"В томительном ожидании наступления длинной зимы": видеоинтервью с художником Антониной Шадриной - Блоги Якутии

2 месяца назад 190

“В томительном ожидании наступления длинной зимы”: видеоинтервью с художником Антониной Шадриной

Творчество Антонины Шадриной ненавязчиво преломило токи современной эпохи, вобравшие провинциальную домовитость этнической культуры северной республики и место якутской женщины в социальной реальности меняющегося мира. Почти в каждой работе художника лирическая мистерия-посыл сакрального мира автора, приглашающего открыть зрителю новое пространство смыслов, притягательных лиричной теплотой, мягкостью жестов, глубиной философского символизма предков, а порой, трогательностью едва слышимых музыкальных мелодий. Такое случается не часто.

Антонина Валентиновна Шадрина родилась в Мегино-Кангаласском улусе в селе Балыктах Республики Саха. С малых лет у нее проявилась тяга к рисованию. Родители поддержали увлечение дочери, и в 9 лет она поступает в Детскую художественную школу родного села. По окончанию среднеобразовательной школы Антонина поступает в мастерскую живописи Е.Д. Арцутановой при кафедре декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Окончив вуз в 2008 году, возвращается в родную республику, где начинает свою профессиональную педагогическую карьеру, параллельно наращивая творческую активность и выставочную деятельность.

Сегодня она работает в Детской школе изобразительных искусств имени Л.А. Ким города Якутска, в позиции художника-преподавателя. Творческая реализация художника воплощается в активном выставочном участии, подтверждаясь дипломами на республиканских и международных вернисажах и конкурсах. В творчестве нашей героини можно усмотреть интересный женский взгляд. Это отношение к любви, взаимоотношению мужчины и женщины, материнству и статусу северянки в современной реальности. Выражен данный посыл в работах последних пяти-шести лет. Он рождался из состояния «задать вопрос» и «уловить впечатление» более раннего творчества, — начала первого десятилетия 2000-х. Впоследствии все это вылилось в полноту утверждений, связанных с осознанием жизненного кредо художника, укоренения в нем, а затем и комплимента окружающему миру, в работах последних лет.

«Первый Снег»

Работа «Первый Снег» изображает немного надменную, но одинокую «северную принцессу», одетую в зимнее одеяние «от кутюр». Красавица как будто не способна созерцать то, что могут увидеть лишь двое, — каждодневную обыденную красоту северной природы. Отставленные от глаз снеговые очки-пенсне, через которые всуе взирает на мир девушка-модель, заставляют зажмурить ее ясные очи на прекрасный мир Севера.

По всей видимости, когнитивные возможности фэнтэзи-стиля авторских работ, таких как: «Fishgirl» 2019, «Стрела Амура» 2019, «Суетные мысли» 2019, «Рождественский снег» 2019, «Ый кыыhа» 2020, «Дууhам ууланар уйата» 2021, «Сладкие сны» 2021, позволяют создать выверенную визуальную метафору, аллегорический смысл которой предназначен для выражения сложных для вербализации женских переживаний и состояний чувств, а порой благоговейных мыслей, сочетающихся с сакральностью состояний беременности, рождения и материнства. Именно искусство во все времена было выразителем этого непростого смешения чувств и этапов генезиса нарождающегося нового поколения, наполненных музыкой христианских мотивов о Святой Марии. Сделанное у нашего художника, активно привлекает этнокультурный пласт мифологического осмысления северной концепции рождения нового человека. А это требует отвлеченной абстрактизации и смешения разных символических конструктов в виде птиц, рыб, космических объектов и знаков. Это символическая экспозиция внутреннего состояния героини еще будет всплывать в других ее работах, сюжетно-тематическая направленность которых уже сложно вписать в рамки гендерного посыла.

«Спящая» 2018

Примечательна картина «Спящая» 2018, представляющая лаконичный образ-концепт «распятости» нашего современника между городом и якутской деревней. Тихий спокойный сон вобрал в себя город, но грезы обрамлены превалирующей материей, хоть и неказистой в архитектурном плане, но масштабной и ослепительно радужной в своей природной первозданности. Сразу видны приоритеты современника, переехавшего из села в современный город — калейдоскоп этноархаики, православной старины, простестантско-католической претензии и конструктивистского модерна. Удачный в своем концептуальном решении и лаконичной реализации холст, бросается в глаза зрителю и запоминается надолго, неся идейную точность попадания в состояние сознания. Целый социальный пласт поколения ровесников Антонины Шадриной, да и, наверное, представителей старшего поколения, найдет в данной работе притягательное и знакомое по своему мироощущению. Художника можно поздравить за лаконичное и точное попадание в волнующую многих тему соединения “этно” и современности. Ведь «этно» — это село, в любых вариантах — село. Убери село — исчезнет «этно». «Тыл» в качестве села необходим любому городскому саха. Это тот якорь, благодаря которому саха держатся на плаву, чувствуя себя в городе вполне экзистенциально комфортно. Многие этого еще не осознали. Село — это некий исток, питающий их корни, метафорически и буквально.

Поэтому, если мы хотим сохранить этнокультурное бытие и идентичность, необходимо существование якутского села. Это живительные токи этнокультурного бытия. Исчезнет подпитка, идущая от села, корни перестанут питать, и за один, два поколения этнос исчезнет, «перебравшись» в город. Существование современных урбанизированных саха — это та самая распластанность между городом и деревней, как на картине нашего художника. Нельзя забывать, что «этно» в городе существует только благодаря искусству, больше ничему, у него нет для этого подходящих форм существования, тем более в материальной — хозяйственной сфере. Это деятели искусства саха подсознательно поняли еще в середине XX века, развивая профессиональное искусство. Особенно это стало заметным с 90-х, с резко обозначившегося разлома в культуре.

Есть и такой заход к проблеме. Миграция молодежи из якутских сел не только в города страны, но сегодня за рубеж, в другие страны, в поисках лучшей доли. Видимо особая метафизика притяжения к родным берегам и дому сыграет свою роль. Саха теряют силу, покидая родные места. Их потенциал — это родные на селе. Видимо это будет один из значимых вызовов XXI столетия, наряду с сохранением экологии окружающей среды и вопросов самоидентификации в регионе. Немногочисленный народ нуждается в активной подпитке родной ойкуменой — жить на своей родной земле. Рано или поздно саха возвратятся на родину с таким сознанием. Служить своему народу — залог жизненного успеха и здоровья для немногочисленных северян, как бы это не звучало пафосно, особенно для тех, кому сегодня минул второй или третий десяток лет. Видимо успешным саха можно считать сегодня лишь того, кто приложил усилие к возрождению своего родного села, подарил ему новое дыхание, новую жизнь. Хорошо, если это станет на многие десятилетия продуктивным слоганом и жизненным кредо многих — «Подари своему селу новое дыхание и новую жизнь». Нельзя забывать, что всё то, что саха достигли, так или иначе связано и существует благодаря якутскому селу.

В творчестве Антонины Шадриной социально-культурный перелом эпохи нашел отражение и развитие в парадигме этномодерна. Своеобразие образов в синтезе, а не просто смешении традиционного и современного. Синтез породил не существовавший в истории этнокультурный ренессанс, когда в продукте эпохи масс соединились ранее не соединяемые вещи, подарившие новые смыслы этнической культуре и ее символам. Это способность оживить этнокультурный символический капитал, связанный с природосоразмерностью, экологичностью, нравственностью, здоровьем и животворящей физической дееспособностью. Этномодерн — это новый вариант социокультурной модернизации, отличный от привычных теорий осовременивания.

Зима близко, 2022 г.

Большое полотно «срединного мира» «Зима близко» 2022 года, вбирает в себя привычный ряд образов, находимых в визуальном ряде полотен нашей героини. Синтетичное наполнение позволяет ощутить мировоззренческую целостность северной культуры, которая была и есть в настоящее время. Автором как будто сделана «моментальная фотография» мыслеформы чувственного перехода от осени к зиме с клубком ощущений ожидания первого октябрьского снега, а потом и длинной зимы и печальным сожалением о коротком лете. Все это переживаемое заполнено милыми для каждого сельского жителя хозяйственными приготовлениями, созерцающего вечный круговорот природы и цикла хозяйственных занятий животноводов северного края. Собранность и некоторая доля напряженности в человеческих образах прекрасно дополняется привычным обращением художника к анималистическим зарисовкам детской памяти. Это и мордочка якутской коровки, задумчиво вглядывающейся в нас, и гордая отрешенность тебенюющей где-то в зимних алаасах якутской лошадки, и мистическая полярная сова, восседающая неподалеку от духа огня. Всё и все в томительном ожидании наступления длинной якутской зимы.

Предлагаем вашему вниманию интервью на якутском языке с нашим художником, в котором она расскажет о своем пути творческого становления, впечатлениях детства, которые затем сложились в картины, эстетическом поиске в среде якутских художников, работе с детьми в школе искусств и многом другом. Приятного просмотра!

https://rutube.ru/video/private/a60479d214736cf4601cf75cd955483c/?p=TIQeJkIF7_Gk8byxb4ROqQ

Фото: автора и репродукции картин А. Шадриной

Источник: Алексей Пудов

Добавить комментарий