4 месяца назад 151
Году защитника Отечества: «Игры Дыгына» – воспроизводя истинный олимпизм

«Остановись мгновенье — ты прекрасно!» не только аллюзия к «Фаусту» Гёте. Корни уходят в метафизику «Эллады», буквальным переводом которой стало «приостановленное течение».
Вам приведенный выше фотоколлаж ничего не напоминает? Это состояние остановленного времени, как держание мысли, как нахождение на вершине истины, из которой все ставится на свои места. Природа этого завоевания отнюдь не ментальна, в Греции она начиналась с телесности – спортивного агона-состязания. Остановленное мгновение есть древняя форма, на которой был построен древнегреческий и весь современный мир
То, что сегодня названо Олимпийскими Играми, где спортсмен выступает в одном виде спорта, а многоборье сдвинуто на периферию, изначально сломало принцип олимпизма. Настоящий аналог олимпийской истины неожиданно воспроизведен гением культуры Якутии 90-х. Помог лишь взгляд на историческое прошлое саха. Сегодня этот феномен получил название «Игр Дыгына». Они стали реальностью уникального предложения якутской культуры. Это оригинал, найденный предками, независимо от Эллады Древней Греции.
А как поражает телесное сходство современных якутских боотуров и тех самых многоборцев-эфебов — олимпийских чемпионов далекой от нас во времени и пространстве Греции, которым лучшие скульпторы ставили памятники на аллее славы! Сегодня «аллея славы» забыта, подмененная «аллеей звезд» голливудских псевдогероев. Таков диагноз времени.

Культура Холода смогла донести до современников и воспроизвести в своей чистоте исконные хозяйственные занятия северян и … их Игры! Когда мы желаем внести свою лепту в олимпийское движение XXI века, испытавшего поражение всех своих принципов, завершившихся беспрецедентной в истории воинствующей русофобией, а теперь еще и «европейской» безнравственностью, что может остановить нас в правильности сделанного выбора, который растит в молодом поколении то, что очень нужно для сохранения истинных ценностей и семейных традиций?! Этномодерн Якутии способен предложить миру ни больше ни меньше из того важного, что осталось живым центрирующим механизмом главного летнего праздника саха — Ыһыах, являющегося собственно всем — и Олонхо, и Играми Дыгына, и аффирмацией веры через Осуохай и теодицеи через Алгыс, — всем вместе.
Сохранив в веках Ысыах, саха смогли воспроизвести в гениальности самой культуры ее Логос — базовое основание, вокруг которого вращалась Человеческая Жизнь в полноте бытия. Это и есть завет предков. Предлагаем читателю ознакомиться с мнением двух представителей якутской культуры, одного, занимающегося изучением древних культурных традиций и другого, яркого представителя исконных занятий саха, сохранившихся через столетия. Многое в этом тексте почерпнуто и инициировано ими. Наши дети, спортсмены, занимаясь самостоятельно такими сложными видам физических и моральных упражнений, своими поступками и победами, что-то хотят сказать нам, якутскому сообществу, нужно только прислушаться к этому. Приятного просмотра!
https://rutube.ru/video/cdbd83898366bcf177bec42bf6325177/
Современная ситуация, волею случая, сделавшая из героя — Героя России, солдата Андрея Григорьева, тоже является по всей видимости, далеким приветом предков, которые напомнили современным саха и многим другим в мире, о тех цементирующих началах нации и культуры, живых механизмах памяти, которые воспроизводят Человека в его телесной и духовной целостности. Участники СВО, опаленные технологичной и безжалостной формой военного конфликта, становятся ценнейшим личностным капиталом российского социума, разучившегося за 30 с лишним лет к держанию Формы и Порядка, общества, отступившего от символа смерти, напряженное поле которого позволяет пройти последнюю грань отчаяния, после которой человек становится свободным.
Сегодня это и Игры Дыгына, с ничем не уступающими греческому олимпизму принципами. В них сплав нравственного и физического, духовного и телесного, гармония которых рождает первого среди равных — чемпиона-героя.
Утрируя, если задуматься, наши Игры гораздо круче современного олимпийского движения, которому может быть именно такие предложения как «Игры Дыгына», способны дать живительное начало. На новых основаниях помочь родить принципы реального олимпизма.
Мистерия Ысыаха донесла до нас то, что делала «Эллада» греческой Олимпии —состояние под названием «нация». Своей олимпийской мистерией, центрирующий греков в Порядок, они останавливали даже Хаос войны. Дух европейской культуры не воспроизводим, если не воспроизводится сегодня суть олимпийского движения. И этим всё сказано, других аргументов не нужно.
В день 92-летия отечественного мыслителя Мераба Мамардашвили, СМИ предложили вспомнить яркие по своей глубине изречения, которые философ завещал всем нам, в том числе якутянам — саха, русским, всем другим. Это слова, над которыми стоит остановиться и подумать. Просто поменяв географические и культурные названия в его цитатах на нашу реальность, мы получаем смыслы, предназначенные для нас…
“Многим <якутянам> сейчас кажется, что самыми красивыми и самыми лучшими являемся мы. На самом деле, в глазах современного мира мы даже не существуем, так как у нас нет самого главного — реальности присутствия в том, что происходит в современности, что происходит с нашими навыками, нашим капиталом, нашей культурой. И это хвастовство никому не нужно. Все, что сплетается в мире и обрушивается на нашу голову… — решается <не у нас, а где-то> — центрах мирового развития…
Дорога к миру идет через деревню, маленький город, то есть местную жизнь в <Якутии>. Там находится точка, в которой мы что-то можем эмпирически, конкретно, хотя пока не знаем, как это сделать…, другого пути не существует. Этот путь начинается из <Чурапчи, Сунтар или Ытык-Кюёля>…»
Гений культуры саха СДЕЛАЛ это на примере Игр Дыгына за нас, эмпирически и конкретно. Теперь мы уже не можем пройти мимо! Это и есть «Игры Дыгына» — основа института, воспроизводящего ключевые смыслы, необходимые современности, погруженной в хаос.
Через Игры Дыгына и духовные традиции предков, обретаемые в ритуалах, мы узнаем не просто нашу старину, мы узнаем себя — тот фундамент этнического сознания, который из толпы формирует народ. Игры Дыгына — есть главная по своему напряжению этнокультурная форма — высший порядок, который мог родить естественный человек, наделенный конечной телесностью в мире, полном несправедливости как синонима хаоса, победой конструктивного начала, как торжества культуры над стихией.

Игры Дыгына — это «смотр лучших». Так говорила искусствовед Паола Волкова, подбирая слова к олимпизму агонов и эфебов. Это смотр будущего, которое нас ждет. Игры уже стали центрировать якутский мир его героями-победителями, чьи ряды пополняются и чьи заслуги лежат не только в поле духовного состояния нации, но в конкретике организационных начал, которые можно возложить на их плечи — плечи чемпионов, на деле доказавших, что могут держать «мир саха» на своих плечах. Но для этого нужен институт, наполняющих «гимназистов тела» гимназией науки и искусства управления. Это то недостающее продуктивное звено, которое еще нужно претворить. Если он есть, то лишь пока в стихийной форме — уровне «институтов» подсознательной культурной памяти. А это нужно перевести в регистр современной социальности. Греки сделали весь свой Мир, которым и сегодня живет человечество на трех столпах: олимпизме, театральной трагедии и вопрошании, побеждающем в человеке кентавра. Две, как видим, сложились автономно и у нас, нужен третий — «институт взаимного обучения». Тогда участники «Игр» автоматически демонстрируют свою способность быть воином, быть гражданином, образованным человеком, и одновременно, человеком искусства.
Игры Дыгына это смотр сил своих наслегов и улусов. Это не просто спорт «кто мы по отношению к другим улусам и наслегам». Это больше, чем спорт и противостояние. Это состояние «ты – всё» — человек обретший полноту бытия, Человек со своим Ликом. Это проход и прогноз в наше будущее через воспитание на примерах. Тут в расчет берут нечто большее, чем противостояние — «ты есть всё», жизненная исполненность полноты бытия человека-героя, а значит общества в целом.
Игры Дыгына — механизм от распада времён, преемственности, традиции и здоровья народа. Это форма держания времени в мгновении зенита славы. В целом — это институт духовного единения народа. Сильная форма и философия Игр организует условия бытия человека именно как человеческого существования. Это другое измерение, в отличие от психологии азарта, эмоций и страсти. Многоборье Игр Дыгына — это механизм идеальной нивелировки от «случайности успеха» на современных Олимпийских играх, потому как здесь победа есть результат гармонии нравственного и телесного начала, единения не только со зрителями и обществом, но с природой, которая благословляет лишь тех, кто по-настоящему заслуживает награды полнотой бытия.
Общая форма для Игр задается священным временем мистерии Ысыаха, выпадающего из «течения» обыденности. Здесь время «стоит», отмеряя время прошлого года и будущего для саха, подобно бою курантов в полночь 31 декабря.
Кто побеждает на Играх Дыгына? Лишь тот, кто прошёл «предварительный отбор», но не только в спортивном зале СК «Триумф», а победив в себе пороки превратностей судьбы. А это дисциплина, отсутствие зависти и черных поступков. Все это делает культура — гений нации, положивший в основу идеи, производящие порядок.

На Играх Защитников Отечества – Играх Дыгына, как на стержнях и подобиях ритуальных столбов-сэргэ держится вся обыденность якутского сообщества, соизмеряясь с которой обретается устойчивость этнокультурного сообщества. Игры Дыгына — это реальные, между спортсменом и зрителем разворачивающиеся трагедия и мистерия, лишенная наносного театрального пафоса, как когда-то заметил про это философ Платон, не приглашающий в свое идеальное государство актеров и певцов. Эта реальная не разыгранная по тексту трагедия жизни, подсознательно сохраняет священный статус божественного за победителем, с которым все хотят обняться или хотя бы прикоснуться к его, уже священному телу. Игры Дыгына — это конструирование Человека в его целостности, необходимой для правильной жизни сообщества. Такой механизм на волне якутского культурного ренессанса смогла создать культура рубежа XX-XXI столетий.
Поэтому так важен моделируемый социальный институт, стихийно рожденный культурой народа. Но важна и «школа эфебов» и «агора», те самые «гимназиумы», создающие из территории на карте — “Res Publica” – «Вещь Публичную», когда результат почти ежедневных, в течение года тренировок, ложится в социальную плоскость становления символа самодержания народа — его духовного единства.
Ценности и идеалы олимпизма остались на уровне мифологии Древней Греции, а само движение выродилось по законам капиталистического общества в коррумпированное движение. Коммерциализация и профессионализация современных Олимпийских Игр есть факт завершившейся эволюции изначально искаженной идеи буржуазного общества. Элитарность в истинном олимпизме вырастала на предложенном СССР любительстве спортсменов. Все это сегодня в чистом виде воспроизводится на Играх Дыгына, которые тоже может постигнуть участь коммерческого турнира. Нельзя забывать в каком обществе мы живем. Не в этом основная идея Игр была и должна быть продолжена во времени.
Ысыах задал модель-форму, организующую всю матрицу якутской культуры, состоящую из сплава четырех условных сословий: боотуров-управленцев, ойуунов-жрецов, уус-мастеров и олонхосутов-артистов. Ядро взаимодействия четырех сословий задает ритм всей жизнедеятельности северного края, подразумевая синергию взаимопомощи в каждом конкретном случае с поправкой на современные профессионализм. Так рождается «гимназиум» взаимного обучения, взаимопомощи и «агоры» для решения стратегических вопросов комплексного развития республики. Но это отдельная тема для разговора.

Итак, форма стояния времени, организующая общество почти найдена, усиленная суровой действительностью геополитического противостояния. Гений российской многонациональности помогает нащупать пути национального саморазвития, в основе которого исторически сложившиеся на северо-востоке России принципы, ничем не уступающие по своей эффективности древнегреческим изобретениям.
Время максимальной геополитической турбулентности настоятельно требует своих якорей в шторме наступившего хаоса. Игры Дыгына становятся вариантом тех локальных предложений, которые могут стать не просто механизмом сохранения региональной идентичности и ее ценностей. Они начинают претендовать на варианты универсальных решений, задавая направления поиска новых институтов. Институты и люди могут менять реальность, которая требует смены всей нынешней апокалиптичной жизни человечества.
Году защитника Отечества наши «Игры Дыгына», воспроизводящие принципы олимпизма, конструирующие человека эпического.
Фотоколлажи на основе фотографий:
https://www.britannica.com/sports/pentathlon
https://leftie.ru/drevnie/olimpiyskie-igriy-v-gretsii
Источник: Алексей Пудов,
к.филос.н., доцент, в.н.с. Академии наук РС (Я)