Интервью с мамой: Татьяна Афанасьевна Сергучева - Блоги Якутии
Архив автора

4 года назад 126

Интервью с мамой: Татьяна Афанасьевна Сергучева


Образ матери в стихах, песнях или на картинах воспевается человечеством со дня сотворения мира. О безграничной, полной самоотверженности материнской любви сложено столько прекрасных поэтических строк! И в каждую из них, если всмотреться, вложено душевное тепло не только самого поэта, но и его матери.



«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья,



без женщины нет любви,



без матери нет ни поэта, ни героя» (Максим Горький)


Сегодня моей гостьей является

Татьяна Афанасьевна Сергучева, мать Ули Сергучевой-Күннэй

. Для тех, кто, возможно, не знает, Татьяна Афанасьевна была солисткой второго состава легендарной якутской рок-группы «Чороон», а руководителем группы был Георгий Георгиевич Сергучев (на фото).






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



Формально обновленный «Чороон» по официальной версии собрался в 1981 году и прекратил свое существование в 1992 году.  Этот период для группы был, пожалуй, самым продуктивным и ярким в истории самой группы:


– выступления на фестивале «Табык»;


– участие в «Днях современной музыки народа Саха» в г.Москва;


– гастроли по городам Финляндии в 1991 году с рок-спектаклем Михаила Тумусова «Алаас ыала» совместно со Степанидой Борисовой.


А уж гастролей по городам и весям нашей необъятной родины было и вовсе не счесть!






источник фото:

http://sanaalar.ru/


А пока в 1982 году юная Татьяна Хомподоева из маленькой деревни Мырыла, что раскинулась на берегу Амги, вместе с другими талантливыми ребятами из Якутии была направлена на учебу во ВТМЭИ (Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства). В группе так же учились Георгий Сергучев, Екатерина Тытыгынаева, Алексей Егоров. Именно этот звездный состав студентов дал впоследствии яркую плеяду эстрадных артистов Якутии – чету Сергучевых и Егоровых, которые, в свою очередь, породили не менее талантливых Күннэй, Өркөна и Харысхана.






источник фото:

http://sanaalar.ru/


И когда я с изрядной долей волнения написала Татьяне Афанасьевне свою просьбу об интервью, на мое удивление, она тут же согласилась. Честно, я даже не ожидала такой быстрой реакции. Поэтому сразу хочу сказать Татьяне Афанасьевне свое большое спасибо за то, что уделили мне время в своем плотном графике! И представляю вашему вниманию свой материал.




СПРАВКА:


Уля Сергучева – Күннэй – певица и автор песен. Закончила Финансово-экономический институт.


В 2010 получила звание Отличник культуры Республики Саха (Якутия). Является владелицей бизнеса в сфере красоты.


Кстати, раньше Уля вела свой

Дневник

, если кому интересно, можете заглянуть к ней на огонек.






источник фото:

http://sanaalar.ru/



По якутской традиции ребенка принято оберегать, не говорить громких слов про него, например. Я всегда придерживаюсь этого. Поэтому мне не хотелось бы говорить, что Уля обладает талантом или одарена от природы. Нет, она, скорее, была необычным ребенком. Мы, люди советской закалки, не занимались как-то целенаправленно развитием ребенка, как сейчас принято. Но после гастролей, а их у нас было немало, на репетиции всегда брали дочь с собой. Не могу сказать, что она стала петь, глядя на нас, нет, ведь она и сама тянулась к музыке, проявляя большой интерес.


Еще чмокая пустышкой постоянно слушала дома пластинки.



И вот этот ее интерес к музыке подталкивал ее к развитию, понимаете, подталкивал ее, чтобы она еще больше узнавала. Да, она ребенок музыкантов, имела возможность постоянно слушать музыку, развивать свой слух, но тут больше роль, наверное, сыграли гены. Потому что со стороны ее отца в роду все очень музыкальные люди, с музыкальным слухом, практически все умели и умеют играть на различных музыкальных инструментах. Ее бабушка, например, играла и на мандолине, и на балалайке.






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



Когда мы уезжали на гастроли, Уля оставалась на попечении дедушки с бабушкой, очень образованных людей. И, возможно, это и сыграло свою роль – в 2 года Уля уже знала буквы и рано начала читать. Если у ребенка есть интерес, он всегда следует ему, идет за своим интересом. Потому что это ребенок. И надо суметь поддержать, направить его. И если поначалу ее интерес к чтению, например, поддерживал и развивал дедушка, то впоследствии ее интерес к музыке поддерживали мы, как родители. И приезжая из гастролей, обязательно уделяли дочери внимание. Мы постоянно всюду таскали ее с собой. Как прицеп. Мы хоть и не холили-лелеяли дочь в обычном понимании этого слова, но старались принимать самое активное участие в ее жизни.



Потом у нас родился сын, а вскоре распалась и группа. Но жизнь идет своим чередом. И я пошла работать в республиканский комплексный центр социального обслуживания, по культурной части. Скоро будет 25 лет как я уже там работаю. На работе меня порой принимают только как маму Ули Сергучевой (смеется).



В становлении Ули как музыканта большую роль сыграл ее отец. Он первым поддержал ее интерес, стал первым ее слушателем и критиком. Конечно, авторитет отца сыграл свою роль, но Уля с детства отличалась своей независимостью, была очень самостоятельным ребенком и поэтому в любых своих творческих начинаниях или делах она всегда опирается только на свое видение и мнение. Но до сих пор мы являемся первыми слушателями ее новых песен.



Музыку она начала сочинять лет в 6.  У Ули такой подход, что для нее любое стихотворение имеет свой ритм, откуда и выходит музыка. Хотя в силу возраста, я имею раннее детство, она могла и не понимать некоторые слова. То есть она не сидит специально и не выдумывает музыку, нет, она берет, к примеру, стихи и выводит их ритм. А потом уже раскладывает по нотам. Особенно она любила этим заниматься, когда делать было особо нечего. Ну, знаете, когда ребенку скучно, и она от нечего делать просто перекладывала стихи на музыку. В детстве в интервью она рассказывала, что сочиняет музыку от нечего делать (смеется).



А люди говорили, что музыку за нее пишет отец, не верили, что ребенок в 9 лет может сочинить такую музыку или песню. Но, понимаете, Георгий, хоть и сам тоже пишет музыку, но он никогда не писал песни. У него даже в мыслях никогда не было «проталкивать» таким образом свою дочь.



Уля сама по себе росла очень любознательной. И, заинтересовавшись чем-то, она следует за этим своим интересом.  А мы, в свою очередь, никогда не подавляли ее желаний. Конечно, увидев ее желание заниматься музыкой, мы отдали ее в музыкальную школу. И, учитывая вот эту ее любознательность вкупе с ее трудолюбием, учеба давалась ей легко. И хотя нам, родителям, ее занятия музыкой создавали определенные трудности, но мы всецело поддерживали дочь, несмотря на нашу занятость.






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



В 7 лет Уля вышла на сцену уже как певица. Мы не толкали ее туда силком, заставляя постоянно выступать, нет. Любой ребенок, я считаю, тянется только к хорошему. И когда нас приглашали участвовать в каких-нибудь конкурсах, обязательно ее поддерживали и выезжали, даже за пределы республики.



В школе у дочери проблем никогда не было. Только открывшаяся национальная гимназия, я считаю, много заложила в образование детей того времени. Учителя, их вклад были особенно ощутимы. Мы никогда, например, не говорили Уле делать домашнюю работу. Она всегда сама составляла свой распорядок, которого сама же строго придерживалась. Школа задала очень правильные ориентиры в жизни каждого ученика. И, по-моему, все ровесники Ули, выпускники национальной гимназии вышли из школы очень приспособленными к жизни. Я считаю, что гимназия сыграла большую роль в становлении Ули. Вообще, надо отметить, окружение играет большую роль.



Как я и говорила, Уля с детства очень самостоятельный ребенок. И наблюдательный. Ей посчастливилось узнать жизнь и с родителями, и с бабушкой-дедушкой, изучить разный подход к жизни, скажем так. И наблюдая за жизнью, она делает свои определенные выводы. И решения свои принимает исходя из этих выводов. Ну, а уж если она что-то решила, то это окончательно.



Наше идеологическое воспитание было таким, что мы в семье всегда придерживаемся порядка. В семейном роду со стороны Георгия много педагогических работников, выходцев именно из интеллигенции. И Георгий, сам будучи культурным и воспитанным человеком, придерживается правильных жизненных ориентиров, принципов. Поэтому в нашей семье мы всегда прислушиваемся к мнению отца, во многих вопросах он для нас авторитет. И что касается творчества дочери, отец всегда ее одобрял и никогда не запрещал выходить на люди. Наоборот, поддерживал.



Мне кажется, успехи Ули обусловлены этим порядком, которого она придерживается всю жизнь. Потому что каждый последующий успех еще больше подтверждает ее систему, укрепляя и ее мироощущение, и ее осознание того, что она на правильном пути, что так следует жить. Уля такой человек, что если считает нужным сделать, то обязательно делает. Но если она, например, что-то не умеет, то обязательно учится. Очень дотошная и внимательная к мелочам. Это у нее от отца. С детства такое скрупулезное отношение ко всему.



Можно сказать, она целенаправленно строила сама свою жизнь. С детства. Например, мы никогда не говорили ей делать то или это. При поступлении на учебу тоже не направляли ее. Она всегда сама решала что делать, куда поступать. Конечно, мы советовали ей пойти по музыкальной стезе и получить музыкальное образование.  Но она решила, что ей достаточно базы музыкальной школы и поступила в Финансово-экономический институт.



Отношение к деньгам в нашей семье всегда было бережливое, так как их никогда не было много. Но когда Уля начала выступать и получать гонорары, свои деньги она всегда держала сама, всегда сама ими распоряжалась. И я не помню, чтобы Уля бездумно тратила свои сбережения, такого никогда не было. Думаю, в этом залог и ее успешного предпринимательства. Она всегда умела считать деньги.






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



Для любого ребенка первым и самым главным примером становятся его родители. Глядя на них, он делает свои выводы, формирует свое мировоззрение и отношение к жизни. Конечно, мы не растили Уленьку специально как музыканта, просто она видела наш пример. Мы не указывали детям что делать, потому что и нам родители никогда не указывали.



И если у нас в семье отец был большей поддержкой в творческой жизни дочери, то на мне лежали по большей части бытовые заботы – я следила за здоровьем, чтобы еда всегда была на столе, помогала со сценической одеждой. И всегда старалась беречь дочь от людского злословия. Никому не рассказывала про успехи Ули.



Но удача это оборотная сторона неудачи, они всегда как бы вместе. И когда у нее что-то не получалось, когда она болела или ее что-то особенно беспокоило, я тогда особенно старалась выполнить все ее просьбы или желания, от всей души стараясь успокоить и приласкать. Заодно старалась помочь преодолеть препятствия, которые мешают,  чтобы у нее все получилось. Наверное, это в природе любой матери – готовность помочь своему ребенку.





Уля еще маленькой всегда у меня спрашивала во сколько лет я вышла замуж: «В 23? Значит, я тоже выйду замуж в 23 года». И ведь так оно и случилось, вышла замуж ровно в 23. Потому что, по ее мнению, это самый оптимальный возраст для замужества и рождения детей.



Сейчас она сама мать двоих детей. И в этом она, по-моему, тоже как бы следует за мной, за моим примером. Но в остальном мы ей, как говорится, не указ (Татьяна Афанасьевна смеется). Даже когда она только вышла замуж и сама стала хозяйкой, ни разу я не слышала, что она чего-то не умеет, что у нее что-то не получается. До всего сама доходит своим умом.






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



Тем не менее, мы до сих пор очень близки. Даже с братом, который, в отличие от сестры, более мягкий. Уленька, имея такого брата, в этом плане счастливый человек. Да, она до сих пор для нас Уленька, а когда была совсем еще маленькой, мы звали ее «Коккооной».



Из-за пандемии мы сейчас вынужденно живем в с.Майя (Мегино-Кангаласский улус), но Уля постоянно нас навещает. Здесь, она считает, что ей лучше отдыхается. Ну, и родина все-таки, место, где она родилась. Я и сама люблю отдыхать на природе, обожаю собирать ягоды-грибы, это мое самое любимое занятие.






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



Глядя на внучек, вижу, что сейчас подход к воспитанию немного другой, не как в нашу бытность – своим примером, когда ребенка таскаешь за собой. А это засилье гаджетов, которое теперь повсеместно? Но здесь, наверное, бороться бессмысленно, нужно учить правильно распоряжаться этим, научить использовать как инструмент. Например, сейчас мы на работе перешли на удаленный формат и активно используем приложение  ZOOM.






фото из личного архива Сергучевой Т.А.



В воспитании детей я старалась придерживаться тех же принципов, которые в меня вложили мои родители, мои дедушка и бабушка. Старое, уже ушедшее, к сожалению, поколение было на удивление мудрым по части воспитания детей, с очень широкими взглядами и правильным отношением к жизни, которые мы стараемся передать уже своим детям и внукам: беречь ребенка, не подавлять его желаний, быть примером, не читать нотаций. Никто не любит нотаций. Но главное, считаю, научить ребенка быть приспособленным к жизни.



Для меня счастье, чтоб дети были самостоятельными, независимыми, увлеченные любимым делом. Чтоб душа не болела за них.



Хочу еще раз поблагодарить Татьяну Афанасьевну за сотрудничество и поздравить с праздником Днем матери. Пусть все невзгоды и печали обходят Вас стороной!


С другими моими материалами из цикла

#интервьюсмамой

, посвященного

#деньматери

, можете ознакомиться по следующим ссылкам:


1. Интервью с Зоей Сергеевной, матерью Иннокентия Луковцева ->

здесь

.


2. Интервью с Анной Петровной, матерью Күбэйэ Басовой ->

здесь

.


3. Интервью с Ольгой Юрьевной, матерью Алены Алексеевой ->

здесь

.


Всем спасибо за внимание!



#интервьюТатьяны

Добавить комментарий