1 год назад 206
Всего 32 года и 8 лет горения художника-философа
«Иногда в простом орнаменте, в его колористическом сочетании больше духа, чем в произведениях, в которых есть и хорошее название, и прочие признаки, …, но произведение бездушно, псевдонационально»
Валериан Васильев,
цитируется по книге: Потапов И. А. Художники Якутии. Л., 1983. С. 60.
Любовь к родной культуре – событие многоплановое. Здесь и своеобычная для народа ностальгия по «потерянному раю» детства с забавой развлечений и трогательной атмосферой быта, прогулками на природе, первыми жизненными встречами. Потом с этим чувством начинает соседствовать протопатриотизм защиты и заботы о родной культуре, которая ускользает под прессом обстоятельств эпохи.
В эпоху идей транскультурализма – это забота о родном, выраженная в ренессансе чувств этнического самобытия, как уникальных способах называния и мировосприятия, освоения действительности на практике. Считаем, что конкретный культурцентризм дней сегодняшних – это ничто иное, как двоякая реакция на процессы окружающего социального бытия; с одной стороны – инфантильная, по-детски наивная ностальгия, с другой, – неосознанное противодействие чужеродному и деструктивному.
Можно ли выразить духовную связь людей с помощью предметов-символов? Ответили первыми на этот вопрос якутские художники. Сегодня мы поведаем об одном из них, которого искусствоведы без тени сомнения могут назвать художником мирового уровня. Предлагаем краткий видеорассказ о Валериане Васильеве, чья богатая коллекция хранится и демонстрируется Национальным Художественным музеем Якутии.
Якутским резчикам по дереву удалось сформировать вполне законченный образ символического пространства космического масштаба, гармонизирующего связь человека и окружающего мироздания. Это был своего рода вариант якутского мифологического мировосприятия, некий «фэн-шуй» и благопожелание-алгыс. Отразить в новую эпоху этот символический философский капитал предстояло художникам, что прекрасно удалось плеяде якутских графиков 60-70-х, первом мощном всплеске якутского культурного ренессанса.
Одним из них был Валериан Васильев, чьим именем сегодня названа престижнейшая премия имени В.Р. Васильева, поощряющая новаторство молодых художников в деле трансляции истинной национальной эстетики духа и мысли. «Что – мы?! Мы – только начало. Вот придут ещё ребята! Талантливее нас. И они пойдут дальше», — говорил друзьям-художникам Валериан.
В июле 2023 года открылась замечательная выставка художника, коллекция работ которого одна из самых богатых в Национальном Художественном музее Республики Саха (Якутия). Это позволяет каждые 5 лет музею формировать новую интересную концепцию выставки. И в этот раз зрителей порадовало множество новых работ, которые еще не выставлялись ранее для широкого обозрения.
Напомним, что среди графических находок художника, специалисты выделяют канонизированные в якутском изобразительном искусстве листы «Сардаана», «Аал Луук Мас» и целую серию «Новое и старое». Они есть и на этой выставке. Характер и энергетика художника запечатлелись в каждой летящей линии рисунка, а работы в целом передают мощное впечатление, которое подвигнет не только к эмоциям, но и глубоким мыслям. В этом вы сможете лично убедиться, посетив выставку на 1 этаже НХМ по улице Кирова 9.
Приятного просмотра!
Алексей Пудов,
фото автора и архива НХМ РС (Я)