4 месяца назад 236
«Чтение в эпоху постграмотности»: интервью с ученым от Академии наук Якутии
Сегодня наша встреча посвящена феномену чтения, испытавшему за последние 150-200 лет разительную эволюцию, и теперь пребывающего в так называемой «эпохе постграмотности». Сегодня наши собеседником станет доктор культурологии, кандидат философских наук Гудова Маргарита Юрьевна, которая любезно согласилась дать небольшое интервью, связанное с практикой так называемого «медленного чтения» — процедуры вдумчивого экспертного чтения художественной литературы.

От себя отметим, что культура современного чтения неминуемо отразится на совокупности всех культурных явлений, сформирует особенную культуру человечества, подобную той, что сформировалась благодаря науке и отмеченная П. Сноу как катастрофический разрыв, который растет с каждым годом благодаря противостоянию двух культур — естественнонаучной и гуманитарной. Надо констатировать, что сегодня мы испытываем разлом в культуре именно по фактору чтения, который закрепляется в разных поколениях совершенно по-разному. Это приведет и уже приводит к некоему «когнитивному диссонансу», случающемуся между разными поколениями, воспринимающему мир в своих «мировоззренческих» системах. Считаем, что в какой-то мере «якутский кинобум» обеспечен некой сублимацией подсознательного эпического наследия больших нарративов, породивших в XX столетии большой якутский роман, а сегодня уже якутский клип, комедию или сериал.

Наша справка: Гудова Маргарита Юрьевна – доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры УрФУ. Окончила философский факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького (1990). В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 2015 г. докторскую. С 1998 года Гудова М. Ю. читает курсы: «Культурология», «Этика и эстетика рекламы», «Культура Западно-Европейского Средневековья», «История и философия науки, «Философские проблемы социально-гуманитарных наук», спецкурсы: «Институции современной художественности», «Социология искусства», «Художественная интонация», «Этика арт-бизнеса» и др.
Область научных интересов – философско-культурологические и нравственно-эстетические проблемы функционирование актуальной культуры, философия чтения. М. Ю. Гудовой опубликовано более 100 научных работ.
М. Ю. Гудова один из участников коллектива по разработке «Концепции развития культуры Свердловской области на период с 2012 по 2020 годы» (2011 год, руководитель – проф. Л.А. Закс). Она лауреат премии Губернатора Свердловской области «Лучший доцент года» в области социально-гуманитарных наук за 2010 год.
https://rutube.ru/video/e381682d4c08f77926ce4ace2ec71c57/
или
Так же предлагаем отрывки из двух занимательных научных работ философа (со снятым научным аппаратом), посвященных явлениям, происходящим в современном чтении.
«Чтение является одной из основополагающих подсистем культуры. Если культура в целом представляет собой мир общения, то чтение как подсистема культуры представляет собой социокультурную коммуникативную систему, в которой главной задачей на протяжении тысячелетий являются передача, сохранение и интерпретация социокультурной информации. Чтение как социально-коммуникативная подсистема обеспечивает устойчивое существование всей системы культуры. Зародившись в далекой древности и развиваясь до наших дней, чтение меняло технику – от разглядывания отлипов и развязывания узелков до проматывания текстов на экранах разнообразных гаджетов; менялись читательские навыки – от интерпретации знаков изобразительных к знакам символическим и знакам иконическим; менялись читательские идентичности – от жрецов и шаманов до «продвинутых пользователей», но сущность чтения на протяжении культурных эпох оставалась постоянной – это способ освоения культурным агентом социокультурной информации, воплощенной в определенном тексте культуры.

В начале третьего тысячелетия в связи с развитием информационной культуры и становлением информационного общества, потребительской культуры и общества потребления, одновременным существованием различных медиа, радикально изменилось отношение к книге и чтению. Все это культурным и научным сообществом стало осознаваться как ситуация, названная в культурологии и в других социально-гуманитарных науках «кризисом чтения».
На наш взгляд, выход из кризиса может быть найден в процессе анализа чтения в новых социокультурных параметрах, названных М. Маклюэном постграмотностью.
Сегодня необходимо проанализировать чтение, в прошлом неоднократно и с разных точек зрения исследованный феномен, с точки зрения того, какие новые внешние параметры чтения задает эпоха постграмотности, как чтение в своем реальном повседневном существовании в виде культурной практики к этим условиям приспосабливается и как оно в этих условиях продолжает существовать, выполняя свою главную культурную миссию – связывать людей при помощи текста и предлагать им определенные культурные модели поведения, ценности и идентичности.

Первой причиной, по которой мы приступаем к анализу чтения, является то, что в конце ХХ – начале XXI века под воздействием целого ряда факторов: социокультурных, социально-экономических, политико-технологических и деятельностно-антропологических – сформировалась новая социокультурная ситуация постграмотности, которая нуждается в фиксации и аналитическом описании, а также выведении следствий, таких как эпоха постграмотности и постграмотное чтение.
Вторая причина, по которой мы обращаемся к исследованию чтения и делаем это в культурологически осмысленной методологии практик, – это необходимость систематизации накопленных различными отраслями социально-гуманитарных наук знаний о чтении с точки зрения культурных процессов его реализации. Настоятельная научная потребность системного культурологического описания навыков, снаряжения, практических задач читателей в актуальных практиках чтения, а также ценностей и идентичностей, форм самоопределения и художественного общения в практиках современного чтения, анализ чтения на фоне многообразных досуговых практик также относятся к сложнейшим и актуальным задачам культурологии.
Третья причина, по которой мы обращаемся к исследованию чтения, – это необходимость обоснования и содержательного наполнения понятия «практика чтения полиморфных гипертекстов» и применения этого понятия для объяснения трансформаций, происшедших с практикой чтения, в связи с технической революцией в сфере гаджетов для чтения, возникновением нового типа мультимедийных и, шире, полиморфных, текстов в современной культуре, а также формированием нового культурно-исторического типа чтения, связанного не столько с чтением и интерпретацией традиционных книжных текстов, сколько с переходом к чтению сложных, полиморфных текстов, возникающих в современной культуре: интернет-сайтов, сетевых дневников, блогов, арт-проектов, использующих разные языки культуры.

На протяжении длительной истории культуры сформировались и сегодня сосуществуют три исторических типа чтения – рисуночное, словесно-буквенное и синтетическое компьютерное чтение…»
***
«Ныне культурная практика чтения, как свидетельствуют социологические данные Левада-Центра, является сегментированной, как и вся культурная жизнь общества, и маргинализированной специфическим образом. На ценностно-смысловом уровне это проявляется в том, что «символическая значимость книги, чтения, книжной культуры, раньше служившая отличительным признаком городской и столичной интеллигенции, сегодня сохраняется по преимуществу в периферийных и мало обеспеченных слоях российского социума». Чтение книг, их коллекционирование, обсуждение прочитанного в большом или малом кругу общения не является сегодня приоритетной досуговой культурной практикой ни для жителей столиц, городов, поселков или сел, ни для мужчин, ни для учащейся или студенческой молодежи. Чтение как маргинальная практика стало женским: именно женщины по преимуществу читают книги и журналы, обсуждают их с детьми или мужьями, распространяют литературу среди знакомых, коллег и родственников, продолжают собирать и сохранять библиотеки. Книжное чтение (прежде всего русской и зарубежной классики, советской литературы) особенно характерно для женщин старшей возрастной группы…

Как свидетельствуют данные Б. Дубина и Н. Зоркой, современное чтение не является предметом и поводом для социокультурных коммуникаций ни в больших социальных группах — сетевых сообществах, ни в малых — в пределах отдельно взятой семьи. Обсуждают прочитанное во внутрисемейном общении чаще всего мамы с детьми, или, реже, супруги между со бой. Да и что обсуждать, если бестселлеры продаж 2008 года среди художественной литературы — Д. Донцова, среди нонфикшн — правила дорожного движения. Актуальную отечественную художественную прозу читает только лишь 6 % от читателей страны, а 46% опрошенных учеными Левада-Центра по стране не читают художественную литературу вообще. То, что современные читатели не читают актуальную художественную прозу кроме детективов, боевиков, гламурных и дамских романов, не говорит только лишь о косности и инертности, потребительской пассивности читателя. Это характеризует также систему книгоиздательской и книготорговой деятельности. В глубинку, на периферию попадают преимущественно дешевые издания, имеющие большие тиражи. И среди художественной литературы, и среди книг нон-фикшн, все, что ограничено небольшим тиражом и ценой выше среднего, не распространяется за пределы столиц и городов-миллионеров, и не имеется даже в библиотеках. Библиотеки, не имея возможности оперативно и в необходимом объеме обновлять свои фонды, становятся менее востребованными читательской публикой, а по мере обветшания фондов и совсем прекращают свое существование. В результате книга попадает к читателю по рекомендации «своих», «таких же как я», от «своих», и обсуждается тоже со «своими». Вся эта система мероприятий вызывает недоверие и подозрительность к «чужому»: читать по совету чужого человека, брать у чужого человека книгу, а тем более обсуждать с чужим человеком прочитанное — в современной культуре с идеей индивидуализма и частной жизни выглядит, с точки зрения обывателя, как минимум странным. В связи с революцией в сфере цифровых носителей текстов и появлением новых технологий чтения — электронных книг и аудиокниг — все читательское сообщество сегментировалось еще по двум основаниям. Первое основание — способ и форма приобретения книги. Одна часть читательского сообщества ориентирована, по-прежнему, на «традиционное» чтение на печатанных на бумаге книг и приобретает книги в книжном магазине. Другая часть читательской аудитории читает бумажные книги, но покупает как в реальных, так и в виртуальных магазинах, а третья часть приобретает электронные и аудиокниги только в Сети Интернет. Ориентация на узнаваемые и освоенные модели поведения, консервацию жизненного опыта и моделей оценки повседневности членами читательского сообщества проявляется в том, что из всей массы читающей публики только столичная молодежь и молодые взрослые дают статистически существенные цифры в отношении чтения современной и модной словесности — ее читают 6% от всей читающей аудитории. Невнимание читателей характеризует именно актуальный литературный процесс, и такие его злободневные формы как современный социально-политический роман с элементами памфлета (А. Проханов), антиутопии (Д. Быков), политической сатиры (В. Пелевин), альтернативной истории (В. Сорокин) и другие. Вместе с тем, мы должны сказать, что в большой мере функции массовой адаптации к новым и постоянно меняющимся условиям социокультурной реальности осуществляют во всем многообразии жанровые тексты массовой литературы от детективов до дамской «гламурной» прозы. Нельзя согласиться с выводами Б. Дубина и Н. Зоркой о том, что перечитывая зарубежную и русскую классическую, многонациональную советскую литературу, читатели консервируют былой жизненный опыт. Они, безусловно, отворачиваются от злободневной социокультурной проблематики, уходят от актуально артикулируемых моделей письма, избегают современных жанровых форм организации художественного мира. Но, возможно, они ищут менее радикальных форм адаптации к изменяющейся социокультурной реальности, пытаясь осмыслить новую реальность в привычных стилистических и жанровых литературных формах. Исследования классической литературы и ее властных в отношении читателя функций говорит нам об обратном: попадая в новые социокультурные контексты, классика позволяет переосмыслять современность и актуальные ценностные и поведенческие модели в режиме подлинности и симулятивности, где точка зрения классики — лакмусовая бумажка для подлинного и мнимого. Такая структура художественного чтения и социокультурной идентификации в практике чтения, тем не менее, также сегментирует читательское сообщество по жанрово-стилистическим предпочтениям: тех, кто ориентирован на чтение классической, или советской, или массовой, или актуальной профессиональной, или самодеятельной интернет-литературы. Не случайно в современной социологии чтения наряду с понятием массовой и элитарной литературы развивается понятие культовой литературы — читаемых и перечитываемых, цитируемых и театрализируемых, разыгрываемых в тех или иных субкультурных объединениях литературных произведений.
Проанализировав социологическую картину современного популярного чтения, создаваемую перекрестно при исследовании читательского сообщества, российской повседневности, а также книгоиздательской и книготорговой практики, мы можем согласиться с выводами ученых Левада Центра, что современное чтение из культурной практики интеграции общества превратилось в новых условиях в практику фрагментаризации чтения и сегментации культурного сообщества. Современные практики чтения закрепляют индивидуалистические установки в выборе и оценке предметов чтения, а также установки, ориентирующие на «своих», ближний круг общения, «таких же как я», ограниченный культурный локус. Выходом из сложившейся ситуации переструктуризации культурного сообщества, на наш взгляд, могут служить формирующиеся из отдельных локальных социокультурных ячеек в условиях глобальной информационной сети новые глокальные формы социокультурной коммуникации».
Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:
https://vk.com/public217206078
https://rutube.ru/channel/24490370/
Фото: Пресс-службы с использованием ИИ
Источник: Пресс-служба Академии наук РС(Я) по материалам: https://www.dissercat.com/content/chtenie-v-epokhu-postgramotnosti-kulturologicheskii-analiz и https://www.dissercat.com/content/chtenie-v-epokhu-postgramotnosti-kulturologicheskii-analiz