6 месяцев назад 230
О пятой якутской актерской студии ВТУ имени М.С. Щепкина 1998-2002 гг.: видео
В Саха театре готовится к выпуску новое издание альманаха, посвященное 50-летию выпуска третьей якутской национальной студии Высшего театрального училища (институт) им. М.С. Щепкина, а также выпускникам всех других якутских студий ВТУ имени М.С. Щепкина, нашего Якутского колледжа культуры и искусств и других театральных образовательных учреждений страны. Работа должна завершиться этим летом. Современные цифровые средства позволяют насытить современные книги мультимедийными приложениями. Предлагаем вашему вниманию видеоприложения к разделу о V студии «Щепки», выпускники которой записали свои воспоминания и мысли по поводу своей творческой деятельности на протяжении уже четверти века
Пятая якутская студия ВТУ имени М.С. Щепкина, 1998-2002 гг., которой мы посвящаем нижеприведенные подкасты, вобрала пространство и время тектонических социокультурных изменений, произошедших в стране и республике. Эволюция творческой деятельности студийцев преломила новую театральную эстетику на якутской сцене, новые сценические и экранные задачи для культуры региона. Сегодня курс отмечает четверть века служения театру и кинематографу и, в целом, сфере культуры Республики Саха (Якутия). Среди них актеры, режиссеры, продюсеры, директора театров, менеджеры культуры, одним словом — реализовавшиеся в искусстве и через искусство личности.
Они попали в ту современность для культуры саха, которую можно обозначить завершением этапа осознания культурной и цивилизационной идентичности. Для них современным и актуальным стало то, без чего северная культура уже не может себя помыслить — без театров и институциализированного кинематографа региона.
Но возникают и кристаллизуются новые вызовы времени. Это поколение становится той основой, наряду со старшим поколением театра, на плечи которых ложится прямая ответственность за судьбу сценических и экранных искусств как региона, так, и не побоимся сказать, страны. Якутское кино, находящееся на вершине своего символотворчества последнего десятилетия, в условиях коммерциализации может быстро растратить запал продуктивного этнокультурного модерна…
Как-то «отец пятой студии» — заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Саха (Якутия) Анатолий Павлович Николаев, рассказал художественному руководству театра свой примечательный сон о том, что он покупает на рынке берестяную посуду («туос иһит») — якутскую по форме, но с интересным совсем не якутским орнаментальным декором на поверхности. Этот символический сон он интерпретировал приобретением в труппу Саха театра нового состава — выпускников «Щепки» 2002 года. Этот сон потом был позже обыгран в спектакле «Эргиллиэм хайаан да…» В. Харысхала о семье В.Н. Ксенофонтова.
Студийцы 2002 года попали в такое время, как принято сейчас называть, — культурной глобализации, на волне бурно растущей массовой культуры, впитав в себя, якутских «по форме» ребят, символические смыслы других культур. И они умело пользуются этим «декором» по настоящую пору. Пожелаем им достижения новых высот, которые будут славить народ, нашу уникальную культуру самых северных в мире коневодов и скотоводов, а теперь и театралов, кинематографистов, мультипликаторов, ученых и инженеров. Творческая или как говорят ныне — креативная прослойка культуры, — это важнейшая составляющая жизнеспособности, адаптируемости и способности к саморазвитию национальной культуры.
Подробные видеорассказы наших студийцев читатели портала могут еще раз посмотреть в плейлисте под названием «Щепкницы-1» по адресу: https://www.youtube.com/@alexpudoff/playlists
или по предлагаемым ссылкам:
Фото: из архива Саха театра
Источник: Алексей Пудов