Со страниц старинных газет - Блоги Якутии

2 месяца назад 101

Со страниц старинных газет

С 2025 года Научно-исследовательский центр книжных памятников начинает новую рубрику под названием «Со страниц старинных газет». В этой рубрике будем знакомить наших читателей с интересными публикациями, вышедшими в начале XX века.

1917 год был переломным годом для всей России. Революционные события также всколыхнули политическую и общественную жизнь Якутской области. Наблюдался всплеск издательской деятельности.

 В сентябрьских номерах газеты «Голос труда» в 1918 году вышла статья Михаила Винокурова «Широкие дали». Михаил Винокуров сейчас личность широко известная в научных кругах. Он является ярким представителем русской старожильческой интеллигенции Якутии, общественным деятелем, православным просветителем, этнографом, библиофилом и библиографом, учёным-исследователем Русской Америки, работавшим в Библиотеке Конгресса США.

В 1918 году Михаил Винокуров, который был членом социал-революционной партии, служил секретарём в социал-революционной газете «Голос труда». В статье «Широкие дали» он рассматривает возможность скорейшего проведения железной дороги по направлению Нелькан–Аян.

Михаил Винокуров был настоящим патриотом, его оценка потенциала Якутии стать «новой колыбелью для общечеловеческих культурных достижений» отражает мечту увидеть родину процветающим краем. В статье Михаил Винокуров передает свое видение переворота в экономике родного края, связанное с развитием железной дороги, возрождения промышленности в Якутской области. Он пишет: «Огромная область – наш родной Якутский край. Все исследователи, все ученые, посетившие этот край – все наперерыв говорят о его богатствах, о его будущим возможностях».

Нелькано-Аянский тракт всегда представлял большой интерес, как соединяющий Якутскую область с мировыми центрами. Для администрации Якутской области проблема развития Аянского тракта была актуальной, как выгодный путь завоза товаров и грузов. Несмотря на многочисленные проекты, планы, изыскания, направленные на поиск удобных и дешевых путей, Нелькано-Аянский тракт до революции продолжал оставаться преимущественно вьючным трактом.

В 1920 г. новые власти вновь начали изыскательские работы дороги Нелькан-Аян, однако разгоревшаяся на Дальнем Востоке и в Якутии гражданская война не позволила продолжить эти работы. А после окончания Гражданской войны тракт был заброшен и пришёл в упадок. Смелым мечтам Михаила Винокурова не суждено было сбыться. Далее подробно можете прочитать по ссылке Голос труда | Электронная библиотека Национальной библиотеки РС(Я).

Н. А. Иванова, ведущий библиограф

Научно-исследовательского центра книжных памятников

Добавить комментарий