Самая крупная мечеть на Дальнем Востоке - в Якутске! - Блоги Якутии
Архив автора

6 лет назад 740

Самая крупная мечеть на Дальнем Востоке – в Якутске!

Я написал ряд постов о храмах г. Якутска и решил поместить пост про мечеть в г. Якутске – самую крупную мечеть на Дальнем Востоке России!  И некоторые факты об истории мусульманства в Якутии!

Поздравляю с праздником Курбан-Байрам и завершением хаджа!




В Википедии пишут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C


Мече́ть

(

араб.

مسجد‎

[ˈmæsdʒɪd]

— «место поклонения») —

мусульманское

молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.

Этимология

Общепринятая этимология

[1]

слова «мечеть» производит его от

«масджид»

(мн. ч. — масаджид), в свою очередь происходящего от арабского корня «


саджада


» — падать ниц — в значении места, и означает

«место поклонения»

,

«место совершения земного поклона»


[2]


[3]


[4]

. Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Другое возможное происхождение слова от mäsdžid al Jamii — «пятничное, или соборное, моление»

[5]

.

История

Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д.

[6]

Первой мечетью была

Кааба


[7]

. По словам пророка Мухаммада, после Каабы была построена мечеть

аль-Акса

в Кудсе (

Иерусалиме

). Эти две мечети, а также

мечеть Пророка

в Медине являются местами

паломничества

мусульман. В первые годы зарождения ислама мусульмане совершали молитвы в специально отведенных для этого местах и зданиях в отдаленных районах Мекки. Сам Пророк совершал молитвы и в окрестностях Каабы. Затем центром мусульманской общины Мекки был дом

аль-Аркама

. После того, как

Умар ибн аль-Хаттаб

принял ислам, мусульмане получили возможность совершения намазов у Каабы

[6]

.

Однако первой мечетью в Мекке считается дом сподвижника пророка

Аммара ибн Ясира

. Вторую мекканскую мечеть основал

Абу Бакр

. После совершения хиджры пророк Мухаммад распорядился построить в пригороде Медины

Кубе мечеть

, относительно которой был ниспослан следующий аят Корана: «…мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, — достойнее, чтобы ты в ней стоял»

[8]

. После неё была построена мечеть Пророка в Медине

[6]

.

Архитектура и элементы



Голубая мечеть (Султанахмет)

,

Турция

(

Стамбул

)



Мечеть Омейядов

,

Сирия

(

Дамаск

)


Как правило, купола и

минареты

мечетей венчает

полумесяц

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (

Мечеть Аль-Харам

). Флигелем к мечети пристраиваются башни-

минареты

числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в

мечети аль-Харам

). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из

Корана

на арабском. Стена, обращённая к

Мекке

, отмечена пустой нишей,

михрабом

, в которой молится

имам

. Справа от михраба расположена кафедра-

минбар

, с которой проповедник

имам

читает свои

проповеди

верующим во время

пятничной

и

праздничной

молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-

медресе

.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:


квартальная мечеть

— мечеть ежедневной пятикратной молитвы;


соборная джума-мечеть


— мечеть для коллективной

пятничной молитвы

, совершаемой всей общиной;


кабире


— центральная столичная мечеть;


мусалла




перс.

— «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники

Курбан-байрам

или

Ураза-байрам

).

Соборная мечеть переживает расцвет в

эпоху Омейядов

, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание

мусульманской общины

(

уммы

).

Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на

Каабу

в Мекке. Это направление на Каабу называется


кибла


(арабск. «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется

кибла

.

В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:

Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте; Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду)

[6]

.


Михраб

— ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;

Аназа

(«стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;

Минбар

— отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой

имам

(глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;

Максура

— её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;

Дикка

— специальные платформы, стоя на которых,

муэдзины

повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых


хаузы


.

Мусульманство и Якутия:

http://dumrf.ru/regions/14/history

Республика Саха(Якутия)

Первые мусульмане, а это были татары и башкиры, служившие толмачами-переводчиками и всадниками в казачьих подразделениях, попали на земли народа саха в первой половине 17 века в период колонизации Москвой восточных просторов Евразии. Более широкое заселение края мусульманами происходило в 19 веке, в процессе реформ царя Александра.

Исследователи приводят следующие документы из республиканского национального архива о мусульманах дореволюционной Якутии:

1.Прошение «сосланного административным порядком и причисленного в г. Якутске Хамфетдина Кали-Муллы Янекеева о выдаче ему документа на право звания муллы», датированное 30 ноября 1896 года.

2. Рапорт Якутского полицмейстера Н.Березкина за N 692 от 13.11.1904 г., в котором последний сообщает, что «указной мулла г.Якутска Галимзян Янгуразов заявил мне о своем желании посещать один раз в неделю местную тюрьму для религиозно-нравственных бесед и для совершения необходимых богослужений и обрядов».

3. Обращение в адрес Якутского губернатора доверенного от мусульманского населения Олекминска, дворянина Ибрагим Халлиль Рахмана Еникеева с просьбой поддержать перед Оренбургским Магометанским духовным Собранием предложение о назначении в Олекминск указного муллы (ноябрь, 1911 г.).

Молитвенные дома мусульман и русско-татарские школы действовали в двух городах – Якутске и Олекминске. По информации краеведов, согласно статистическим данным, представленным в Департамент духовных дел МВД царской России губернской канцелярией, в Якутии в 1913 году проживали 1172 мусульманина, из них 516 башкир, 69 киргизов (в документах царской России киргизами называли казахов) и 42 татарина.

В 1914 году с разрешения министра внутренних дел мусульманам Якутска была предоставлена земля для строительства мечети, начат сбор пожертвований, однако последовавшие в стране события, первая мировая война, революция, гражданская война, репрессий, почти на столетие задержали появление первой мечети в «алмазной» республике.

Локомотивом возрождения ислама в начале 90-х годов, после развала СССР, стала вайнахская община Якутска, организовавшая молитвенное помещение в частном доме. В 1995 году мусульмане во главе с имамом Мусой Саговым приступили к строительству соборной мечети на улице Пирогова. Мечеть строилась по проекту института ОАО «Сахапроект», на пожертвования верующих, по финансовой поддержке ООО «Мамоша» (директор Идрис Тангиев), ООО «Хас+М» (директора Исса Дзауров).

В 1997 году мусульманская община Якутска в лице Мусы Сагова стала одним из учредителей Духовного управления мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока, впоследствии преобразованного в ДУМ Азиатской части России.

Соборная мечеть в Якутске стала функционировать с завершением основных работ в 2000 году, торжественное открытие состоялось 23.09.2005 г. При ней воскресная школа. В настоящее время рядом с мечетью строится двухэтажное здание исламского культурного центра.

Официально зарегистрированные мусульманские организации Якутии действуют также в городах Мирный, Нерюнги, Алдан. Они входят в состав разных централизованных структур.

О первых мусульманах в Якутии:

http://islamsib.ru/siberian-mosques/299-sobornaya-mechet-yakutska

Первые мусульмане в Якутии появились вместе с казачьими отрядами. Это были служилые сибирские татары и башкиры — толмачи.

Массовое переселение представителей мусульманских народов в северный край началось в 1870 году, когда губернаторы Оренбургской, Саратовской, Пензенской и других губерний вынесли решение об административной высылке татар и башкир в отдаленные районы. В 1913 году в Якутии проживало более 1170 мусульман, было 2 молельных дома, 2 воскресных школы. В Якутске с 1907 года работало русско-татарское медресе.

Об истории ислама в Якутии поместили пост в Татарстане:

http://history-kazan.ru/5269-824

Далеко по России раскинула татар история. Есть они и в далекой   Якутии. По переписи 1989 года, в Якутии поживало 17478 татар. Как появились татары в Якутии? Какое влияние они оказали  на местное население? Еще в ХVII веке Россия устремилась в Северо-Восточную Азию –  молодому развивающемуся государству необходимы были новые земли. Наиболее удобными путями освоения новых территорий были реки. Енисейские казаки-первопроходцы с сотником Петром Бекетовым срубили острог на реке Лене, давший начало городу Якутску, центру Якутского края. Одна из отличительных черт Якутии –  громадность ее территории.  Здесь могут расположиться несколько крупных европейских государств или 45 республик наподобие Татарстана (Якутия – 3062,1 тыс. кв. км, Татарстан – 68 тыс.кв. км). Другая черта – ее климат: он резко континентальный. В долгую  зиму морозы достигают более 60 градусов, лето быстротечно, жара – до 30 градусов.  И третья черта – чрезвычайная отдаленность Якутии от центральной России. Эти особенности определили в дальнейшем  историю края. На протяжении нескольких столетий сюда ссылали противников царской власти. Ссыльные называли Якутию тюрьмой без решеток. Первые переселенцы татар и башкир появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. Это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них – несколько тысяч татар и башкир – вместе с семьями были сосланы в Якутию на поселение. Как известно, восстание потерпело поражение, но участие в нем мусульман не прошло даром: в 1783 году была провозглашена веротерпимость,  в 1784-м татарских мурз уравняли в правах с русским дворянством, в 1788-м было открыто Духовное управление мусульман. Ссыльные татары были в основной своей массе крестьянами. Они и на новом месте занялись привычным делом: разводили огороды на вечной мерзлоте, занимались хлебопашеством, которого не знало местное население. Жаркое короткое лето позволяло выращивать даже овощи. Часть татар занялась торговлей, скотоводством, мелочной торговлей, торгово-посреднической деятельностью, разведением лошадей. Татары сберегли свой язык, веру, обычаи. Они сохранили себя как этно-культурное сообщество благодаря исламу, который представляет собой не только веру, но и образ жизни мусульманина.

Еще о татарах в Якутии:

http://nailtimler.com/tatars_in_russia/yakutiya/s_luchinoy.html

С лучиной будущее не увидеть


Автор статьи:

Гамида Гадельшина

ПОД НЕБОМ ДРЕВНЕГО ОЛОНХОО

Особый интерес у историков вызывает этногенез народа саха, заселившего значительные территории северо-востока Сибири и распространившего свое экономическое влияние далеко за пределы своего проживания.

Якутский язык с входящим в его состав долганским языком относится к уйгурской группе тюркских языков, тем не менее в нем есть наличие значительного пласта монгольских слов. И, что любопытно, в якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы». В татарском я с ходу припомнила только три-четыре таких слова.

Газета «Сибирская жизнь», издававшаяся в Томске, в 1913 году писала: «Якутское племя, занимающее огромную Якутскую область, является наиболее культуроспособным народом тюркского происхождения. Заброшенное на крайний северо-восток, окруженное враждебной суровой природой, якутское племя не зачахло, как другие туземные племена, оно, напротив, развило изумительную энергию, приспособилось к суровым условиям и стало властелином крайнего северо-востока. Проявляя энергию в практической жизни, якутский народ, по-видимому, не отставал и в духовном отношении; народное творчество якутов изумляет своей художественностью, богатством слов и выражений».

Министр Сардана Гурьева и руководитель татарского центра Миназим Мифтахутдинов

Сегодня Саха (Якутия) черпает плоды той планомерной госпрограммы по возрождению народной культуры, которая была запущена первым президентом республики Михаилом Николаевым. Делается много, но самое интересное – с детского сада дети знакомятся с уникальным героическим эпосом Олонхоо – сердцем якутского фольклора, изучают его. А ведь это развитие и актерского, и певческого мастерства, и дара импровизации, и ораторского искусства.

И еще меня изумило то, как, удивительно тесно переплетаясь в повседневной жизни, сосуществуют глубинное языческое нутро народа саха и христианство. На границе каждого улуса мы останавливались, кормили духов ритуальными оладьями, привязывали цветные ленточки к деревьям, вымаливая у невидимых хозяев округи добрую дорогу. При этом наши попутчики не забывали и церкви, куда непременно заходили отбить земные поклоны.

ТАТАРСКИЕ КОРНИ В ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

Состав населения республики удивляет своей пестротой: 156 национальностей на 956,9 тыс. жителей. Из них саха – более 48 процентов, на втором месте – русские, на территории республики их проживает около 37 процентов. Татары – на шестом месте по численности населения, нашего брата здесь теперь около одного процента.

Первые переселенцы-татары, по официальным данным, появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. Это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них вместе с семьями были сосланы в Якутию на поселение.

Вот что, к примеру, сообщал известный писатель Владимир Короленко, отбывавший ссылку в Якутии в 1881–1884 гг., об Амгинской слободе и ее обитателях: «Кроме пашенных, слобода была почти наполовину заселена ссыльными татарами. Главный их контингент были сибирские татары, переселенные откуда-то с юга целой деревней… Потом к первоначальным поселенцам прибавляли отдельные семьи с юго-западной Сибири и даже из Уфимской и Оренбургской губерний. Татары эти держались очень дружно…»

Статистические сведения о мусульманах Якутской области, представленные в департамент духовных дел МВД канцелярией губернатора области от 5 июня 1913 года, говорят, что в начале XX века «в Якутске и округе проживало 624 мусульманина, из них татар – 516. В то же время в Олекминске и округе – 47 татар. В Верхоянском округе – трое татар, в Колымском – четыре. Таким образом, всего по Якутской области было 1172 мусульманина, из них татар – 1067. В области было два молитвенных дома – в Якутске и Олекминске, две русско-татарские школы: в Якутске обучалось 35 учащихся и работал один преподаватель, в Олекминске – 37 учащихся, два преподавателя, состоящих в духовной должности».

По факту же татары в этих краях появились куда раньше. Примером тому – история семьи Рахматуллиных, чей предок обосновался тут еще в начале XVIII века. Архивы семьи Анатолия Рахматуллина, до последнего времени возглавлявшего местную татарскую общину, гласят: «В Мэлджэхсинском наслеге, восточнее от Бэрдигестяха (Горный улус) на аласе (елани) по названию Джондогор поселился татарин по имени Tyллa. Вскоре, перезнакомившись со всеми, стал называться в числе хороших семей наслега. По образу жизни – питанию, одеянию, манерам поведения он объякутился, но религиозная вера была другая – магометанская…

Фамилия Туллы была Рахматуллин. У него было трое сыновей: старший – Аргылла, средний – Эллэ (Илья), младший – Чымылла. Аргылла и Чымылла поселились в Якутске. Наш рассказ о среднем сыне –

Илье Рахматуллине, по прозвищу Боссоойко

(он и есть прадед Анатолия Рахматуллина. – Г.Г.).

Боссоойко ростом был выше двух метров, крепкого телосложения, статный, с волнистыми волосами, с черными усами, краснощекий. Про него люди говорили: «Ну и красный же молодец!» Славился силой, спокойно поднимал 75-пудовую гирю. Жена у него была маленькая татарка, едва достигала до его подмышек. Детей у них было пятеро – три дочери и два сына. Родным языком для него был якутский…»

Известный адвокат и краевед, почетный гражданин Намского улуса и Бетюнского наслега Иннокентий Лукин – Лэгэнтэй Тыын Харбаса в одной из своих книг пишет о татарах, которые жили в местности Хатын-Ары. Со многими Иннокентий Лукин был знаком лично и о каждом вспоминает по-доброму: «Сарра Зинатулловна Кутукова (Ибрагимова) из своей небольшой пенсии умудрялась каждый год вносить средства на благотворительность, помогая ученикам Модутской школы. Отец Сарры Зинатулла Ахмадуллович Ибрагимов был родом из Казани. Мать Сарры Зинатулловны была нашей соседкой, до сих пор помню ее сладкие мучные изделия. Сарра Кутукова после окончания финансового техникума многие годы занимала ответственную должность в финансовой организации Намского улуса.

Ветеринар Иватулла Гизатуллин жил от нас совсем близко, у него было трое сыновей. Его сын Сабир работал прокурором Якутска. В деревне Хатын-Ары жили мусульмане Байбуллины, Гизатуллины, Ибрагимовы, Каримовы, Насыровы, Рахматуллины, Файзуллины и многие другие. Они особо хорошо разбирались в огородничестве, многие якуты переняли их опыт. Моя бабушка Лаглайа Авдотья рассказывала, что мусульмане угощали местных необычными, вкусными, большими, как голова теленка, красноватыми арбузами и тыквами. Они разводили домашних птиц – уток и гусей. В праздник Курбан-байрам по традиции мусульмане должны были принести в жертву барана, но, так как в Якутии их не было, держали коз. Из их целебного молока делали кумыс и сыр».

КАЗАНСКИЙ СЛЕД

Что касается самого Якутска, то здесь в свое время сложилась целая Татарская слобода, которая располагалась по правую сторону от моста в районе Залога. Мы колесим по ее улочкам с Анатолием Рахматуллиным, который возглавлял Татаро-башкирский центр «Якташ», созданный в 2001 году, но ныне расформированный, так как башкирская часть организации решила отделиться.

– В истории освоения Залога еще немало неизвестных страниц, – рассказывает Анатолий Шарапович. – Один из подробнейших планов старого Якутска был составлен в 1916 году Пантелеем Поповым. На нем дом по адресу: улица Полицейская, 40/1, обозначен как татарский молельный дом. Его относят к концу XVIII века.

Рыбный базар я Якутске

Как выясняется, татарский молельный дом не вошел в реестр особо охраняемых исторических объектов Якутска, хотя его ценность несомненна. Еще одно место, дорогое для памяти татар, – мусульманский зиарат, кладбище, которое общими усилиями и при помощи властей Якутска было приведено в порядок. Здесь есть и памятник татарам, погибшим в Великую Отечественную войну.

Немало татарских ниточек тянутся из Якутии в Казань. Ярким примером тому может служить история якутской учительской династии Башировых, насчитывающей более трехсот лет. Ветеран педагогики Раис Ахмедович Баширов, проработавший здесь многие годы и лишь в преклонном возрасте вернувшийся в Татарстан, делился воспоминаниями своих родителей: «Самыми трудными были 20–30-е годы. Катастрофически недоставало подготовленных специалистов – учителей, врачей, фельдшеров. Большую помощь в создании местной интеллигенции оказали вузовские центры России, в том числе Казань. Для удобства якутян вступительные экзамены проводились в Якутске – будущим студентам оставляли определенное количество мест. После окончания вуза выпускники возвращались в Якутию. Первое высшее учебное заведение в Якутии – государственный педагогический институт был создан в 30-е годы. Большая часть якутских учителей подготовлены в стенах этого вуза. Появились учительские кадры и среди татар, в том числе Башировы».

Многие татары, получив образование именно в Казани, возвращались в Якутию, чтобы верой и правдой служить новоприобретенной родине. Среди тех, кто внес свой вклад в развитие республики, – почетный и заслуженный архитектор РС (Я) Ильдус Волков, окончивший архитектурный факультет КИСИ в 1974 году.

Яркая звезда среди наших соплеменников – Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Сайма Сафиевна Каримова, которую именовали матерью якутских геологов. По окончании в 1950 году геологического факультета Казанского университета она прибыла в южную Якутию в Алданскую геологоразведочную экспедицию. В 1968 году Сайма Каримова была назначена главным геологом Южно-Якутской комплексной экспедиции. Она внесла весомый вклад в геологическое изучение юга Якутии, подготовку к промышленному освоению Южно-Якутского бассейна коксующихся углей, на базе которого вырос современный территориально-промышленный комплекс. Именно под руководством Каримовой было проведено окончание разведки Нерюнгринского угольного месторождения. В 1981 году ею было открыто Эльгинское угольное месторождение, она также принимала участие в оценке россыпных месторождений золота, урана, молибдена, гранита, мрамора, строительных материалов, облицовочного сырья в Якутии.

Герой гражданской войны Боссоойко – Илья Рахматуллин, оставивший яркий след в душе якутского народа, на фото второй справа.


https://gallery.ykt.ru/photo/view/1957001


1957001_0

О фото с Боссоойко:

https://natpopova.livejournal.com/353326.html

Об этом фото. Это 1925 год. Справа от Строда – Гизатулла Рахматуллин, известный по прозвищу Большойко или Боссоойко, по-местному. Мегино-алданец, человек-великан с кучей детей. Сын ссыльного поселенца, был уроженцем 1-го Мельжехсинского наслега бывшего Мегинского улуса. Участник Первой мировой войны. Накануне Гражданской войны по ложному доносу был арестован и несколько месяцев провел в тюрьме. В 1927-1928 участвовал в движении конфедералистов под предводительством Павла Ксенофонтова, участники которого сдались отряду Строда. Однако после сдачи, по каким-то странным причинам Строд разрешил Боссоойко съездить в Якутск. Прибыв туда, Боссоойко узнал, что оставленные им конфедералисты через некоторое время будут расстреляны. Тогда он вместе с семьей бежал в тайгу, где скрывался два года, а жил тем, что выбирался в город и грабил магазины. В 1930 году отряд ГПУ нашел укрытие Боссоойко и уничтожил всю его семью.

А слева от Строда в форме красноармейца (!) сидит Михаил Артемьев, уроженец Бетюнского наслега 1-го Амгинского улуса, из зажиточной семьи. Работал учителем и писарем наслега. Один из активных деятелей повстанческого движения в 1922-1923 годов (

Юзефович очень интересно о нем пишет

). С мая 1924 по май 1925 – один из организаторов “тунгусского восстания”, начальник штаба. Дважды (!) амнистирован, но в конце 1927 года примкнул к движению “конфедералистов”, командовал отрядом, был начальником штаба и членом ЦКК партии конфедералистов. В феврале 1928, после разгрома движения, был арестован, осужден судом и расстрелян.

Руководителем мусульманской общины Якутии является Муса Сагов:

http://dumrf.ru/common/biographies/1394

Сагов Муса Бексултанович

Муса Сагов

Муса Сагов

Сагов Муса  – имам-хатыб Соборной мечети Якутска, председатель

Казыятского управления мусульман по Республике Саха – Якутия

Муса Сагов родился в 1962 году, в Ингушетии. Религиозное образование начал получать с шести лет у родителей, затем у устазов в родном селе. В 1980 году был призван в армию, служил в Афганистане. Учился в строительном техникуме в Северной Осетии. В 1995 год переехал в Якутию, занимался предпринимательством. В том же году выступил инициатором создания мусульманской организации. В 2005 году в Якутске открыта мечеть на 1000 молящихся. В 2011 году начался процесс расширения мечети – к ее комплексу решено достроить еще одно здание. По завершению работ мечеть будет вмещать до 3000 верующих единовременно.

Об открытии мечети в Якутске:

https://ria.ru/religion/20050923/41485334.html

В Якутске открылась крупнейшая в Сибири мечеть


МОСКВА, 23 сен – РИА Новости, Ольга Липич.

В пятницу в Якутске открылась крупнейшая в Сибири мечеть.

“Это знаковое событие не только для Якутска, но и в целом для всего региона – до этого здесь действовали только молельные дома. Впервые в Якутии открывается соборная мечеть, которая станет крупнейшей в Сибири и на севере России”, – заявил РИА Новости руководитель пресс-службы Совета муфтиев России (СМР) Радик Амиров.

Амиров подчеркнул важность того факта, что открытие новой мечети в Якутии состоялось за 10 дней до начала рамазана – священного для мусульман месяца поста.

По его словам, севернее расположена только мечеть в Архангельске, отметившая в этом году столетний юбилей.

“В этом регионе России исторически проживает много этнических мусульман, которые работают на нефте- и газодобывающих предприятиях – это татары, ингуши и жители Якутии. Они также принадлежат к тюркской языковой группе, как татары и другие народы, традиционно исповедующие ислам”, – отметил Амиров.

По его словам, только в Якутске проживают около 120 тысяч мусульман.

На открытии мечети присутствовали: представитель СМР, возглавляющий работу с местными религиозными организациями Духовного управления мусульман Европейской части России, Арслан-хазрат Садриев; руководители республики Саха-Якутия и ее столицы; гости из соседних субъектов Российской Федерации и духовных управлений мусульман.

Предполагается, что при крупнейшей в Сибири мечети будут действовать медресе, библиотека и социально-культурный центр для исповедующих ислам.

Фото первоначального вида мечети

https://tolstyakov.livejournal.com/126262.html

Мечеть прошла реставрацию:

https://news.ykt.ru/article/46632

Реставрация мечети в Якутске будет завершена в 2017 году


Реставрация единственной мечети на Дальнем Востоке будет завершена в следующем году. Об этом сообщил ТАСС муфтий Якутии Муса Сагов.

“В Якутии находится единственная соборная мечеть на Дальнем Востоке, которая была построена в 1996 году. Недавно мы начали ее реставрацию, остались внутренние отделочные работы, которые будут завершены в следующем году. Это подарок республике от мусульман – самая красивая мечеть на северо-востоке страны, достопримечательность Якутска. За эти 20 лет на строительство и реконструкцию мечети было потрачено более 2 млн долларов из средств самих верующих”, – сказал муфтий.

Помимо мечети, которая вмещает более трех тысяч человек, в крупных районных центрах республики имеются молельные дома. “На данный момент в республике действуют четыре молельных дома и еще в двух районах планируется их построить до 2020 года. Строительство также будет вестись за счет пожертвований верующих”, – пояснил священнослужитель.

Всего в Якутии проживают около 95 тыс. мусульман.

“Обстановка в отношении религии в республике спокойная. Это можно приветствовать. Главное, о чем мы молимся всегда, это о том, чтобы был мир, чтобы не было распрей, войн, стычек, чтобы люди толерантно относились друг другу, уважали. Когда все спокойно, можно спокойно жить и работать, когда же нет спокойствия, люди раздражены и нет планов на будущее. Это катастрофа, поэтому хотим, чтобы был мир”, – подчеркнул муфтий.

Примерное представление о численности мусульман в Якутске:

https://news.ykt.ru/article/23209

У мечети в Якутске собрались более 10 тысяч мусульман


Сегодня, 28 июля, завершился священный месяц Рамадан. Более 10 тысяч верующих собрались в мечети города Якутска, чтобы совершить утреннюю молитву. После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ид уль-Фитр (тюрк. Ураза Байрам, Рамадан Байрам).

Для каждого верующего праздник — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта. Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся.

В Ураза-Байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. В этот день мусульмане всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву.

После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу. Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят уль-фитр.

Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.

Сейчас во многих магазинах города можно видеть надпись “Халал”. Многие виды деятельности контролируются мусульманами…

Строительство мечети в Якутске заняло более 20 лет, все построено за счет средств самих мусульман.



Внутри мечети поразило отсутствие икон, статуй и других ярких украшений.



Вид на купол изнутри.



Настенные часы. Слева 99 имен Бога.



99 имен бога.



Изображение Каабы и надписи: Махаммед и Аллах.



Часы с надписями.



Переход из старой мечети в пристрой.



Фото с муллой-ишаном сейидом (потомком пророка) из Таджикистана.



На пятничный намаз в мечеть приходят до 2-х тысяч человек, на Курбан-Байрам более 10 тысяч!

В мечети есть воскресная школа для детей. Женщины тоже могут послушать службу на втором этаже в особом помещении.

Информация про хадж:

Когда начинается хадж в 2022 году?


В 2018 году хадж, а также праздник Курбан-байрам приходятся на месяц август.

Как правило, продолжительность поездки в хадж у большинства компаний составляет в среднем 25 дней, поэтому отпуск нужно брать примерно на 30 дней.

Первые (самые ранние) группы начнут вылетать в хадж ориентировочно с 3 августа и возвращаться примерно с 27 августа.

Поздние же группы, вылетая ближе к началу хаджа (в 15-х числах августа), возвращаются соответственно через 25 дней, с 10 сентября.

Обряды хаджа начинаются с выезда в долину Мина 19 августа (8 число Зуль-Хиджы).

День Арафата в 2018 году приходится на 20 августа (9 число Зуль-Хиджы).

День жертвоприношения приходится на 21 августа, в России в этот день будет отмечаться Курбан-байрам.

Заканчиваются обряды Хаджа 24 августа (последний из дней Ташрика).

С праздником Курбан-Байрам!

Мои посты о храмах Якутска:


Фото Церкви у Старого города за 12 месяцев!


Самый северный в мире буддийский храм – в Якутске!


Ночь перед католическим рождеством! Орган в католической церкви Якутска!


Самая северная в мире Армянская церковь в Якутске!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой канал на Ютуб:


https://www.youtube.com/channel/UCSV4lg4V64uH-sr2SU3gdVA/videos?disable_polymer=true

Я в Инстаграме @nb2015p

«Фейсбуке»

https://www.facebook.com/nikolai.baramygin?ref=bookmarks

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий