В аду бесконечного пробуждения: о новом столичном спектакле «…а миров столько, сколько каждое утро просыпается умов и глаз» Мераб Мамардашвили по творчеству Марселя Пруста - Блоги Якутии

9 лет назад 118

В аду бесконечного пробуждения: о новом столичном спектакле «…а миров столько, сколько каждое утро просыпается умов и глаз» Мераб Мамардашвили по творчеству Марселя Пруста




Премьерная постановка Сергея Потапова по совместному сценарию с Софьей Барановой «Уhуктуу», – социально-психологическая драма нашего современника, пожившего свое, обычного старика, биография которого вобрала канву событий XX столетия. Поразительный по точности мир нашей психической размерности на грани реальности и воспоминаний. То ли бредовый сон, в котором не хочется просыпаться, то ли ад бесконечного повторения, то ли абсурдная явь, с которой мы свыкаемся, изображены авторами спектакля на сцене Саха драматического театра им. П.А. Ойунского.





Мир, в котором ты не хочешь просыпаться. Он до тошноты душен и невыносим. Лишь забытье воспоминаний о том светлом, что раньше не ценил, дарит минуты отдушины, чтобы потом снова перевернуться бесконечным адом пульсирующих в висках повторений «заевшей пластинкой цифрового отсчета». Просыпание от бреда подсознания к бреду реальности. И на склоне лет застрять в таком аду!? Переклички с прошлым, но подчас не с конкретно временным, а обобщенным событиями разных культурных слоев. Это стало попыткой сконструировать форму, вбирающую каждого из нас со своими ошибками и сожалениями, а также озарениями, которые всегда приходят поздно.





Эту историю можно адресовать нам самим. Старик, сыгранный Валентином Макаровым желает больше не возвращаться из сна и выход в такой ситуации он видит в активной эвтаназии, совершенной руками обычной и по-своему несчастной женщины, которая присматривает за ним. Роль такой женщины, озабоченной здоровьем своего ребенка, сыграла Ирина Никифорова.





Сложная роль для молодого актера, играющего старика, нам даже показалось, что он не смог выйти из нее, когда артисты выходили на поклон, настолько она его поглотила. Макарову удаются трагические образы, его работу мы еще увидим 9 апреля на спектакле об Иване Арбите.



В спектакле прозвучали символические переклички с элементами других потаповских постановок. Это зеркало, отражающее «потустороннюю» реальность, пистолет с холостыми патронами как «Цирке Альбертини». Появились по-новому зазвучавшие согбенные судьбой старушки, но уже не те как в «Иирбит Ньукуус». Они сгустили краски пребывания в доме престарелых. Родились падающие «с неба» ботинки, как антиметафора манны небесной.





Потаповым проведены параллели между вязким мифо-бессознательным пластом, кентаврично соединенным с рацио нашего сознательного опыта. А результатом стали бастарды такого напластовывания. Неслучаен в связи с этим образ получеловека, полуптицы в карикатурной маске то ли средневекового врача, то ли вороны.

Сюжетная линия постановки, нам это показалось позже, – реминисценция и на фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», но вобравшая не столько пафос жесткого прошлого, но его нынешнего и здешнего наследия, в котором живем…



Сюжетная линия финала, почти предугадываема, но от этого значимо усложняется работа главных героев. На них лежит вся нагрузка развязки и психо-сознательной метаморфозы. Два пути, либо изменить задачу актерам новым режиссерским ходом, либо самим актерам проделать на наших глазах головокружительную живую трансформацию нашего сознания? Это жизнь, которую может подарить сегодня только театр.





Спектакль без сомнения порождает множество смыслов, его хочется посмотреть уже другими глазами.





PS: Прочитал в статье о недавнем визите Андрея Геласимова на ЯСИА – (http://ysia.ru/news/34720/andrej_gelasimov_ya__sushestvo_proizvodyashee_tekst.html)



Мой друг

Сережа Потапов

пригласил на свой спектакль “Уһуктуу”, оказалось, главная мысль оказалась близка мне, это интересно. Действительно, европейского класса спектакль, сходите, есть над чем поразмышлять. Конечно, он шокирует, местами тяжело смотреть, но проблема глубокая. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и Сережа мечтает расширить горизонты, но его надо держать здесь. Саха театр обеднеет, если он уедет

“, — считает он.

Добавить комментарий