Дом души. Отзыв о фильме "Замыкание" - Блоги Якутии

3 года назад 128

Дом души. Отзыв о фильме “Замыкание”


Не так давно посмотрела новый фильм Татьяны Эверстовой “Замыкание”, это продолжение картины “Его дочь”. Режиссер обещает и третью часть. Невольно вспоминается трилогия Андрея Звягинцева. Несмотря на наличие конкретного исторического времени в “Замыкании” (а у Звягинцева подчеркнутое его отсутствие), есть что-то общее у этих авторов. Может быть, дело в особенной художественности, эстетичности, а может и не только… Не буду пересказывать сюжет, описывать героев, расскажу о том, что зацепило меня.






Не буду пересказывать сюжет, расскажу о том, что зацепило меня. Это то, как старательно, а главное с большой любовью воссоздано в “Замыкании” пространство советского времени – 1982 год. Это и костюмы, и интерьеры, и улицы, и транспорт и даже звуки. Не говоря уже о героях. У меня было ощущение возвращения домой. В таком вот широком смысле слова – “дом”, туда, где ты свой. Да, фильм, как и говорится в анонсе, не сентиментальная мелодрама. Напряжения хватает. Но кто сказал, что “дом” – это всегда спокойствие….


Особенно запали в душу деревенские интерьеры со множеством деталей из детства, звуками утреннего радио, и сельский книжный магазин, запах которого будто доносится сквозь года. Вполне возможно, что говорит во мне собственная тоска по детству, по 80-м, 90-м, но, мне кажется, зритель любого возраста уловит то особенное состояние, которое умные философы находчиво обозвали “чувством дома”. А что делает дом домом? Чем не угодили мне современные жилые комплексы повышенной комфортности, к которым, казалось бы, и нужно стремиться?








Все дело в уюте и побеждающем его комфорте. Поняла это не сразу, а лишь наткнувшись на умную фразу: “Мы чувствуем себя спокойно и хорошо в спокойной нам среде. Это может быть и аудитория, и спортивный зал, и жилье. Комфорт – это отсечение каких-то негативных импульсов, это как бы рационально рассчитанная и продуманная стратегия, которая устраняет все импульсы, способные задеть за живое. Если продумать и устранить все, что будет меня раздражать, то я оказываюсь в пространстве комфорта. Но это не совсем то, что уют. Этот душевный покой и гармония связаны неким позитивным, особым чувством, с любовью к вещам. Это не просто удобные, полезные, дорогие вещи, которые соответствуют моему социальному стандарту, но вещи, которые я люблю, которые нагружены символическим содержанием”(С. Лишаев).


Возвращаясь к фильму и ноте менее тоскливой, скажу, что героиня фильма и есть символ дома – дома человеческого. Ее путешествие души, начавшееся в фильме трагично, завершается возвращением к человеческому обличью.


РS: Тема дома, пути и возвращения, которые только угадываются мной («Его дочь» я еще не смотрела, а третья часть еще не вышла), скорее всего и роднит Татьяну Эверстову с упомянутым  в  начале режиссером.





Фото из открытых источников.

Добавить комментарий