Художественные параллели стиля Винсента Ван Гога в экспозиции Национального художественного музея РС (Я) - Блоги Якутии

2 года назад 130

Художественные параллели стиля Винсента Ван Гога в экспозиции Национального художественного музея РС (Я)

материал подготовлен Нюргуяной Олесовой, магистрантом ККЦ-21 СВФУ им. М.К. Аммосова

«Художники, будучи мертвы и похоронены, общаются

с несколькими следующими поколениями

посредством своих работ…»

Винсент Ван Гог «Письма к брату Тео».

За всю свою жизнь Винсент Ван Гог продал только одно полотно – «Красные виноградники». Но, несмотря на это, после смерти его имя стало популярным: его искусство стало объектом изучения, общество заинтересовалось им и его работами. Ван Гог и его неповторимый стиль безусловно повлияли на формирование художественной культуры.

Достаточно сходить в любой художественный музей, чтобы понять, что искусство Винсента Ван Гога является одним из главных векторов живописных поисков на протяжении ХХ и XXI веков. Именно он одним из первых открыл новое видениеживописи, впоследствии развитоедругими поколениями художников. Выразительные приемы Ван Гога, такие как эмоциональная и тревожная манера письма, оказались чрезвычайно востребованы для претворения состояний сознания последующих поколений художников.

На примере нескольких работ из постоянной экспозиции Национального художественного музея РС (Я) мы можем убедиться, что по-своему индивидуальные и замечательные произведения другого поколения художников – Бритова К. Н., Штерна А. Г., Капитонова И.Е. – тем не менее, черпали своевдохновение в эстетике Ван Гога.

Особым, эмоциональным пониманием и владением цвета выделяетсяхудожник-живописец Ким Николаевич Бритов. На его полотнах «Вешние воды» (1989), «Ранний снег» (1968), «Солнце заходит» (1986)небоакцентированно синее, листва «по-вангоговски» ярко-желтая или оранжевая, а снег чарует голубизной.Второстепенность объекта, но осмысленность и символизм цвета и формы, экспрессивная и насыщенная палитра, пастозная манера письма, эмоции и чувства, которые вызывают картины – вот приемы, которые сближают искусство Бритова с Ван Гогом.

Бритов К. Н. Вешние воды. 1989
Бритов К. Н. Ранний снег. 1968
Бритов К. Н. Солнце заходит. 1986
Винсент Ван Гог. Жёлтый дом. 1888
Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами. 1890

Мастерство психологического портрета, которое проявлял в своих работах Ван Гог, мы можем заметить и в искусстве петербуржского художника Алексея Георгиевича Штерна. Жанр портрета особо близок Штерну: он создал целую серию портретов современников. Полотно «Кеша у меня в гостях чай кушает»(1997) –яркий пример глубокого исследования человека; удивительно объемная, будто выходящий за пределы плоскости картины портрет мужчины. Яркий, острохарактерный образ, в котором точно схвачена мимика лица, выражающая внутреннюю суть портретируемого, фактура и стиль письма отождествляют его с портретными работами Ван Гога.

Штерн А. Г. Кеша у меня в гостях чай кушает. 1997
Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена.1888

Основные элементы стиля Ван Гога – символизм, цвет и мазки – прослеживаются и в творчестве якутского художника Исая Капитонова. Он первым среди якутских живописцев сумел абстрагироваться от сюжета и перейти на язык символов, ассоциаций и цветовых сопоставлений. Мир в полотнах Капитонова, как и у Ван Гога, не похож на тот, который мы видим в реальности – он экспрессивен, в нем сложный комплекс эмоций и ощущений выражается в использовании приемов символизма.Часто встречающийся, кочующий из картины в картину образ и у Капитонова, и у Ван Гога – это источник света. Звезды в их работах изображены подчеркнуто большими: их яркое мерцание контрастирует с холодным синим цветом неба и воды. Художники будто противопоставляют мир, в котором живут люди, таинственному космосу.

Капитонов И.Е. Гребущий
Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной.1888

Лаконизм, самостоятельная ценность цвета и «вангоговская» манера письма продолжают вдохновлять творческие искания художников. Некоторые из них заимствуют визуальные приемы, такие как закручивающиеся грубые мазки, штриховки и экспрессивная насыщенная палитра, другие же более внимательно относятся к символике.

Добавить комментарий