Весенняя Амга! - Блоги Якутии
Архив автора

8 лет назад 534

Весенняя Амга!

Амга для якутян, это теплая тихая река, богатая рыбой, это самая известная земляника в Якутии, это красивая природа и богатая история!




В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%81

Центр улуса — Амга, основан в 1652 году как Амгинская слобода русскими крестьянами-хлебопашцами. Один из первых районов Якутии, где местные жители приобщились к культуре земледелия.

Писатель

Иван Гончаров

, в 1854 году проезжая по территории Якутской области, в своём цикле очерков «

Фрегат „Паллада“

» писал:

Подъезжая к реке Амге (это уже ближе к Якутску), я вдруг как будто перенесся на берега Волги: передо мной раскинулись поля, пестреющие хлебом. „Ужели это пшеница?“ — с изумлением спросил я, завидя пушистые, знакомые мне золотистые колосья. „Пшеница и есть, — сказал мне человек, — а вон и яровое!“ Я не мог окинуть глазами обширных лугов с бесчисленными стогами сена, между которыми шевелились якуты, накладывая на волов сено, убирая хлеб.

В начале 1880-х гг. в Амге отбывал ссылку

Владимир Короленко

.

12 декабря 1911 года по решению

Сената

Российской империи Амгинский улус был выделен из

Ботуруского улуса

.

География улуса:

http://old.sakha.gov.ru/node/11118

Амгинский улус расположен на юго-востоке Центральной Якутии, в долине реки Амга. Рельеф равнинный – Приленское плато.

Амга является одним из центральных центров хлебопашества в Якутии. Главная отрасль – животноводство, возделываются картофель, овощи и кормовые культуры.

На Амгинской земле археологи обнаружили следы людей верхнего палеолита (10,5 – 6,2 тыс.лет назад), также обнаружили памятники неолита, в т.ч. на Оннесе и Хайргасе – погребение людей каменного века. На Оннесской стоянке найдены орудия сумнагинской культуры. Эти археологические находки – свидетельство доякутской истории амгинской земли.

В устных преданиях и сказаниях уранхаев-саха Амга издавна называлась Кыыс Амма (Красавица Амга). Говорят, Амгой ее нарек еще в незапамятные времена один из прародителей саха – старец Улуу Хоро.

В архивных документах Амга упоминается еще в 1633 году, когда “мангазейский служивый” Иван Ребров участвовал в походе на Алдан и на Амгу.

Слобода Амга возникла во второй половине XVII столетия, когда здесь поселили русских крестьян для занятия земледелием. В 1652 г. сын боярский Воин Богданов с 6 русскими людьми был направлен из Якутского острога на Амгу с целью занятия хлебопашеством. Таким образом, Амга является одним из центров хлебопашества в Якутии.

Сегодня Амгинский улус является одним из крупных сельскохозяйственных улусов республики. В улусе заготавливаются деловая древесина, пиломатериалы, есть мукомольня, производятся безалкогольные напитки из лесных ягод, минеральная вода.

На территории улуса 21 населенных пунктов, 14 – сельских муниципальных образований.

Про достопримечательности улуса:

http://xn—–6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/jakutija/amginskii-ulus-raion.html

На территории Амгинского улуса находятся ценные археологические памятники Якутии. В верховье Амги имеются причудливые горы, на склонах этих гор наши предки оставили рисунки, раскрывающие образ их жизни, культуры, верования, так как обнаружено 7 наскальных писаниц на территории Амгино-Нахаршзского наслега., они расположены на участке между устьем речки Борулах до ручья Аппа. Протяженность писаниц около 100 километров: Тыымпы, Уккаан-1, Уккаан-2. Илин Орте Урэх, Аппа, Таас Урэх, писаница Онньоойу открыта в 1896 г, на 20-30 метровой скале, на высоте от 5,2 до 20 м., выделено 11 плоскостей с семидесятые рисунками. Результат изучения литературы о писаницах позволяет сделать вывод о том, что они пока познаны хуже, не исследованы с должной тщательностью и они между тем разрушаются под воздействием сил природы и человека. Живописные ландшафты, флористическое разнообразие, наличие минеральных сероводородных источников в «Улахан Куруе».В ‘ местности Танха (Хочо) сохранился оборонный амбар — уникальный памятник деревянного зодчества 19 века, свидетельство плотницкого мастерства наших предков.

Имеется исторический памятник природы

гора Короленко

, памятник природы

гора «Харама»

и «Енте».Гора «Харама» судя по материалам газетной страницы обладает мощнейшей энергетикой, поэтому в последнее время становится излюбленным местом отдыха для приезжих. Исторический архитектурный памятник в местности «Бадымты» на территории МО «Эмисский наслег».

Плодородные амгинские земли издавна считаются колыбелью якутского хлебопашества, которое началось еще в 17 веке с вхождением Якутии в состав России. Сели Покровка является передовым зерноводческим хозяйством в республике, здесь выращивают пщеницу, овес, ячмень. Недалеко в 3 км, от Покровки на зерноводческой пашне имеется любительское место получения энергии с космического пространства, здесь часто можно видеть группу людей и семей, специально приехавших для такого рода путешествия, Село Бологур славится своим кварцевым песком, который находится около участка «Тас Хочо», В местности «Буппэх» на территории МО «Чакырский наслег» имеется известь. В с. Мэндиги имеется лечебный не исследованный грязь, которой начали пользоваться любители туристы.

Строится исторический музей — комплекс «Старая Слобода» в центре улуса» где сохранились построения 19 века, через наследия Амгинского улуса прошли огненным смерчем сражение гражданской войны с 1921 по 1927 год.Об этих исторических событиях туристы могут узнать, посетив Амгинский музей Истории Гражданской войны в Якутии, исторический комплекс «Саьыл-Сыьыы» в. село Абага, а также могут познакомиться с уникальными орудиями хлебопашества, посетив музей АСШ-1 им. В.Г, Короленко.

Новопокровский музей хлебопашества в село Покровка включен в познавателный маршрут «Зернотур» для городских, детских категорий посетителей, которое доступно в середине августа, цена входного билета в музей 20 рублей для взрослых. 10 рублей для детей, режим приема посетителей в летний сезон по договоренности.

В село Эмиссы на родине народного писателя Кюннюк Урастырова- Новикова В.М. создан музей посвященный жизни и деятельности писателя, музей- усадьба К-Урастырова в местности «Саппыйа», культурно-этнографический комплекс «Олонхо» -местность «Кеурэлэ». В Амгино-Нахаринском наслеге имеется музей героя социалистического труда П.И.Яковлева, В с. Чакыр имеется музей охотничьего промысла при сельской библиотеке, В с. Ееткшъ построен музей, посвященный Герою социологического труда А.В.Васильевой и показывающий жизни деятельности исторического события «Бере Бетуннэр».

В Амге обнаружены следы

Кулун-Атахской культуры

– прародителей якутского народа.


http://merkit.ucoz.ru/publ/kulun_atakhskaja_arkheologicheskaja_kultura_na_srednej_lene_v_svete_ehtnograficheskikh_i_folklornykh_dannykh/1-1-0-48

В 1976 и до начала 1990-х гг. впервые были выявлены и раскопаны памятники, связанные с распространением скотоводства в бассейне Средней Лены. Эти поселения, изученные в Мегино-Кангаласском, Таттинском, Чурапчинском, Усть-Алданском, Амгинском улусах, объединены А.И.Гоголевым в одну кулун-атахскую археологическую культуру . В дальнейшем такие поселения были обнаружены на территории Вилюйского улуса.

Эти поселения скотоводов однотипны, относятся к одному времени, определенной территории и, вероятно, к одной этнической общности. По радиоуглеродным данным они определены XIV-XV вв. Примерно на рубеже XV-XVI вв. у кулун-атахцев произошли некоторые изменения в материальной культуре. Это дало возможность выделить в изучаемой культуре второй этап, Сырдыкский, по названию поселения, в материалах которого прослежены эти изменения .

Кулун-атахская культура в основном представлена поселениями за исключением двух погребений. Последние, по всей видимости, относились к завершающейся стадии культуры. Они представляли собой одиночные захоронения, лежащие на глубине 90-95 см от земной поверхности. Ориентировка широтное, головой на запад. В районах Сибири обычай погребать умерших на левом боку с подогнутыми ногами и кистями рук перед «лицом» впервые зафиксированы в памятниках Алтая, Приобья и Северо-западной Монголии, датируемые VIII-VII до н.э. В Минусинской котловине аналогичные погребения местами сохраняются до VIII-XII вв.

Результаты анализа предметов кулун-атахского комплекса показывают, что глиняные сосуды, два типа ножей, ножницы, серьги, железные наконечники типа средней, костяные застежки для пут, костяные струги с прорезями, наконечник с руническими знаками, обломки палаша, косы-горбуши, бусы из бирюзы, нефрита и перламутра, формы жилищ проявляют определенную связь с аналогичными вещами из культур Прибайкалья, Южной и Западной Сибири, в основном, датируемых курыкано-уйгурским временем. Но часть кулун-атахского комплекса несет на себе заметный отпечаток влияния традиций бронзового и раннего железного века Якутии. Это, прежде всего, относится к костяным и железным наконечникам стрел.

В сырдыкском этапе впервые появляются вещи, которые в XVII-XVIII вв. составили определенную часть материальной культуры якутов: глиняные сопла от горна, глиняные ножки-поставки, железные вильчатые наконечники стрел, пальма, ножи, «овечьи» ножницы, скобель, роговые орнаментированные рукоятки опахале из конского хвоста, концевые костяные накладки лука. Поздняя якутская керамика XVII-XIX вв. оформилась в результате дальнейшего эволюционного развития сосудов кулун-атахской культуры. Исчезновение тонкостенной керамики эпохи раннего железного века фактически датируется началом второй четверти II тыс. Интересно отметить, что тунгусы и юкагиры, с которыми связывают культуры начиная от неолита до раннего железного века в территории Якутии, в XVII в. уже не знали производства керамики. Это обстоятельство может говорить о сравнительно давнем исчезновении из их обихода глиняных сосудов. Во всяком случае, так рано, что даже не сохранилось о них упоминания в фольклоре этих народов .

На смену в бассейн Средней Лены приходит новая раннесредневековая скотоводческая культура кулун-атахцев, основные опорные памятники которой датируются Х1У-ХУ вв. Разумеется, она не являлась еще окончательно сформировавшейся культурой якутов.

Таким образом, в общем облике материальной культуры кулун-атахцев наблюдаются синтезированные субстратные истоки культуры раннего железного века при доминировании пришлых, южных основ культуры тюркской эпохи У1-Х11 вв. Прибайкалья, Южной Сибири. При этом преобладающее значение имели истоки, связанные с курыканской культурой и южносибирской тюркской средой. Несомненно, кулун-атахцы имели связь с населением Приангарья и бассейна Верхней Лены, жившего в начале II тыс., наследника тюркской эпохи Прибайкалья, оставившего вплоть до Усть-Кута памятники культуры «лесных скотоводов».

Амга связана с жизнью писателя

Владимира Галактионовича Короленко

:


https://www.yakutskhistory.net/%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B2-%D0%B3/

В Амге по-настоящему раскрылся писательский талант Короленко. Уставая от тяжелой физической работы, писатель отдыхал на Яммалахском утесе, который теперь называют

горой Короленко.

Долгими зимними вечерами он писал свои первые рассказы.

Якутская ссылка дала Короленко богатый материал для творческой деятельности. На якутскую тему написаны рассказы «Сон Макара», «Соколинец», «Марусина заимка», «Ат-Дабан», «Государевы ямщики», «Последний лук», «Огоньки», «История моего современника» (Кн. 4), «Мороз».

Я с большим удовольствием вспоминаю эту поездку в Амгу по приглашению Главы Амгинского улуса Александра Артемьева.

Мне удалось принять участие в Коллегии Министерства по делам предпринимательства и туризма Республики Саха (Якутия) в Амгинском улусе в апреле 2006 года, посвященной развитию предпринимательства и туризма в Амге.

Апрель! Едем в Амгу!



Участники коллегии: Николай Барамыгин, Татьяна Андреева, Любовь Атласова и Анатолий Скрыбыкин.



Граница Амгинского улуса.



Весеннее Солнце!



Едем в Покровку!



На турбазе “Сардаана” нам показали старинные русские обряды.







И потом поездка на санях по весенней реке!











Обед на турбазе.



Статья Василия Мандарова в газете “Амма Оло5о” от 15.04.2006 г.



По итогам Коллегии было решено выделить 500 тысяч рублей для достройки турбазы “Сардаана” в Покровке.

Прошло 10 лет, и недавно я получил фотографии и информацию о состоянии туристических баз в Амгинском улусе от специалиста Администрации Амгинского улуса Марии Ким.

Амгинский     улус   – жемчужина Якутии. Вся история, география Амги сотканы из множества ярких удивительных событий и неповторимых, красивейших мест природы. Амгинский улус обладает значительным природным и историко-культурным туристским потенциалом. Район отличается уникальностью имеющихся природных  памятников. Амга одновременно является обширным музеем археологии, зарождения хлебопашества, гражданской войны и местом благодатного летнего отдыха, сбора ягод, купания, рыбалки, т.е. своеобразным курортом местного значения.

Расстояние  до  г.Якутска: наземным  путём – 200км, водным  путём -1036км,  воздушным  путём-200км.



Туристские базы на территории Амгинского улуса


1. Турбаза «Түбэ» –

семейный туризм. Населенный пункт –  Абагинский наслег. Находится в  28 км. от районного центра и  12 км.  от Абаги. Сама природа сохранила в этой местности начало зарождения. Здесь можно отдохнуть душой и телом вдали от активных ритмов цивилизации. Окунуться в тишину и побаловать себя природной чистотой этих мест.


(ИП Кайдалов Николай Спартакович), Абагинский наслег.


Фото Администрации улуса



2. «Амгинские столбы»-

экологический и сельский туризм. Амгино-Нахаринский наслег (с.Оннёс). Горы Өнтө (Амгинские Столбы) обладают особой – теплой энергией,  которая отличается от энергетики других мест. Горы известны наскальными  рисунками  древних людей. Рисунки и писаницы отражают первобытные верования древнего населения, древние художники изобразили охрой лосей, оленей, людей, идолов, маски-личины, антропоморфные и геометрические фигуры.


(ИП Михайлова Куннэй Егоровна), Амгино-Нахаринский наслег


Фото Администрации улуса








3. Турбаза «Амма кытыла»

– расположена в живописном месте на берегу реки Амга недалеко от центра с.Амга (3 км), благодаря этому туристы имеют возможность разнообразить свой досуг. Размещаются туристов в  2-этажном деревянном Гостевом доме, в настоящем Охотничьем доме,  расположенном на другом берегу Амги.


(ИП Баишева Римма Иннокентьевна), Чапчылганский наслег, с. Промкомбинат.



4. Турбаза «Три берёзы» –

экологический и сельский туризм. Майский наслег (с.Покровка). Туристическая база с комплексом услуг для организации досуга населения и гостей района (улуса), а также проведения культурно-массовых мероприятий. Излюбленное место отдыха не только амгинцев, но и гостей со всех уголков Якутии.


(ИП Любчич Андрей Викторович, Майский наслег).


Фото Администрации улуса.


















5. Турбаза «Кулун-Атах»

– экологический и сельский туризм Болугурский наслег. Центр экологического и сельского туризма «Кулун-Атах», ориентированный на сохранение и использование историко-культурного наследия Амгинского улуса. Кулун-Атахская культура – это синтезированные субстратные истоки культуры раннего железного века при доминировании пришлых южных основ коневодческой культуры тюркской эпохи VI-XII вв., Прибайкалья, Южной Сибири.


(ИП Окорокова Анна Трофимовна), Бологурский наслег.



6.


Турбаза «Сардана» (ООО «Амма-тур), Амгинский наслег –

расположенный на горе Короленко в 5 км. от с. Амга. Отсюда простираются просторы девственной красоты Амгинского района. Прекрасное место для семейного отдыха. Недалеко стоит беседка, историческое место, излюбленное место отдыха писателя  Владимира Галактионовича Короленко.   После поездки в Америку Короленко писал про Якутию: «Если бы мне лично предложили жить в Америке или в Якутской области (разумеется, с правом приличного передвижения), — поверите ли Вы, что я бы, вероятнее всего, выбрал последнее».


(ООО «Амма-тур»), Амгинский наслег


.
















7.  Турбаза «О рай» –

находится на территории Бетюнского наслега на берегу реки с видом на живописнейшую панораму – горы. Летом 2016 года молодой, предприимчивый индивидуальный предприниматель Иванов Николай Николаевич совместно со своей командой открыл новую зону отдыха для гостей Амгинского района. Большие перспективы развития новой турбазы дали инициатору импульс для дальнейшей работы и теперь с открытием нового сезона отдыха в летнее время каждый желающий сможет посетить «О рай» и отдохнуть.


(ИП Иванов Николай Николаевич), Бетюнский наслег


.



Благодарю Администрацию Амгинского улуса, Александра Артемьева и Марию Ким за содействие в подготовке материалов для поста!

Моя страница в дневниках:

https://dnevniki.ykt.ru/NikBara

Мой канал в Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA?disable_polymer=true

Добавить комментарий