Рассказы о карьере ученого в стенах Академии наук Якутии - Блоги Якутии

11 месяцев назад 116

Рассказы о карьере ученого в стенах Академии наук Якутии

Формирование научной смены одна из ключевых функций нашей региональной академии наук. В рамках профоориентационных мероприятий для студентов вузов,

22 декабря 2023 года в Академии наук РС(Я) прошел семинар, где ученые рассказали об особенностях научной деятельности и карьерном росте исследователей

В семинаре в Академии наук Якутии приняли участие и представители проектного офиса НОЦ «Север – территория устойчивого развития». С 10 утра начал свою работу профориентационный семинар со студентами СВФУ, АГАТУ, ФИНТЕХА по теме “Ученый – как карьера” с участием учёных, академиков Академии наук Якутии и руководителя проектного офиса НОЦ “СЕВЕР” Евгения Сергеевича Колганова. Перед студентами выступили – модератор встречи, к.э.н. Надежда Павловна Мурукучаева. О своём пути в науке рассказал д.ф.-м.н., профессор, академик Сергей Вячеславович Попов и к.филос.н. Алексей Григорьевич Пудов, остановившийся на философской стороне профессионального занятия — феномена удовльствия от профессиональной исследовательской деятельности.

Академики и кандидаты наук Якутии познакомили молодую смену с видами, этапами и особенностями карьеры научного работника. Слушатели узнали о поступлении в аспирантуру, научном карьерном росте, важности верного выбора направления научной деятельности. По итогам образовательного семинара участники получили сертификаты.

***

Наука, в принципе, самый «молодой» когнитивный опыт познания окружающего мира, общества и самого человека. Этому способу восприятия и познания мира всего то 300-400 лет. Цифра, казалось бы, немалая, но надо напомнить, что в эволюции и способах познания окружающего мира и места человека в нем, она лишь малая доля. Эволюция в целом формировалась примерно 40 000 лет в лоне мифологии и религиозных учений, затем искусства и мировых религий.

Напомним, ровно 300 лет назад в истории России впервые появился государственный институциализированный научный орган, возникший по указу правительствующего Сената от 28 января (сейчас – 8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 г. она называлась “Императорская Академия Наук и Художеств в Санкт-Петербурге”. С 1803 г. – “Императорская Академия Наук”, с 1836 г. – “Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук”, с июля 1917 г. – “Российская Академия Наук”, с июля 1925 г. – “Академия Наук СССР”, с декабря 1991 г. – “Российская Академия Наук”.

Получается, что через месяц с небольшим мы отметим круглую дату — 300 лет РАН! Инициатор академии Петр I «заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне науки своего времени. С этой целью для работы в Академию были приглашены крупные иностранные ученые: математики Леонард Эйлер, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Крафт», астроном и географ Делиль де ла Кройер Луи, побывавший у нас в Якутии в составе знаменитой Великой Северной экспедиции командора Витуса Беринга, вместе с Герардом Фридрихом Миллером – историком, географом, картографом, путешественником, основоположником известной «нормандской теории», Иоганном Георгом Гмелиным — немецким естествоиспытателем, натуралистом академического отряда Великой Северной экспедиции и др.

«Многие из них, в том числе Л. Эйлер и Д. Бернулли, как ученые сформировались именно в России.  Научные заседания Академии стали проводиться в 1725 г., а в декабре 1725 г., уже после смерти Петра I, состоялось ее официальное открытие» (http://www.hellopiter.ru/Academy_of_sciences_spb.html).

Этот уникальный и даже, можно сказать, «противоестественный» природе человека, научный способ познания мира особенный, поставленный в довольно жесткие рамки принципов и правил, который называются научной методологией. У каждой научной дисциплины она своя, однако для всех присущи основополагающие принципы: объективность, доказательность, воспроизводимость, системность и проверяемость. Преуспеть в науке, метафорически — это научиться играть на сложном музыкальном инструменте, где «струнами» и «нотами» являются научные понятия, факты, идеи и гипотезы, связывающие их, а мелодией становится выявленная закономерность, теоретическая концепция, «симфонией», собственно, доказанная и проверенная научная теория. Ученый со временем может стать «дирижером оркестра» или «руководителем ансамбля» — основоположником научной школы, научного направления или отдельной поддисциплины. Обычно такие ученые становятся крупными профессионалами — академиками РАН.

Будучи более 20 лет преподавателем АГАТУ, СВФУ и других вузов, все время сталкивался с проблемой — какой дать студенту рецепт, чтобы ему было легче, мотивированней и интересней учиться по выбранной специальности. Как это сделать, что подсказать?

Единственное, на чем остановился, будучи приобщенным к философскому знанию, стал совет о возможности получения удовольствия от обучения и производства нового знания, которое основано на личном акте понимания чего-либо. Это чувство понимания или другими словами рождения истины, сопричастно самому глубинному — сущему человека. Этот акт превращает нас в человека в процессе самостановления. Формула Сократа «познай самого себя, и ты познаешь далекие миры» действенна и дарит онтологическое по качеству чувство удовольствия от самобытия. Чувство это подобно поэтическому дару и не исчерпывается повторением, как это происходит с плотскими удовольствиями, вызывающих от повторения лишь тоску, а порой для кого-то социальные и буквально, физические болезни.

Мераб Мамардашвили как-то заметил, что «поэзия — это чувство собственного существования». Наука в сравнении с поэзией, являет определенно аналогию. Она тоже дарит это чувство не хуже, даря удовольствие от исследовательского труда. Ты поначалу делаешь «открытия» в самом себе, и лишь потом, можешь «открывать» что-то об этом мире. Это непримиримая закономерность человеческого бытия.

Здесь вспоминается фраза, о которой рассказал мне директор ИКФИА Сергей Стародубцев в интервью (https://youtu.be/VZ8v9g2pbPs?list=PLBDATNuleXUzjc7zX-fIvPIOo12KiLZ_V). Он с теплотой вспоминал своего предшественника — директора института Евгения Бережко, члена-корреспондента РАН, действительного члена Академии наук Якутии. Евгений Григорьевич часто напоминал коллегам: «Отпуск — это не повод не ходить на работу!» В этой фразе многое от сути самой научной работы, а главное, той самой природе удовольствия, которое дарит научное исследование. Это большее удовольствие, чем может дать тот же отпуск)). Смотрите также интересный материал пока единственного академика РАН у нас в Якутии — Гермогена Филипповича Крымского о сути научной деятельности (https://youtu.be/0bWnUgQ73Qs?list=PLBDATNuleXUzjc7zX-fIvPIOo12KiLZ_V).

Справки: Евгений Григорьевич Бережко (15 декабря 1952 — 28 ноября 2020) — советский и российский учёный-астрофизик, специалист в области астрофизики космических лучей, директор Института космофизических исследований и аэрономии имени Ю. Г. Шафера СО РАН (1997—2015), член-корреспондент РАН (2008).

Гермоген Филиппович Крымский (род. 18 октября 1937, Олёкминск, Якутская СССР) — советский и российский физик. Академик РАН (с 1997 года). Главный научный сотрудник Института космофизических исследований и аэрономии. Почётный профессор Якутского государственного университета.

У науки есть примечательное качество. В науке исследователь все время саморазвивается, учится, причем достаточно активно, продлевая буквально свою жизнь во времени. Наука может подарить здоровье и долголетие, потому как ментальная активность становится залогом ментального здоровья, которое, в свою очередь, продлевает здоровье физическое. Это не секрет. Все это взаимосвязано и исторических фактов можно привести много. Один из установленных недавно фактов — продолжительность жизни исследователей-селекционеров (создателей новых сортов растений) в среднем гораздо выше, чем у остальных профессий.

«Установлено, что с конца ХVII в. наблюдается неуклонный рост средней продолжительности жизни ученых мужей всех специальностей. Так, у химиков она увеличилась на 12,7 года, экономистов — на 10,7, физиков — на 10,3, медиков / биологов — на 8,9, гуманитариев — на 8,2 и у математиков — ровно на 7 лет. Интересно, что экономисты опережают по этому показателю представителей других наук начиная с XVIII в.: тогда их жизнь была на 7,1 года дольше, чем у химиков, имевших наименьший средний возраст смерти» (см.:https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434411/Prodolzhitelnost_zhizni_uchenykh_razlichnykh_spetsialnostey).

У современного поколения молодых исследователей Якутии появилась и своя особенная позиция, выигрышная со всех сторон — сделать жизнь твоих близких, родных, родственников, земляков лучше, богаче и комфортнее. Эта особенность науки возникла с появлением регионализации научной проблематики, заострении внимания на проблемах твоего народа — людей Севера и Арктики. Этого раньше в «большой» советской науке почти не было. За большими мегапроектами, такими как освоение Крайнего Севера, прежде всего его недр, терялось внимание к окружающей природе, к ее человеку и его национальной культуре. С появлением в Российской Федерации четырех региональных академий наук в Татарстане, Башкортостане, Чеченской Республике и Республике Саха (Якутия) это стало возможным. Пафос такого внимания к региональным проблемам, которые нужно мультидисциплинарно решать ученым сегодня, реализуется в стенах нашей Академии наук Республики Саха (Якутия), которая была создана по инициативе Первого Президента нашей Республики — Михаила Ефимовича Николаева 20 декабря 1993 года (https://youtu.be/hWPWttCAQP8).

Сегодня Россия будет в ближайшие десятилетия переживать интенсивный процесс экономичекого перейстройства, это будет в какой-то мере культурный ренессанс, обеспеченный геополитическоим переустройством мира и его глобальной экономики, внутренних процессов в культуре многонациональной страны, объединившей западный и восточный эгрегоры развития. Мегапроекты страны будут масштабироваться на наш регион, качественно подтягивая её научный и образовательный потенциал, ассигнования на который также кратно возрастут. Наука и образование станут в Якутии реальными институтами развития.

Роль региональной Академии наук Якутии в такой ситуации соответственно возрастет, обретая роль модератора мнений научного сообщества, представленных в объединенных ученых советах национальной Академии наук Якутии, влияющих на научную политику региона, вырабатывающих его приоритеты с учетом задач государства и социального запроса самих северян.

За последние 300 лет 20 ведущих стран модернизировали примерно один миллиард человек. Китайская народная республика планирует сегодня за предстоящую сотню лет провести беспрецедентный проект по модернизации 1,4 миллиарда своих жителей. Это исключительный вклад в человеческую цивилизацию и одновременно мощнейший вызов России и ближайшим к Китаю регионам РФ. На этом фоне Китая, российские регионы должны выглядеть модернизированными и развитыми. Поэтому активная фаза научного осмысления вопросов развития уникального и стратегического по характеристикам региона планеты де-факто наступила. Территория дыхания двух океанов, на которой распласталась “вечная мерзлота” станет локомотивом развития российского государства в XXI столетии. Роль ученого и профессиональная карьера в данной сфере станут важнейшими факторами устойчивого и самобытного развития Якутии.

Фото: архив АН РС(Я)

Алексей Пудов, в.н.с. Академии наук РС (Я),

доцент по философской антропологии и философии культуры

Добавить комментарий