«Медленное чтение для взрослых и детей» в рамках Всероссийского библиотечного конгресса в Казани - Блоги Якутии

3 недели назад 73

«Медленное чтение для взрослых и детей» в рамках Всероссийского библиотечного конгресса в Казани

В современном мире, где скорость потребления информации растет с каждым днем, мы сталкиваемся с проблемой быстрого и поверхностного чтения.  Важно ориентировать читателя на творческую работу по «добыванию» смыслов из текста, продуктивности от чтения и получения удовольствия от самого процесса.

22 мая 2024 года в столице Республики Татарстан Казани прошло специальное мероприятие в рамках Всероссийского библиотечного конгресса, где по инициативе Юрия Юрьевича ЧЁРНОГО, кандидата педагогических наук, руководителя Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН (г. Москва), был организован мастер-класс по медленному чтению от профессионалов – Анастасии Николаевны ГУМАНОВОЙ, ведущего библиотекаря Библиотеки №180 им. Н.Ф. Федорова, ОКЦ ЮЗАО г. Москвы, руководителя детского книжного клуба «Клуб книжных первооткрывателей», младшего научного сотрудника кафедры философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателя семейной школы «Зинзивер» (г. Москва) и Анастасии Георгиевны ГАЧЕВОЙ, доктора филологических наук, главного библиотекаря, научного сотрудника Библиотеки  №180 им. Н.Ф. Федорова, ОКЦ ЮЗАО г. Москвы, заведующей отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, ИМЛИ РАН (г. Москва).

На специальном мероприятии приняли участие пятиклассники Казанской школы и желающие приобщиться к практике медленного чтения. Всего присутствовало 75 взрослых из разных городов России и 13 детей.  Мероприятие состояло из трех частей и включало работу с текстами разных жанров: сказкой, рассказом, эссе, стихами и миниатюрами-хайбунами.

Для медленного чтения с детьми была выбрана татарская народная сказка «Лунная девушка» («Ай кызы»). Ведущая А.Н. Гумарова отметила, что сказка хороша тем, что можно строит разные образы, привлекая внимание детей уточняющими вопросами и комментариями. На примере работы А.Н. Гумаровой можно было увидеть, какой эффект дает медленное чтение с детьми.

Для взрослого медленного чтения А.Г. Гачева представила рассказ «Юшка» (1935) Андрея Платонова, посвященный к 125-летию со дня рождения писателя. Перед чтением текста, А.Г. Гачева представила две монографии, посвященные теоретической базе медленного чтения «Искусство медленного чтения» и «Опыты медленного чтения», которые вышли в Институте мировой литературы. Она рассказала о специфике медленного чтения как опыте чтения сакральных текстов, когда чрезвычайно важно правильно понять и установить личные отношения между человеком и автором текста. Возрождение практики медленного чтения не в религиозном, а в светском контексте, в пространстве культуры и литературы произошло в XIX-XX вв.

Ю.Ю. Черный обратился к теме краеведения и предложил для медленного чтения книгу «Черная бабочка» (2018) Наили Ахуновой, казанской поэтессы, руководителя Литобъединения им. Гарифа Ахунова (ранее ЛИТО “Белая Ворона”). Содержание книги – это литературные портреты известных писателей и художников Татарстана и России, а также хайбунов (прозаических миниатюр с вкраплениями хайку – трехстиший). Автор Наиля Ахунова стала одним из участников мероприятия.

Специфика медленного чтения в библиотеке в том, чтобы вызвать интерес к чтению, чтобы читатель выстроил собственное отношение с текстом, что будило бы его воображение, его вопрошание, позволяло бы ему сформировать его собственную позицию. При медленном чтении устанавливается тесный контакт с автором и его текстом.

Михайлова В.В.

Добавить комментарий