2 года назад 130
Художественные параллели стиля Винсента Ван Гога в экспозиции Национального художественного музея РС (Я)
материал подготовлен Нюргуяной Олесовой, магистрантом ККЦ-21 СВФУ им. М.К. Аммосова
«Художники, будучи мертвы и похоронены, общаются
с несколькими следующими поколениями
посредством своих работ…»
Винсент Ван Гог «Письма к брату Тео».
За всю свою жизнь Винсент Ван Гог продал только одно полотно – «Красные виноградники». Но, несмотря на это, после смерти его имя стало популярным: его искусство стало объектом изучения, общество заинтересовалось им и его работами. Ван Гог и его неповторимый стиль безусловно повлияли на формирование художественной культуры.
Достаточно сходить в любой художественный музей, чтобы понять, что искусство Винсента Ван Гога является одним из главных векторов живописных поисков на протяжении ХХ и XXI веков. Именно он одним из первых открыл новое видениеживописи, впоследствии развитоедругими поколениями художников. Выразительные приемы Ван Гога, такие как эмоциональная и тревожная манера письма, оказались чрезвычайно востребованы для претворения состояний сознания последующих поколений художников.
На примере нескольких работ из постоянной экспозиции Национального художественного музея РС (Я) мы можем убедиться, что по-своему индивидуальные и замечательные произведения другого поколения художников – Бритова К. Н., Штерна А. Г., Капитонова И.Е. – тем не менее, черпали своевдохновение в эстетике Ван Гога.
Особым, эмоциональным пониманием и владением цвета выделяетсяхудожник-живописец Ким Николаевич Бритов. На его полотнах «Вешние воды» (1989), «Ранний снег» (1968), «Солнце заходит» (1986)небоакцентированно синее, листва «по-вангоговски» ярко-желтая или оранжевая, а снег чарует голубизной.Второстепенность объекта, но осмысленность и символизм цвета и формы, экспрессивная и насыщенная палитра, пастозная манера письма, эмоции и чувства, которые вызывают картины – вот приемы, которые сближают искусство Бритова с Ван Гогом.
Мастерство психологического портрета, которое проявлял в своих работах Ван Гог, мы можем заметить и в искусстве петербуржского художника Алексея Георгиевича Штерна. Жанр портрета особо близок Штерну: он создал целую серию портретов современников. Полотно «Кеша у меня в гостях чай кушает»(1997) –яркий пример глубокого исследования человека; удивительно объемная, будто выходящий за пределы плоскости картины портрет мужчины. Яркий, острохарактерный образ, в котором точно схвачена мимика лица, выражающая внутреннюю суть портретируемого, фактура и стиль письма отождествляют его с портретными работами Ван Гога.
Основные элементы стиля Ван Гога – символизм, цвет и мазки – прослеживаются и в творчестве якутского художника Исая Капитонова. Он первым среди якутских живописцев сумел абстрагироваться от сюжета и перейти на язык символов, ассоциаций и цветовых сопоставлений. Мир в полотнах Капитонова, как и у Ван Гога, не похож на тот, который мы видим в реальности – он экспрессивен, в нем сложный комплекс эмоций и ощущений выражается в использовании приемов символизма.Часто встречающийся, кочующий из картины в картину образ и у Капитонова, и у Ван Гога – это источник света. Звезды в их работах изображены подчеркнуто большими: их яркое мерцание контрастирует с холодным синим цветом неба и воды. Художники будто противопоставляют мир, в котором живут люди, таинственному космосу.
Лаконизм, самостоятельная ценность цвета и «вангоговская» манера письма продолжают вдохновлять творческие искания художников. Некоторые из них заимствуют визуальные приемы, такие как закручивающиеся грубые мазки, штриховки и экспрессивная насыщенная палитра, другие же более внимательно относятся к символике.