3 года назад 3766
Вселенная олонхо: мировое дерево Аал Луук мас
Т.А.Степанов «Древо жизни» (мировое дерево), 1982. Из коллекции Национального художественного музея РС(Я).
Предлагаем Вашему вниманию анализ образа мирового дерева Аал Кудук мас из книги профессоров А.И.Гоголева, доктора исторических наук, и А.А.Бурцева, доктора филологических наук, «Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии» (2012). Издание доступно онлайн на сайте Национальной библиотеки РС(Я) по ссылке
http://https://e.nlrs.ru/online2/7016
.
“Образ мирового дерева, воплощающий универсальную концепцию мира, относится к числу самых распространённых мотивов в мифологии народов мира. Тем не менее, Якутское мировое дерево Улуу Аар Кудук Мас или Аал Кудук мас («священное дерево изобилия») по своим критериям близко к образу мирового дерева у индоевропейских народов, в частности, у индоиранского круга народов.
Опять обратимся к материалам якутского олонхо. В нем Аал Кудук мас растёт в центре Вселенной и связывает все три ее мира. Корни его спускаются вплоть до самой преисподней, откуда дугой выходят обратно, чтоб стать столбом для вешания посуды со сливками у властителей рогатого скота. Вершина могучего дерева достигает небес. Пройдя тот круг неба, где обитает владыка спотыкающихся людей и норовистого скота, она достигает светлой страны Юрюн Айыы тойона (в более раннем варианте – Аар Айыы тойон) и становится его свящённой коновязью. В олонхо около неё пируют боги. Как и обитатели греческого Олимпа, по семи суток пьют они вкруговую: передают друг другу чаши и обмениваются кубками. «Словно остров березняка, водружают боги частокол у верха священного дерева. И познаётся, говорят, знак этого олимпийского пиршества: яйцами гоголя журчат и бурчат капли, падая на землю, чтобы стать не покрывающимися пеною молочным озером…» (Оклакдников. История Якутской АССР. Т.1).
Оно совмещает вертикальную и горизонтальную структуру модели мира с ее центром и создано для счастья всех живущих на земле. При этом, как и в скандинавских мифах, вертикальная опора (ось) определяет противостояние сознательного и бессознательного, света и тьмы, тогда как в горизонтальной плоскости осуществляется противостояние между энергиями огня и созидательными энергиями льда. Горизонталь – это энергия, и это план «физической энергии», вертикаль – это психическая модель модель сознания и бытия (Д.Апремон Арно Иггдрасиль ось жизни древних нордов).
Е.М.Мелитинский якутское мировое дерево типологически связывает со скандинавским мировым деревом Иггдрасилем. А небесные удаганки, по его мнению, поощрительно напоминают валькирий; живущая в деревне Аан Алахчын хотун во многом однотипична норнам, поселившимся у корней ясеня Иггдрасиль. «В олонхо, например, – пишет он, – мировое дерево… расположено так же, как ясень Иггдрасиль, – корни его опускаются вплоть до преисподней, а вершина достигает неба, где становится коновязью Юрюнг Айыы тойона» (Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса).
Действительно, согласно скандинавской традиции, центральное космическое древо служит опорой трем мирам – Мидгарду – «Срединному миру», миру людей – расположен в центре системы, Аскарду – на самом верху Вселенной. Все эти миры связаны между собой неким общим путем. Под Мидгардом находится Свартальдохейм («Мир темных эльфов»), еще ниже – Хель.
Какова этимология слова Кудук? Оно встречается в словаре многих тюркских языков. Так, например, у киргизов, казахов и башкир оно используется в значении «колодец». В таком же значении дается в словаре М.Кашагрского (составлен в 9 веке). В якут-м языке это слово сохранило свое первоначальное значение-«изобилие». В телеутском диалекте алтайского языка оно сохранилось в значении «источник». Следовательно, Кудук мас, «дерево изобилия», а Аал Кудук мас, «священное дерево изобилия», еще одно его значение. В «Ригведе», когда Индра отделили Небо от Земли, поднимается «священное дерево -центральный мировой столп. Оно связывает верхний и нижний миры. В «Авесте» мировое дерево растет посреди священного Озера, как и в олонхо, является целебным. В олонхо с мировым деревом, «корни которого приросли в преисподнюю, вершина проткнула все 9 небес», ассоциируется богиня земли Аан Алахчын хотун. В «Авесте» мировое дерево рассматривается как эквивалент женщины, богини вод и деторождения Ардвисуры Анахита.
В особой ипостаси мирового дерева – древа жизни – живут «дойду» иччилэрэ», духи местности и «от-мас иччилэрэ», хозяева трав и деревьев, полей, ниспосылающие всякую удачу и урожай трав.
В олонхо «Могучий Дьагырыма» о мировом дереве говорится следующее:
Растет, красуясь, дерево Аал-Луук
Вокруг него летает наяву,
Людей хранительница – Иэйэхсит-богиня,
И, отыскав укромный уголок,
Проводит время Айыысыт-богиня.
В связи в этим интересно привести название древнеиндийской богини родов и покровительницы старости Ajana deva. У саха Эдьиэн Иэйэхсит, богиня-покровительница.
В «Нюргун Боотуре» П.А.Ойунского мировое дерево говорит о себе следующее:
Повисну пыщной кроной
Над восьминачальным,
Восьмипредельным
Вечно цветущим миром зеленым
И для рода двуногих
Стану древом-матерью,
Обителью Иэйэхсит-богинь.
Стану священным деревом – лууп
Во славу богини Айыысыт.
В олонхо «Мүлдьү Бөҕө» Д.М.Говорова мировое дерево описывается следующим образом:
…С неба высокого,
Где все тени исчезают,
На дерево священное
Спускаются тихо
Духи великие,
Счастливое дыхание
Девяти почитаемых
Охранительниц-богинь
Благодатью вечной
Овевает его.
Богиня-хозяйка
Великой матери-земли,
Аан Чэлбэй госпожа,
Божественным духом своим
Укрепляет, взращивает
Дерево священное.
Как указывалось выше, Е.М.Мелетинский сравнивал Аан Алахчын хотун, живущую в дереве, с норнами, поселившимися у корней Иггдрасиль. Норн всего три – Урд, Варданди и Скульд. Они предсказывают людям судьбы.
В ряде мифологических сюжетов стран Востока распространена композиция, в которой у Древа жизни изображается женское божество с материнскими функциями. Так, у древних племен Кафиристана (северо-восток Афганситана) сохранился сюжет, по котором внутри священного дерева находится богиня плодородия и деторождения Дисни (Дизани). В олонхо «Юноша-богатырь Эрбийлээн» герой перед своей дальней поездкой обращается к священному Древу жизни для получения благопожеланий от Алахчын хотун:
Дерево, раскрывшись вдоль,
Образовало как бы входную дверь
И тут же выглянула наружу
До самой тонкой талии,
В нарядно-шахматном одеянии
Женщина с важной осанкой,
С повелительными манерами,
С добрым обращением…
Мировое дерево одновременно воспринималось как символ культа растительных сил природы. В древности у многих народов, в частности, у индоарийцев, популярной являлась идея прорастания, связанная с концепцией Древа жизни (мировое дерево). Это, например, хорошо видно на золотой поясной бляшке из Сибирской коллекции Петра 1, под названием «Сцена из эпоса»: под деревом сидят два человека. Один из них держит в руке поводья двух лошадей. Третий (спящий или мертвый) лежит и как бы из него вырастает дерево (бляшка датируется скифо-сибирским периодом). В индуистской иконографии популярно изображение Вишну, возлежащего среди космического океана. Из пупа Вишну вырастает лотос, на котором сидит демиург Брахма. Видимо, своеобразное отражение этой древней идеологии сохранилось в погребальном обряде саха.
Так, почти во всех дохристианских погребениях 18 века соблюдался обычай оставлять в яме срезанную молодую березу которую ставили непосредственно на крышку гроба. Следовательно, древнее скифо-индоиранское («степное») представление, по которому «основная форма связывается с идеей прорастания и мировым деревом», бытовало в традиционном мировоззрении якутов. Соблюдая в погребальном обряде такую символику, они стремились обеспечить продолжение рода, сохранить непрерывную эстафету жизни.
К этому еще следует добавить, что в ритуальной символике якутская коновязь является бытовой моделью мирового дерева.
Как не раз указывалось выше, в мифах многих народов мира Вселенная состоит из трех миров – верхнего, среднего и нижнего. Это является плодом логического умозаключения людей: троичны пространство (длина-ширина-высота), время (прошлое-настоящее-будущее) и все, что находится в пространстве и времени.
Идею троичности заключает в себе и образ Мирового дерева, связывающего воедино мир земли с мирами небесными и подземными. Но, несмотря на общераспространенность этого мирового «бродячего» сюжета, в нем можно выделить отдельные группы, имевшие изначально общее происхождение. В данном конкретном случае зафиксированы некоторые схожие мотивы, наблюдаемые в материалах якутского олонхо и «Ригведе».
В обоих памятниках три мира Вселенной возникают в результате кровопролитной войны
между различными группировками божеств: абааһы и айыы в эпосе саха, асурами и дэвами в «Ригведе». Кроме того, в этих памятниках между светлыми и темными силами существует постоянная связь, т.к. возникли они из первоначального хаоса. Как было сказано выше, П.А.Ойунский по этому поводу писал, что обитатели всех трех миров первоначально жили вместе, вперемежку на одной территории, но перессорились из-за обладания лучшими землями.
Долгая битва обессилила враждующих, и они решили мирно поделить Вселенную на три мира. Исполины айыы поселились в верхних слоях восточного неба, а абааһы во главе с Арсан Дуолаем укрылись на южной стороне “превратно бегущих небес”. Среднюю землю решили заселить тридцатью пятью племенами ураангхай саха.
В «Ригведе» после борьбы Индры с демоном-драконом Вритрой начинается длительная битва между силами организованного космоса – дэвами и инертного хаоса – асурами. Затем они приходят к взаимному соглашению, решив заселить Вселенную. Лишь некоторые из асуров, такие как Варуна, остаются в упорядоченному космосе, объединяясь с дэвами (как Улуу Тойон в якутском варианте). Остальные поселяются в Нижнем мире, тая в себе вечную угрозу. Боги дэвы обосновались к небесах. А Средний мир отдается в распоряжение людей.
В олонхо все три мира имеют по одному кольцу, которые «держат три мира в одной «связке»” (с.26-32).