4 года назад 80
Предложения помощника Первого Президента Республики Саха!
24 февраля 2021 года состоялось общественное обсуждение статьи Первого Президента РС (Я), Государственного советника РС (Я) М.Е.Николаева
«О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха»
, организованное Высшим Советом старейшин (Ытык Субэ) и Общественной Палатой Республики Саха (Якутия). Мы находились в республиканском медиа-центре «Сахамедиа» и в офисе Общественной Палаты РС (Я) на Курашова,24.
На общественном обсуждении выступил помощник Первого Президента Республики Саха Сергей Валентинович Попов. Вашему вниманию видео выступления и статья с предложениями по итогам обсуждения.
Видео выступления С.В.Попова
Предложения по народосбережению в Республике Саха
Как вы помните в марте 2020 года, в парламентской газете «Ил Тумэн» вышла статья первого Президента РС (Я) Михаила Николаева «О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха» (https://nikolaevcentre.ru/news/1523).
Данная статья является продолжением и дополнением двух предыдущих статей М.Е. Николаева. Первая статья «Новое развитие», была опубликована 16 марта 2017 года в газете «Якутия», выпуск №10 (https://nikolaevcentre.ru/news/1422). Вторая статья по данной тематике – «От менталитета выживания к менталитету развития» вышла 30 ноября 2018 года в парламентской газете «Ил Тумэн» выпуск №40 (http://old.sakhaparliament.ru/interview/2018/11/).
Все три статьи посвящены развитию общества и государства. На мой взгляд, третья статья адресована по большому счету исполнительным, законодательным и муниципальным ветвям власти так как содержит предложения касательно их компетенции и обязательств. Вместе с тем, публичное высказывание первого Президента РС (Я), как духовного лидера народа, затрагивает актуальные для всех нас вопросы уклада жизни, благосостояния и будущего.
Данная статья интересна еще и тем, что автор является непосредственным участником в качестве, сначала заместителя председателя Совета Федерации, затем члена Совета Федерации и депутата Госдумы РФ преобразований и инициатив итогом которого стала административная реформа в РФ, начавшейся в 2006 году и нацеленная на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной «Концепции административной реформы» и «Приоритетных Национальных проектов» принятых в 2006 г. и преобразованных в «Национальные проекты РФ» (сокр. Нацпроекты 2019—2024) — новые национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и разработанные по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». 7 мая 2018 года президент России В. В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России.
Здесь следует сделать некоторое отступление и рассказать в каких условиях вышла статья. Мировой экономический кризис начавшийся в 2008 году, западные санкции и ограничения вызванные пандемией коронавирусной инфекции нанесли ощутимый урон даже по такому крупному развивающемуся рынку как Россия. Нам еще повезло, что Главой Республики является технократ в самом положительном его понимании. Эволюция государственного управления, развитие технологий вкупе с усилением вертикали власти, достижением определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000-2007 гг. создали условия для выработки стратегических и тактических целей современной финансовой политики России начала XXI в. Общей стратегической задачей развития была объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста. Сама система управления финансами претерпела значительные изменения и в настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, которые представляют собой систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам, расходам, исполнителям. Если к этой и без того сложно структурированной системе прибавить Национальные проекты и работу институтов развития, взаимоотношения между Федеральным центром и регионами, региональными властями и муниципалитетами можно предположить всю сложность картины. К тому же в нашем случае по источникам формирования доходов населения республики наибольшую долю составляют оплата труда -71%, (РФ-51.9%) и социальные выплаты 19.1% (РФ-19%), доходы же от предпринимательской деятельности занимают 7.3% (РФ-6.1%), доходы от собственности 1.7% (РФ-4.4%) другие доходы 0.7%(РФ-12.6%) (Региональная программа РС (Я) «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в РС (Я)на 2020-2030 годы». И самым крупным работодателем является государство. Все это предполагает, что руководство республики должно обладать знаниями финансов на высочайшем профессиональном уровне и разговаривать на одном языке с руководством страны, минфином РФ и институтами развития. В этом отношении нам конечно же повезло. Другое дело, что один человек или группа людей физически не в состоянии решать все проблемы. Определенными навыками и компетенцией должны обладать руководители на всех уровнях исполнительной, законодательной и публичной власти. И в этом отношении статьи первого Президента РС (Я) несомненно являются большим подспорьем для решения задач стоящих перед ними и обществом в целом.
Ключевыми правовыми актами для пространственного развития и территориального управления в контексте народосбережения в Республике Саха Михаил Николаев считает три документа а именно:
1) Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 года N 696 Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий” и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации;
2) Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 3227-р П Л А Н реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;
3) Национальные проекты (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года).
В своей статье он последовательно выстраивает логическую линию и предлагает конкретные решения. В данной работе хотелось бы на примере двух из восьми предложений первого Президента РС (Я) попробовать рекомендовать механизмы их исполнения.
Например. Он предлагает, чтобы каждая семья республики, желающая построить жилье усадебного типа и приобрести дом, должна иметь доступ к финансовым институтам в виде долгосрочного кредитования и заемным средствам на срок от 10 до 25 лет, полученных под минимальный процент от 1 до 3 процентов, причем размер кредита и срок должны дифференцироваться по арктическим, центральным и городским территориям.
Данное предложение может быть осуществлено в соответствии с планом реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года где в п. 4. «Социально-экономическое развитие сельских территорий» есть 39 статья которая гласит: «Разработка методических рекомендаций по подготовке и мониторингу комплексных планов развития сельских территорий (для отдельного муниципального образования или группы муниципальных образований) с учетом демографических прогнозов муниципальных образований, прогнозов кадрового обеспечения по муниципальным образованиям, реализуемых и планируемых к реализации крупных инвестиционных проектов, имеющегося потенциала развития сегмента малого и среднего предпринимательства, уровня развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Готовится ведомственный акт, февраль 2021 г. Минсельхоз России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти». Также в данном пункте имеются две интересующие нас статьи. А именно статья 40 «Подготовка предложений по расширению практики поддержки проектов развития сельских территорий, инициированных органами местного самоуправления, населением и бизнес-сообществом, некоммерческими и общественными организациями, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, диверсификации местной экономики, социального предпринимательства, проектов сельскохозяйственной кооперации, благоустройства территорий, развития транспортной инфраструктуры местного значения, охраны окружающей среды. Готовится доклад в Правительство Российской Федерации, февраль 2021 г. Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Минфин России» и статья 41 «Разработка типологии сельских территорий Российской Федерации в рамках дифференцированного подхода к развитию сельских территорий». Кстати по данному поводу готовится распоряжение Правительства Российской Федерации, которая должна выйти в апреле с.г.
Хотелось бы знать, насколько наши муниципалитеты участвуют в данных процессах? За все время своей работы в качестве референта Государственного советника я не видел ни одной фундаментальной газетной статьи или интернет публикации от Главы какого-нибудь муниципального образования по вопросам разработки комплексных планов развития сельских территорий. Тем не менее остается надеяться, что наши муниципалитеты совместно с институтами развития республики и Департаментом процессного и проектного управления и Департаментом по вопросам местного самоуправления администрации Главы и Правительства РС (Я) и уполномоченными комплексной программой Республики Саха (Якутия) «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия)на 2013-2016 годы и на период до 2020 года» министерствами и ведомствами ведется целенаправленная работа в данном направлении и предложения от нашей республики войдут в распоряжение Правительства РФ и Национальный проект «Жильё и городская среда».
Вторым предложением Михаила Николаева является целенаправленная работа по вовлечению состоятельных граждан из городских мест в сельские родовые гнезда, для размещения своего бизнеса на льготных условиях на сельских территориях.
Данное предложение на мой взгляд может быть реализована в рамках Программы оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляемой Минэкономразвития России.
В данной программе оцениваются результаты достижения субъектами Российской Федерации установленных значений 15 показателей, отражающих национальные цели и задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
По результатам проводимой оценки субъектам Российской Федерации предоставляются гранты, которые могут быть направлены как на решение первоочередных задач, так и на развитие экономики.
Минэкономразвития России проводится работа по созданию «Книги лучших решений» о мерах региональной политики, способствующих достижению целевых показателей. «Книга лучших решений» – свод успешных региональных практик, которые могут быть в дальнейшем использованы субъектами Российской Федерации при определении (выборе) мер по стимулированию экономического роста в регионе и повышению качества жизни населения.
В целях создания «книги лучших решений» проводится анализ информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по региональным практикам на предмет эффективности от их реализации, уникальности применяемого подхода и возможности тиражирования на другие территории, ресурсной потребности для реализации практики и сроков ее реализации.
В целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления по созданию комфортных условий жизнедеятельности, повышения эффективности муниципального управления и модернизации муниципальной экономики, поощрения и распространения лучших примеров решения вопросов развития муниципальных образований на ежегодной основе проводится Всероссийский конкурс «Лучшие муниципальные практики». Минэкономразвития России совместно с Минфином России проводит конкурс по номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», которая проводится по следующим направлениям:
Минэкономразвития России, Минфин России, Практика формирования системы стратегического управления МО, Качество управления бюджетными доходами и расходами; Уровень развития муниципально-частного партнерства и опыт реализации проектов МЧП в социальной сфере; Качество управления муниципальным долгом; Уровень развития малого и среднего предпринимательства и привлечение инвестиций в экономику муниципального образования; Качество бюджетного планирование и исполнения бюджета; Уровень транспортной доступности муниципального образования; Кадровый состав финансового органа МО;
По итогам проведения конкурса победителям выделяются гранты, а лучшие муниципальные практики публикуются в сборнике «Лучшая муниципальная практика». Почему бы нашим муниципалитетам не участвовать в данной программе с проектом по привлечению своих земляков на малую родину?
При существующей финансовой системе из года в год повторяющееся стремление муниципалитетов увеличить бюджетное финансирование к сожалению не является панацеей. Вместе с тем на финансирование национальных проектов в 2021 году выделено более 2,2 трлн рублей, всего за трехлетний период 2021-2023 годов объем финансирования превысит 7,6 трлн рублей. К сожалению степень интегрированности республики в исполнение Национальных проектов оставляет желать лучшего. И может быть виной тому громадный разрыв компетенций в данной отрасли между руководством республики и исполнителями на местах?
Помощник Первого Президента РС (Я), Государственного Советника РС (Я) М.Е.Николаева
С.В.Попов
05.03.2021 г., г. Якутск
Полное видео онлайн-трансляции общественного обсуждения на Ютуб канале «Сахамедиа»:
Мои посты об общественном обсуждении статьи М.Е.Николаева:
Выступление М.Е.Николаева на Круглом Столе Ил Тумэн РС (Я) по вопросам местного самоуправления
Мои вопросы на пресс-конференции спикера Ил Тумэн РС (Я) Петра Гоголева
Национальная идея народосбережения — основа обращения Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева в марте 2020 года
Проект «Сайдыы» (Развитие) и новый сайт об усадебном хозяйстве Якутии
Национальная идея народосбережения Республики Саха (Якутия)
Доклад члена Высшего Совета Старейшин (Ытык Субэ) Республики Саха Иннокентия Аммосова
Эволюция системы расселения Якутии: долгосрочные тренды и видение будущего
Электричество и интернет в тайге и тундре! Традиционная хозяйственная деятельность и инновации
Направления развития МР «Намский улус». 24.02.2021 г.
Иван Горохов об усадебном строительстве в Арктике
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://nikbara.ykt.ru/
Мой сайт:
https://nikbara.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» —
NikBara
Просьба подписаться на мой канал «Николай Барамыгин» на Ютуб!
https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин
И на мои аккаунты в социальных сетях!
Я в Инстаграме @nb2015p
Персональная страница в «Фейсбуке»:
https://www.facebook.com/nikbaramygin/
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin
«Твиттер»
https://twitter.com/NBaramygin