Чем будет обеспечен будущий успех якутского кинематографа? - Блоги Якутии

7 месяцев назад 107

Чем будет обеспечен будущий успех якутского кинематографа?

Практики искусства предвосхищают развитие культуры в целом, ее динамику и особенности. Одно из самых молодых у нас в регионе, но значимых для будущего республики, узнаваемости региона, ее культуры, людей и природы, является киноискусство. Что мы делаем для того, чтобы ее первые крупные успехи не канули в лету?

В рамках гуманитарного проекта «Academia 2.0» Академии наук Якутии, мы взяли актуальные интервью у видных представителей якутского киносообщества и приезжих киноэкспертов о состоянии и тенденциях подготовки «второго эшелона» представителей киноиндустрии региона.

— У нас в республике есть много замечательных авторов, которые работают в кино, но на мой взгляд, их не так уж и много и чувствуется нехватка авторов сценариев, — рассказывает промоутер якутского кино, продюсер, руководитель «Сахафильма» в 2021-2023 гг., а ныне мастер курса направления “Руководство студией кино, фото и видео творчества” в АГИКИ Сардана Саввина. На ее плечах продюсирование нескольких кинокартин, вписавших кинематограф республики в анналы истории российского кино. Немаловажно, что изначально, миссия служения якутскому кино у Сарданы Саввиной была связана с непосредственным приобщением якутян к кинопроизводству с образовательной сферой, поначалу неформальной в работе якутского киноклуба, сегодня уже в рамках образовательной среды вуза культуры — АГИКИ.

Сегодняшний материал мы решили посвятить снова якутскому кино, история успехов которого самая молодая из профессиональных искусств Якутии, а для поддержания высокого статуса якутского кино, обретшего международное звучание нужен основательный тыл профессионалов своего дела. Для художественного кино стержневым становится киносценарий, а следовательно, люди, способные их написать качественно и в достаточном количестве, чтобы потом был хороший выбор с последующим выхлопом реализации на разных площадках и в разных жанрах. У каждого сценариста свои жизненные месседжы и эстетические предпочтения, как и у времени свои герои и свои темы, поэтому сценарные жанры должны быть разнообразны, увлекательны, каждый по-своему.

Предлагаем вниманию читателей интервью с организаторами «Весенней школы» АГИКИ, проходящей в рамках национальной программы «Приоритет-2030. Дальний Восток», кинопрограммы «Spark Film Lab» при поддержке благотворительного фонда «Синет Спарк». Приятного просмотра!

  ***

Напомним, что в истории освоения искусством Якутии культуры модерна состоялись три символические лодки. И все три, де-факто, констатировали миграцию этно в сферу искусства. Кинематограф, будучи представителем массовой культуры республики, завершил процесс национальной самоидентификации. Все это произошло на фоне утраты сложившихся социальных и культурных кодов традиции. Кино позволило выявить и сопоставить возникающие на транзитном этапе подобные коды перехода. С 80-х, появлением первых якутских картин, они фиксировали исчезающие «тексты» культуры Якутии.

XX-й и почти три десятилетия XXI века стали сжатой по времени и сконцентрированной по качеству эпохой культурных трансформаций, преломивших на этнокультурной почве эпоху модерна, а художественные практики кино стали этапом символического универсализма этнической культуры, которая начала транслировать свои наработанные веками культурные коды мировому сообществу.

Сегодня в якутской культуре происходит активное освоение модерна, и через это, интуитивно проясняются преимущества родной культуры. В то же время начинают сознаваться опасность и бесперспективность тотально десимволизирующего постмодерна. Якутский этномодерн выразил способность оперирования символическим, раскрыл для саха возможность творить культуру, даже в чужеродной эстетике. Это и стало критерием освоенности инокультурного наследия эпохи модерна. Этномодерн стал де-факто вариантом разноплановой и разнохарактерной социокультурной модернизации — якутского культурного ренессанса.

Другими словами, критерий ренессансности якутской культуры выражен в умении распаковать и сделать духовно и материально полезным этносимволический капитал. Считаем, что якутский кинематограф обозначил «серебряный век» якутской культуры, который на столетие отстоит от русского Серебряного века. В нем кинематографисты действуют согласно внутреннего чувства, считываемого из напряжения культуры, «оплакивающей» уходящую традицию. Успех якутского кино на международных кинофестивалях стал примером возвращения самой европейской культуре важных гуманитарных смыслов, который там подзабыт или истрачен карнавальным постмодерном, релятивизирующим культурные абсолюты морали и нрвственности. Региональный кинематограф ярко засвидетельствовал серебряный век якутской культуры.

Представителями этномодерна в кинематографе можно назвать не всякого кинорежиссера. Необходимо наличие определенных качеств – наполненность традиционным и восприимчивость к универсальному. Не все вписываются в такую форму, не чувствительные к традиции, либо к креативному потенциалу модерна.

Ренессансность якутского кинематографа стала ярким культурным явлением России, отразив этап в этнонациональной культурной эволюции, завершив процесс самоидентификации в эпоху тотальной ассимиляции. Она предвосхитила культурную парадигму этномодернизации, параллельно выполняя функцию «сбрасывания пара» культурного перегрева, образующегося от столкновения эпох премодерна и модерна.

Юное, приблизительно в 40 лет для якутов синтетическое искусство претерпело самую стремительную эволюцию, вобравшую интерес к этнографичности, психологическому портрету саха, переживающего перелом в сознании, поиск современного героя и попытки символического синтеза культур. Кино, наряду с театром, становится инструментом саморефлексии региональной культуры по поводу социальных и культурных напряжений и устремлений; в кинопроизводстве реализуется «театральная избыточность», невостребованная или нереализованная в эстетических практиках сценических искусств. Киноискусство знакомит широкий круг зрителей с феноменами национального мировоззрения, обогащая их культурный опыт, рождая атмосферу межкультурного общения; происходит новое понимание и тиражирование смыслов якутской культуры, которая в кино синтезирует из локальной мифологии новые универсальные смыслы.

 ***

Фото по событию “Весенней школы” смотрите: https://web.telegram.org/k/#@agiki_14  

Для более подробного знакомства с непосредственной работой нашего киноэксперта, главного редактора киностудии «Ленфильм» Андрея Апостолова, послушайте его рассказ об обновлённой концепции старейшего киноконцерна «Ленфильм» из Санкт-Петербурга, где он рассказал о реорганизации студии, предстоящих релизах и социокультурных проектах, призванных превратить «Ленфильм» в масштабную культурно-досуговую площадку города:

Также кому-то будет интересен рассказ Сарданы Саввиной о философии якутского кино:

Фото автора

Источник: Алексей Пудов, к.филос.н., доцент, в.н.с. Академии наук Республики Саха (Якутия)

Добавить комментарий