5 дней назад 106
Идеи главного якутского праздника
Идея нации — это «не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог о ней думает в вечности»… Замечательная мысль русского философа Владимира Соловьева близка и
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-6-1-1024x684.jpg)
мифопоэтическому складу мировоззрения народа саха. И в XXI столетии на летнем празднике Ысыах народ саха вспоминает свои исконные божества, которые для них живы, а обращение к ним искреннее. Доказательством этого становятся огромные очереди на приобщение к сакральным концептам, ментально очищающим и заряжающим людей еще на один год.
Думая о своих божествах, прося что-то у них, люди мгновенно это получают. Нет в этом шаге разрыва, потому что люди совершают акт веры. Таков универсальный закон любой религиозной культуры.
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-56-1-1024x683.jpg)
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-172-1-729x1024.jpg)
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-72-1-1024x683.jpg)
Динамика культуры народов Севера и Арктики Российской Федерации позволяет с особой отчетливостью узреть сохранившиеся и возрожденные духовные императивы предков как качество культурно-генетической памяти народа. Вообще, этнокультурные тренды, их отраженность на социально-экономическом развитии регионов России, становятся интересными вариантами модернизационных преобразований страны. Ведь мы страна множества уникальных этнических культур и традиций тысячелетий, сохранивших дуальность традиций и новаций. Такового культурного капитала в мире почти не найти!
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-79-1-1024x683.jpg)
Нагруженность сознания современных саха атрибутами материальной и духовной культуры на летнем празднике Ысыах, погружающих их в сакральное пространство летнего праздника, рождает понимание вечных смыслов якутской культуры для каждого — молодого и старшего поколения.
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-92-1-1024x642.jpg)
Для саха искомая форма Ысыаха Туймаады должна стать со временем формой мистерии эпического наследия, воспроизводящей истину о народе, доносящем свое благопожелание и моление живым божествам. Таковы сверхзадачи главного якутского праздника.
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-86-1-1024x683.jpg)
У немногочисленных народов не бывает маленьких культур. Принципы их хозяйственного и эпического наследия несут универсальную онтологию жизнеустройства человека в мире, реализованного в полноте своей хозяйственной дееспособности и нравственного начала. Это вечные рецепты, написанные глубинными сакральным заповедями, о которых мы можем только догадываться. Миссия северных культур — нести это в современную жизнь, масштабировать основы генетической памяти человечества. Развитие и трансляция сакрального наследия предков становится важным и ответственным предназначением.
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-67-1-1024x683.jpg)
Этот культурный потенциал и культурно-генетический код Ысыаха культивируемый в народных массах, благотворно проявится со временем у каждого по-своему. Новые мероприятия, новые культурные задачи Ысыаха, становятся площадкой для совершенствования этнокультурной идентичности — базового социального капитала в особых ситуациях, на любые времена.
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-78-1-1024x645.jpg)
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-104-1-1024x683.jpg)
![](https://blogi.nlrs.ru/wp-content/uploads/2024/06/Yh-100-1-1024x612.jpg)
Фото автора,
Источник: Алексей Пудов,
кандидат философских наук, в.н.с. Академии наук РС (Я)