в фильме, наверняка, побил бы все чарты, будь таковы тогда.


Я сегодня не хочу и не буду разбирать сам фильм – каждый, кто посмотрит, надеюсь, его ощутит, проживет, прочувствует авторский подход Динары Асановой. Снятый просто, без спецэффектов, с элементами документального кино, фильм подкупает своей искренностью.


Красной нитью через весь фильм проходит вера в пока еще маленького, но человека – подростка. А еще, наверное, любовь:


«Понимаешь, старик, у каждого пацана должен быть мужик, которому он мог бы сказать «ты». Хорошо, если это отец, а если его нет? <…> Твоя ошибка, Олег, в том, что ты их все время учишь, а их надо… их надо любить».


Интересна и история создания фильма. «Пацаны» сделаны на основе реальных событий: в Ленинградской области было несколько спортивно-трудовых лагерей для трудных подростков. Но самый первый из них был основан в 1965 году на Ладожском озере, который и стал прототипом лагеря в фильме. Советский учитель Сергей Алексеевич Алексеев вывез трудных подростков в трудовой лагерь, чтобы показать своим личным примером, что есть другая – нормальная – жизнь. И вот в этот лагерь и приезжал Юрий Николаевич, сценарист фильма, жил там, разговаривал с ребятами и воспитателями. В сценарии Клепиков написал то, о чем знал доподлинно: подростки в лагере употребляли наркотики, которые по цензурным соображениям в фильме пришлось заменить водкой.


В интернете гуляет такая версия, үһүйээн, от режиссера Сергея Соловьева:



Как пишет в своей книге воспоминаний «Слово за слово» Сергей Соловьев, сначала сценарий Юрия Клепикова был предложен ему: «С «Пацанами» тоже случилась у меня довольно драматическая история. Отдавая сценарий, Юра Клепиков сказал мне: «В Ленинграде этот сценарий никто не пробьет, а ты, я думаю, сможешь…». Я прочитал сценарий. «Юра, это же классная вещь! Возьмем Володю Высоцкого на роль вожатого, мы с ним давно хотели что-нибудь соорудить…». Мне было ясно, что даже если я не смогу сделать и половины, даже четвертушки того, что тончайше умела делать с детьми Динара Асанова, все равно при таком сценарии и исполнителе все не может не получиться, народ повалит в кино валом. И Динарин фильм превосходно смотрели, а с Высоцким был бы просто обвал. Я позвонил Володе, он прочитал сценарий, сказал: «Да ты что! Я все к черту брошу. Это первый раз совсем моя роль…».


То есть, представляете, в фильме мог бы сыграть Высоцкий! Но худсовет его кандидатуру отклонил. По одной из версий решающим стало мнение классика Юлия Райзмана (режиссёр фильма «Коммунист»), что нужен актёр, за которым «не было бы шлейфа уголовщины»… После этого Соловьев наотрез отказался снимать фильм. Сценарий отдали на «Ленфильм», где он и попал в руки Динаре Асановой – сокурснице Соловьева.






Динара Асанова,

источник фото


Фильм «Пацаны» стала второй совместной работой режиссера Динары Асановой и сценариста Юрия Клепикова. Первым был фильм «Не болит голова у дятла». Третий совместный фильм «Незнакомка» стал для Асановой последним, который она так и не успела завершить. Через два года после выхода «Пацанов» 4 апреля 1985 года на очередной съемке Динара Кулдашевна Асанова умрет от инфаркта. Коллеги и близкие утверждали, что она спешила жить и работать.






Юрий Клепиков,

источник фото


Клепиков в своих воспоминаниях с запоздалым стыдом признается, что часто осуждал Асанову, ее методы работы. Тем не менее, он признавал в ней Художника:



Из опыта совместной работы я заметил, что самой большой ценностью сценария Динара считала авторское чувство, нерв, возбужденность. Казалось бы, отвлеченные, бесплотные понятия, не поддающиеся фиксации на пленке. Для Динары они были самыми достоверными признаками присутствия сценариста.


<…>



Фильмы Динары, реализуя себя как зрелище, жадно поглощают метры пленки, не предусмотренные литературной основой. Этого требует главный материал киноискусства — время, текущее в кадре. Здесь кроется большая тайна кино, отличающая его от любого другого вида искусства.



Мне кажется, умение снимать время — не просто технический прием, а исключительно сложная художественная задача. Это не что иное, как нравственная установка режиссера, его желание выследить правду, быть честным, не поддаваться соблазнам фальсификации и дешевых эффектов.


<…>


Все творчество Динары пронизано стихией документальности. Теперь будет понятней, почему в сценарии она искала не литературу, а кусок жизни, который в нем скрыт.<…>



В «Пацанах» это, пожалуй, особенно заметно. Героям картины оказались тесны формы вымысла. Они потребовали собственного времени в пространстве фильма, наполняя его прямым самовыражением (интервью) или отражением своего внутреннего мира (песни). Новшества, введенные режиссером, не только не разрушили сценарный замысел, но напротив — укрепили его, сделали глубже и драматичней. Утверждение в игровом кино мотивов документальности, прямого свидетельства о жизни — яркая особенность художественного мышления Асановой.<…>




источник


Главными героями в фильме стали сами «пацаны» – непрофессиональные юные актеры, реальные судьбы которых были похожи на судьбы их персонажей. Большинство из них были теми самыми трудными подростками, о которых и снят фильм.


Натурные съёмки проходили в Приозерске и его окрестностях, под Ленинградом. Это был единственный опыт Ленфильма, связанный с одновременным вывозом такого количества «трудных» подростков на натурные съёмки. Именно поэтому к работе с ними были привлечены «воспитатели», т.е. кто с ними рядом находился все 24 часа, и днём, и ночью. Это Мирра Иогановна Зельцер, Вячеслав Литвинский и Валерий (к сожалению, фамилию узнать не удалось). Многие из ребят благодаря съемкам сумели вырваться из своего порочного круга. Некоторые впоследствии связали свои судьбы с кинематографом. Но были и те, кто не раз и не два возвращался в колонии, а потом и в тюрьмы.


В фильме также сыграли артисты, уже не в первый раз снимавшиеся у Динары Асановой — Марина Левтова, Ольга Машная, Екатерина Васильева, Зиновий Гердт. Роли у всех практически эпизодические.


Роль главного героя, директора лагеря Павла Васильевича Антонова сыграл Валерий Приемыхов. Кстати, стоит отметить, что в кино Приемыхов дебютировал именно в фильме Асановой «Жена ушла».






источник фото: социальные сети


По свидетельствам участников съемочной группы Валерий Михайлович сумел влюбить в себя ребят из лагеря. Вот что значит настоящий мужчина! Что в жизни, что на экране.


Ассоциации Приемыхова именно с этой ролью у меня почему-то сложились стойкие. Настолько, что даже «Холодное лето 53-го», тоже яркая его роль не сумела затмить или разбавить. Моя детская память запомнила его именно таким – в светлой рубашке с закатанными рукавами и кепке. Наверное, я такая не одна)


Конечно, Валерий Михайлович снимался во многих других фильмах, но то, что это была одной из самых ярких его ролей, уверена, никто не поставит под сомнение.


Насчет имени главного героя тоже существует интересная байка, үһүйээн.



(продолжение следует)



Фильм «Пацаны»,



часть 2 >>здесь<<



Фильм «Пацаны»,



часть 3 >>здесь<<



#фильмыТатьяны

Добавить комментарий