1 год назад 150
«Якутия и Россия были едины всегда. В этом наша правда и сила»: Айсен Дойду о Новом Письме якутской интеллигенции
Не так давно в Якутии появилось Новое письмо якутской интеллигенции, написанное известными якутянами – Анатолием Алексеевым, Андреем Борисовым, Николаем Лугиновым, Петром Захаровым, Иваном Николаевым. Оно по сей день вызывает отклики. Так, член Союза писателей и Союза журналистов России, Почетный кинематографист России, Почетный академик Академии духовности Якутии Айсен Дойду поделился своими мыслями. Предоставляем ответное Письмо якутским авторам-интеллигентам Нового письма.
Единение с русскими
Прочитав «Новое письмо якутской интеллигенции» пятерых авторитетных людей Якутии, я пришел к выводу, что оно написано честно, вполне «к месту и ко времени», когда сейчас мир стоит перед чертой геополитических перемен и реальной нависшей угрозы атомной войны, трагедии всемирного Апокалипсиса.
Кстати, в истории якутского народа тоже был такой же тревожный период перед Первой мировой войной 1914 года и социалистической революцией в России, и, предчувствуя эти глобальные перемены, размышляя о будущем своего народа, А.Е. Кулаковский написал свою провидческую поэму «Сновидение шамана» и письмо-обращение «К якутской интеллигенции», где главной его мыслью и гражданской позицией было не отделение якутов ото всех, а единение с культурой и гуманной политикой России, русского народа. Больше всего Кулаковский опасался нарастающей агрессии Германии и Японии.
Закон силы оружия и денег
Вот и сейчас западный мир, Европа и Америка, привыкшие жить по законам силы оружия и денег, продолжают активно давить (и наступать) на страны Востока – Россию, Иран, Китай и так далее. Об этом говорит затеянная ими кровавая война на Украине, антигуманная по сути.
Агрессия Запада основана на отказе от духовных, тысячелетних религиозных христианских ценностей, и победившая в XX веке идеология материализма привела сейчаск всевластию Прагматизма и финансово-экономических начал лживо сулящих человеку «прекрасную, счастливую жизнь», как в Лондоне и Нью-Йорке.
Развал СССР, предательский «разгром» системы социализма, привел россиян, включая и нас, якутян, к всеобщему предпочтению западных установок и образу жизни, что повлекло нас к отказу от традиционных житейских и духовных ценностей своих отцов, дедов и предков.
Так, «древние» феномены духовности (религии) и коллективизма (народности) уступили место современному агрессивному индивидуализму: «А-а, лишь бы мне было хорошо и выгодно! Наплевать!». Однако такой откровенный эгоцентризм не был в почете у предков якутов-саха, у которых на первом месте было гостеприимство, уважение и внимание к любому человеку, даже вовсе незнакомому, а с обнищавшими и несчастными делились последним – едой и одеждой. Об этом писали в прошлых веках все русские путешественники и политссыльные, которые особенно удивлялись тому, что якуты считали: растения, звери и птицы, а также горы, поляны, озера, реки и леса – все имеют душу-иччи, которых надо уважать и почитать. Отсюда исходила вся житейская мудрость и философия народа саха с древнейших времен, когда их в мире называли «великими саками», скифами и даже почтенными ариями – шакья, живших во II-ом и I-ом тысячелетиях до нашей эры.
Айыы Таҥара
Основанная на народной философии духовность является органичной существенной частью древней религии якутов-саха – веры в Айыы Танара, тенгрианства, из которого потом вышли все ведущие религии мира – потом вышли все ведущие религии мира – буддизм, ислам и христианство. Кстати, понятия «религия» и «духовность», я считаю, это синонимы, ибо в них одинаково утверждаются главные человеческие ценности, как Вера, Добро и Любовь, положительно определяющие жизнь и судьбу как любого отдельного человека, так и всего народа – сейчас и в будущем.
В «Новом письме» авторов верно говорится о якутском этнокультурном возрождении, о «процессе ренессанса народных традиций, ритуалов и атрибутики», которые наиболее наглядно и существенно мы видим в проводимых теперь в улусах республики грандиозных ысыахах, посвященных тем или иным божествам – айыы, которых привечают и просят для народа саха мирной и счастливой жизни. В «Письме так же удачно воскресили образ предка якутов-саха – Эллэй Боотура, который, прибыв в долину Таймаады, радикально изменил к лучшему жизнь соплеменников постаревшего Омогой-Бая, существовавших и отживших свое время порядках и правилах жизни, ведущих их в тупик. И что же предпринял, преобразовал Эллэй в этот пограничный период, чем-то похожий на наш?
Он целиком погрузился в айыы, в область активного творчества и созидания. Во-первых, он преобразовал, переделал жилища якутов-саха (юрты, урасу, бабарына), а также внес перемены в планировках ограждений и загонов для скота, создал, сотворил руками новые орудия труда предметы быта. Во-вторых, значительно улучшив качество кумыса, сделал его любимым и постоянным напитком народа, вследствие чего коневодство стало главной отраслью в хозяйстве саха, заметно улучшив и облегчив их существование. Здесь добавим его эффективные дымокуры, которые увеличили численность и «самочувствие» скота, сильно страдавших от кровососов – мошки, комаров и шмелей. В-третьих, что стало самым существенным, Эллэй внедрил и распространил среди саха новую религию – веру в Урун Айыы Танара, Тенгрианство, что более укрепило их духовную, внутреннюю силу, объединило их в единый самостоятельный народ. И это было значительно выше и лучше, чем их старый, ограниченный родовой шаманизм, господствовавший в уходящей эпохе Омо5ой-бая.
Таким образом, тремя главными составляющими, открывшими новые положительные перспективы жизни для народа саха, будут – Созидание, Религия и Единение.
Народ саха очень талантливый
Слово «айыы» определяет у якутов-саха не только что-то божественное, сакральное, но это можно понять и как творчество, созидание, с чего и начал свои капитальные преобразования предок Эллэй-Боотур. Учитывая, что народ саха по сути очень талантливый, способный в любых делах, будет верным, если мы начнем создавать на родине новые, нужные для всех вещи, полезные даже для других народов и стран. И радует, что появились у нас предприниматели, которые делают (производят) новые мини-вездеходы и даже оригинальные компьютерные установки. У некоторых, знаю, есть планы выпуска компактных дронов, которые нужны не только для военных, но и всем тем, чья работа связана с природой и сельским хозяйством, например, для скотоводов и оленеводов. Вспомним наших гениальных ученых В.И. Оконешникова, А.И. Чомчоева, который первый в мире изобрел малогабаритную атомную станцию, чье производство можно наладить в Республике Саха (Якутия), если его дело серьезно поддержит правительство Якутии. Все перечисленные технические средства можно продавать, выпускать на экспорт. Тут еще вспомним теперь известного в мире айтишника Арсена Томского, созидательный труд которого выше всех похвал. Молодец!
В этом плане у нас есть и другие очень талантливые люди, которые по скромности своей сидят в тени, не проявляя себя. Им необходима помощь, поддержка, особенно со стороны научного мира Якутии. Таким образом фактор Созидания (айыы) будет для дальнейшего развития жизни народа саха весьма необходимым, результативно существенным направлением и начал предок Эллэй.
Тенгри
Однако, самым главным, морально и духовно-организующим было внедрение религии сакского тенгри с его небесными аватарами-айыы, отвечающими за отдельными направлениями жизни в Среднем Мире людей. Как известно, духовное начало с древних времен всегда было у всех народов мира главной и первейшей основой их существования, неустанно работающим сердцем их жизни, неотделимо связанное с их религией, верой в высшие силы.
Печально, что в прошлых веках в Евразии, включая Россию, бога «убили» и всевластие материализма изменило мир в худшую сторону – породило бездушие, голый расчет, ненависть друг другу, конфликты и кровавые войны. Гуманизм, человеколюбие ушли месте с гибелью Бога, Религии.
Однако, как сказано в «Письме», древние, старые традиции народа саха теперь возвращаются и мне приятно сообщить о том, что в апреле 2019 годы, благодаря работе и усилию нашей религиозной группы под руководством Л.В. Федоровой, на официальном юридическом уровне утвердили, наконец, общественную организацию «Айыы Танара итэ5элэ», «Веру в Айыы Танара (тенгри)», что дает для народа саха прекрасные перспективы дальнейшего духовного развития его жизни, и, главное, для наших потомков.
Отметим, что главным религиозным праздником народа саха был и является летний ысыах, который всегда заканчивается общенародным хороводным танцем осуохай, являющимся живым и главным символом единения, то есть всех живущих в Якутии людей и народов, включая, конечно, и «наших братьев русских». Якутия и Россия были едины всегда, что справедливо подчеркивал А.Е. Кулаковский. В этом наша правда и сила.
Таким образом, после наших пространных рассуждений, вникнув в жизненные ценности принципы предков саха, включая, конечно, и преобразователя Эллэя, я прихожу к выводу, что главным жизненным (спасительным) кодом для нас, якутян, будет: Созидание-Духовность-Единство. Как вы считаете?
Ген древних ариев
Ученые генетики давно доказали, что якуты-саха по составу крови, генетически (ген HLA-А1) едины с древними ариями, жившими в Индии, а точнее они входили в их родовой состав арии-шакья, ярким представителем которых был Будда, принц Шакья-Муни и Гаутама. Это культурно-индусское единство сохранилось в мифологии, в эпосе Олонхо народа саха (шакьев), где фигурируют одни и те же образы божественных сущностей и так далее. В философии тоже.
В Олонхо, самом древнем мире эпосе, содержатся много тайн, особенно в его словесном роде, в фонетике устаревших слов, расшифровка сути которых будет в их частотно-звуковом колебании слов и фраз, где существенную роль играют дифтонги: үо, yө, ыа, иэ… А также в буквах, которых нет вообще во многих других языках. Это h, ҥ, ҕ (гортанный), ө, ү – гласные. Для этого надо хорошо знать свой родной якутский язык, глубоко и научно изучить его. Некоторые филологи, известные в мире, считают язык ариев, народа саха, самым первым и древним, на котором разговаривали все народы мира, особенно в Азии и Европе. Язык семитов более поздний, отличный от индоевропейского.
Север спасет мир
Суть философии Олонхо это всеопределяющий дуализм: борьба Добра и Зла, темного и светлого, отрицательного и положительного, что характерно и актуально и для нашего сумасбродного времени. И здесь все злое, темное люди побеждают с помощью айыы, светлых божественных сил, всесильной религии народа, что надо понимать, как его высшая духовность, которая, как известно, главенствует, как в Олонхо народа саха, в древних «Ведах» ариев и во всех сакральных книгах и мифах народов мира.
Отметим, что великая прорицательница Ванга говорила о том, что может спасти человечество теперь: «Придет в мир самое древнее учение». Другие великие пророки прошлых веков, такие как Нострадамус, Эдгар Кейси, Алиса Бейан и другие говорили: «Спасение мира придет из северных глубин России, и это будет новое духовное и экономическое обустройство, основанное на новой объединяющей всех людей религии и философской системы, которая установит спасительную основу, гармонию и порядок на Земле. И, как бы заключая эти предсказания, в 1994 году известная пророчица Евдокия Марченко авторитетно сказала: «Индийскую, восточную философию в Россию принесут якуты».
Таким образом, будущее Якутии, России и даже мира, по определению пророков, целиком зависит от усилий и созидания (айыы) нас, якутов саха, сохранивших с древнейших времен свой язык, культуру и религию – Высшую Духовность».
Айсен Дойду,
фото из архива поэта