«Вплоть до 90-х годов, он был вычеркнут из истории якутской литературы…» - Блоги Якутии

9 лет назад 111

«Вплоть до 90-х годов, он был вычеркнут из истории якутской литературы…»




(

На днях Саха театр повторил спектакль, посвященный поэту-авангардисту

Ивану Арбите

, ставшему известным в Якутии в конце 30-х годов XX века)

Мы снова увидели яркий спектакль драматурга Айсена Дойду и режиссера Сергея Потапова (подробно о спектакле см. в прошлогодней рецензии: http://www.ysaa.ru/agronline/)




Мастерские находки музыкально-сюжетных переходов в спектакле многих поразили и впечатлили, оставив символический диссонанс в душе. Притягательная мелодика песни или фокстрота «плавно» переводит зрителя с одной на другую сюжетную линию так, что заводит сознание в нужное смысловое место испытанным шоком.



Слушающие и слышащие всегда оказываются повернутые спиной к штампу, и один за другим поворачиваются лицом к тому, кто несет глоток чистого воздуха. Это буквально происходит на театральной сцене, надеемся, и вне ее пределов.





В те времена были репрессированы талантливые деятели искусства и литературы: П. Ойунский, В. Никифоров-Кюлюмнюр, Г. Баишев-Алтан Сарын, А.И. Софронов-Алампа, Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон, Н.М. Заболоцкий, H.H. Павлов-Тыасыт, С.А. Саввин-Кюн Джирибинэ, А.И.Федоров, B.C. Яковлев-Далан и др. (по материалам Е.А. Архиповой).


«…В конце 30-х годов <Иван Арбита> выделился из общей творческой массы… «Отказавшись» от основных принципов соцреализма, поэт показал через реалистические картины жизни состояние своей души и личные чувства (одиночество, ограниченность, тупиковое настроение…)» (Е.А. Архипова).
















Во второй части спектакля нас поразил драматизм метафизического одиночества Арбиты, переданный актером Валентином Макаровым. Артисты органично прожили вторую, драматичную часть спектакля.



Тройка актеров, – Макаров, Игорь Говоров и Ирина Михайлова, кстати, ровесники настоящих исторических персонажей, искренне сыграли сцены переживаний, ревности и зависти, любви и сострадания.

Врезаются в память трепетное отношение к бумаге, – единственное предназначение которой – стать носителем настоящих мыслей. В спектакле она, небольшой шелестящий листочек олицетворяла не меньше, чем душу поэта. Ее трепетное на сцене разворачивание и чтение – завораживающий процесс. Вообще, в спектакле трепетно относились к разным немногочисленным предметам: воде, бумаге, огню, дереву – почти философским стихиям…



Эпизоды с Романом Дорофеевым и Иннокентий Луковцевым вызвали аплодисменты. Зрители к ним не остаются равнодушными.

Отметим важное эстетическое наполнение спектакля: музыкальное сопровождение и световое решение, помогающее фотографу «поймать натуру».





Рассказанная зрителям со сцены биография поэта Ивана Арбиты, действительно стала «”драгоценным комментарием” к его стихам», импонирующим современным художникам, которые также могут пытаться в одиночку стоять, окруженные по-особому «суровым временем».



В статье даны цитаты из диссертации Елены Афанасьевны Архиповой «Поэзия Ивана Арбиты: Творческий путь и поэтика»





Добавить комментарий