4 года назад 539
Вселенная олонхо: божества судьбы
  
   Картина Иннокентия Пестрякова
  
 
  Мы продолжаем рубрику «Вселенная олонхо», в которой знакомим Вас с мифологическими персонажами эпоса на основе работ ученых-исследователей. В олонхо заметное место занимают божества судьбы. Вот что о них пишут доктора наук А.И.Гоголев и А.А.Бурцев в книге «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии», представленной в в Электронной библиотеке Национальной библиотеки РС(Я)
  
   https://e.nlrs.ru/online2/7016
  
  :
 
  “Дьылҕа Хаан предопределяет судьбу богатыря. А имена Одун Хаан, Чыҥыс Хаан встречаются в основном в пословицах – «Чыҥыс Хаан ыйааҕа, Одун Хаан оҥоһуута», «Указ Чингис Хаана, постановление Одун Хаана». Иногда употребляли из имена тогда, когда делали выразить неизбежность предначертания судьбы и рока. В олонхо описывается восьмиконечный, четырёхгранный прозрачно-каменный столб, принадлежавший Дьылҕа тойону. На его гранях записываются имена богатырей-титанов. Судьбы прочих богатырей и простых людей записываются в «каменных архивах»:
 
  Я про этого самого Нюргуна
  
  На восьмиконечном четырехгранном
  
  Прозрачно-камерном столбе,
  
  Приворожив его главную душу,
  
  Чудесным образом усилив мать-душу,
  
  На самой верхней черте его
  
  Алой кровью надпись начертил:
  
  «Будь ты главой вольных богатырей
  
  Могущественной страны…» (Нюргун Боотур стремительный/Текст К.Г.Оросина).
 
  Разницу в функциях божеств Таҥха Хаан и Дьылҕа Хаан А.Е.Кулаковский видел в том, что Дьылҕа как-будто более компетентен в назначении времени, через которое должно совершиться какое-нибудь роковое событие в жизни человека, в то время как Таҥха предопределяет его судьбу (Кулаковский А.Е. Научные труды, с.21-22).
 
  В.М.Ионов, специально занимавшийся верованиями якутов, собрал данные об этих божествах несколько иного характера. Так, Чыҥыс Биис хотун является женой Бога Дьылҕа Хаана. Они обитали на северо-западном «нависающем небе, которое было испрошено узорами и письменами». Существовало поверье, по которому люди обращались к Дьылҕа Хаану за душой ребёнка, если Нэлбэр Айыысыт не давала детей. Рождённый по воле божества судьбы человек не мог умереть от случайной болезни или несчастья.
 
  В быту более распространённым было имя божества судьбы – Таҥхаһыт Дьылҕа Хаан. По данным В.Е.Гориновича, местожительством его является южная сторона неба. «У него есть книга, величиной с хоппо богатого якута…, писанная кровью … из которой Дьылҕа Хаан диктует своим девяти сыновьям судьбу трёх миров, а сыновья записывают в свои меньшие книги…».
 
  
   Гоголев А.И., Бурцев А.А. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии, 2012, с. 46-48.
   
    https://e.nlrs.ru/online2/7016
   
  
 
  
   Тойук Дьылҕа тойон из олонхо П.А.Ойунского “Нюргун Боотур стремительный” исполняет
  
 
  
   студентка Арктического государственного института культуры и искусств Муся Аммосова
  
 
