3 года назад 176
Библиотека – место, которое собирает
Для меня городские библиотеки ассоциируются с местом, где много интересных, интеллигентных, образованных людей, независимо от возраста/пола или другого типа, они могут общаться, знакомиться и заниматься любимым делом. В Якутске очень мало мест, где собираются люди по интересам, в основном это торговые центры, кинотеатры и кафе, тем не менее запрос на интеллектуальные места есть – это различные созданные инициативными группами квест-игры в тех же кафе и т.д. Библиотека должна позиционировать себя с прогрессивным, модным местом, куда бы тянулась молодежь, родители с детьми или пожилое поколение. Внешний дизайн библиотек также немаловажен, это то, что нравится и цепляет взгляд посетителя (визуальное восприятие).
Библиотекарь – это современный, универсальный человек, способный прийти на помощь и ответить на любой запрос читателя, разбираться в книжном фонде, информационных технологиях, и конечно не ограничиваться профессиональными обязанностями, порой посетителю нужно просто внимание. Он должен с первого взгляда влюбить в себя абсолютно любого посетителя, чтобы они возвращались в библиотеку с удовольствием. Посетители в итоге приходят в библиотеку по любому поводу и без, будь это распечатка, заказ книги, чтение, отдых, общение, обучение и т.д. – просто потому что нравится здесь быть.
Необходимо побороть советское представление о библиотеках и библиотекарях. Посетители не должны приходить в библиотеку с чувством долга и обязательств перед библиотекарем. Новое время призывает нас измениться, стать проще, современнее, прикольнее, веселее, дружелюбнее.
Предоставление качественной информации и услуг. Помимо ежедневных профессиональных обязанностей, библиотекарям необходимо расширять сферу услуг, добавляя то что в тренде у социума: например услуги психолога (кабинеты эмоциональной разгрузки) для населения, консультирование юридических вопросов, то что необходимо в ежедневной жизни, но в силу каких-либо обстоятельств недостижимо, дорого и т.д. (параллельно онлайн).
Как родителю хотелось бы видеть детские услуги более разнообразными. В этой сфере конкурентами являются платные развлекательные центры, детские развивающие кабинеты. Можно было бы на уровне вводного курса проводить занятия для детей (интерес к чтению, учебе, экскурсионные мероприятия, уроки по краеведению, репетиторство, логопедия, мода и т.д.). Тут я считаю, вообще нет границ фантазии.
Пожилое поколение. Для обслуживания данной категории населения очень важен подход. Методику досуга необходимо тщательно проработать, так как в конечном результате это самая благодарная аудитория. Пожилое поколение может стать волонтерами (знаниями и временем они располагают). Можно будет поэкспериментировать с разными темами на встречах поколений (молодежь+пожилые, пожилые+дети и т.д.).
Даже если библиотекарь самостоятельно не сможет проводить такие мероприятия, то всегда может обратиться к специалистам с других учреждений (музеи, школы, институты и мн.др.). Важно, чтобы библиотеки позиционировали себя креативным, позитивным местом, где все собираются и интересно проводят свой досуг.