Вселенная олонхо: божества судьбы - Блоги Якутии

2 года назад 147

Вселенная олонхо: божества судьбы






Картина Иннокентия Пестрякова


Мы продолжаем рубрику «Вселенная олонхо», в которой знакомим Вас с мифологическими персонажами эпоса на основе работ ученых-исследователей. В олонхо заметное место занимают божества судьбы. Вот что о них пишут доктора наук А.И.Гоголев и А.А.Бурцев в книге «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии», представленной в в Электронной библиотеке Национальной библиотеки РС(Я)

https://e.nlrs.ru/online2/7016

:



“Дьылҕа Хаан предопределяет судьбу богатыря. А имена Одун Хаан, Чыҥыс Хаан встречаются в основном в пословицах – «Чыҥыс Хаан ыйааҕа, Одун Хаан оҥоһуута», «Указ Чингис Хаана, постановление Одун Хаана». Иногда употребляли из имена тогда, когда делали выразить неизбежность предначертания судьбы и рока. В олонхо описывается восьмиконечный, четырёхгранный прозрачно-каменный столб, принадлежавший Дьылҕа тойону. На его гранях записываются имена богатырей-титанов. Судьбы прочих богатырей и простых людей записываются в «каменных архивах»:


Я про этого самого Нюргуна


На восьмиконечном четырехгранном


Прозрачно-камерном столбе,


Приворожив его главную душу,


Чудесным образом усилив мать-душу,


На самой верхней черте его


Алой кровью надпись начертил:


«Будь ты главой вольных богатырей


Могущественной страны…» (Нюргун Боотур стремительный/Текст К.Г.Оросина).


Разницу в функциях божеств Таҥха Хаан и Дьылҕа Хаан А.Е.Кулаковский видел в том, что Дьылҕа как-будто более компетентен в назначении времени, через которое должно совершиться какое-нибудь роковое событие в жизни человека, в то время как Таҥха предопределяет его судьбу (Кулаковский А.Е. Научные труды, с.21-22).


В.М.Ионов, специально занимавшийся верованиями якутов, собрал данные об этих божествах несколько иного характера. Так, Чыҥыс Биис хотун является женой Бога Дьылҕа Хаана. Они обитали на северо-западном «нависающем небе, которое было испрошено узорами и письменами». Существовало поверье, по которому люди обращались к Дьылҕа Хаану за душой ребёнка, если Нэлбэр Айыысыт не давала детей. Рождённый по воле божества судьбы человек не мог умереть от случайной болезни или несчастья.


В быту более распространённым было имя божества судьбы – Таҥхаһыт Дьылҕа Хаан. По данным В.Е.Гориновича, местожительством его является южная сторона неба. «У него есть книга, величиной с хоппо богатого якута…, писанная кровью … из которой Дьылҕа Хаан диктует своим девяти сыновьям судьбу трёх миров, а сыновья записывают в свои меньшие книги…».



Гоголев А.И., Бурцев А.А. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии, 2012, с. 46-48.

https://e.nlrs.ru/online2/7016




Тойук Дьылҕа тойон из олонхо П.А.Ойунского “Нюргун Боотур стремительный” исполняет



студентка Арктического государственного института культуры и искусств Муся Аммосова

Добавить комментарий