АННА ПШЕННИКОВА: ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ – РАЗВИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЗАСТАВЛЯТЬ ЕГО ДУМАТЬ. - Блоги Якутии

1 день назад 44

АННА ПШЕННИКОВА: ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ – РАЗВИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЗАСТАВЛЯТЬ ЕГО ДУМАТЬ.

ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ

Сегодня мы рады представить вашему вниманию первого гостя нашей рубрики “Интервью с автором”. Замечательный писатель и интересный человек Анна Пшенникова. На днях мы узнали прекрасную новость – выпущенная нашим издательством книга Анны Пшенниковой «Круглый год» вошла в число финалистов престижной Общероссийской литературной премии имени Корнея Чуковского. Сборник вошел в шорт-лист в номинации «Лучшее стихотворное произведение для детей от 8 до 12 лет», получив маркировки «Книга из каталога Премии» и «Книга из Шорт-листа». Церемония награждения прошла 25 октября в Москве, собрав творческих деятелей со всей страны.

Премия имени Корнея Чуковского, учрежденная правительством Москвы, направлена на популяризацию творчества детских авторов. В этом году на отборочный марафон, который проходил с 22 апреля по 31 мая, было подано рекордное количество заявок — 608 из 108 городов и малых населенных пунктов 59 регионов страны.

  • Анна Григорьевна, поздравляем Вас с наградой! Расскажите, пожалуйста, о конкурсе.

Я узнала о Премии имени Корнея Чуковского еще в 2021 году. Тогда я подала на конкурс свою книгу “Миссия: спасти Землю” (это подростковая фантастика, выпущенная издательством “Бичик”), книга вошла в Лонг-лист. Достижение большое, но мне очень хотелось принять участие в премии Чуковского – великого детского поэта – именно со стихами. На тот момент сборник стихов “Круглый год” уже существовал, но его требовалось издать, а дело это непростое. В декабре 2023 года сборник вышел в свет благодаря Издательскому центру Национальной библиотеки, а уже весной я стала участницей конкурса и вошла в премиальный шорт-лист. Так в 2024-м моя мечта о премии имени Чуковского осуществилась.

  • Давайте начнем с детства. Вы, наверное, были творческим ребенком, с какого возраста начали писать стихи? Вспомните ваш самый первый писательский опыт.

В школе я хорошо писала сочинения. Работала так – долго сидела с пустой тетрадью, о чем-то думала, иногда о предметах весьма далеких от темы сочинения. А потом меня “осеняло”, и за оставшиеся 15 минут урока рождались пять страниц текста. Спустя десятилетия я поняла, что это у людей искусства это называется вдохновением. Но учитель считала, что “некоторые не хотят работать, пока жареный петух не клюнет”. Что ж, очень может быть. Проявления творческого начала в детстве случались, но были фрагментарными, безсистемными. Однажды я написала песню, вдохновившись фонтаном и тополями в городском парке, мне тогда было лет 9. В другой раз, идя с папой мимо стройки с башенным краном (дело было вечером), изрекла одностишье: “…И техника встает из мрака ночи”. Папа очень удивился, спросил, откуда это. “Придумала” – говорю. А своим первым полноценным стихотворением я считаю четверостишье, возникшее, когда декабрьским утром я топала в школу к первой смене. Это был класс пятый. Тропинка проходила через двор организации “Вторчермет”. Утро раннее, сотрудники еще не пришли, окна не освещены. И шагая в шубе-шапке-валенках, с портфелем мимо темного здания я сочинила: “Луна погасла, солнца нет. Я прохожу сквозь “Вторчермет” (смеется). Вот такая суровая детская поэзия.

  • Кто тогда был Вашим любимым писателем?

Отличный вопрос! Всегда с удовольствием на него отвечаю. Книг у меня было много. Среди любимых огромное издание “Дети-герои”, которым я зачитывалась. Нравился Гайдар. На полке стояла “Повесть о настоящем человеке” – видите, какая подборка! Кстати, одной из самых любимый книг был огромный фолиант Корнея Чуковского чуть ли не довоенного года выпуска. Обожала его “Бибигона” – это шедевр детской поэзии. Моей настольной книгой в третьем классе стал “Таинственный остров” Жюля Верна, я ее не выпускала из рук. Вообще, у нас была очень читающая семья, в доме находилась огромная библиотека, и я-второклашка любила листать томик “Русские поэты” и петь из него романсы. Вот так! И, конечно, у нас в семье была развита культура чтения вслух, важнейший, сейчас я это понимаю, элемент воспитания. Родители читали мне, наверное, с рождения. Я слушала всё – от якустких сказок до “Дон Кихота”, от Бажова до “Молодой гвардии”. Подростком увлеклась Нарнией, потом “Колдовским миром” Андре Нортон, Роджером Желязны и его “Хрониками Амбера”. Теперь, вспоминая свое литературное детство, я понимаю, детей не нужно приучать к ярким картинкам и примитивным текстам. Им интересны истории, которые захватывают, которые хочется обдумывать. Только такие книги по-настоящему развивают.

  • Кто такой детский писатель? Какими качествами он должен обладать?

Трудно сказать. Люди бывают разными: веселыми и мрачными, дружелюбными и затворниками, старыми и молодыми, мужчинами и женщинами. Но, думаю, главной чертой каждого детского писателя являтся способность смотреть на мир глазами ребенка.

  • Как вы считаете, есть ли в стихах для детей место страшному, жестокому или грустному? Например, многие современные родители считают слишком жестокими стихи того же Чуковского.

Повторюсь, с детьми не надо заигрывать. Главное предназначение литературы – развивать человека, заставлять его думать. Я помню, мы читали в детстве Жуковского “Лесной царь” или еще страшнее стихотворение Пушкина “Утопленник”. Мы плакали над судьбой Белого Бима и Кустука. Мы содрагались от перипетий гоголевского Хомы Брута и знали, как героически погиб Гришатка Соколов из книги Сергея Алексеева “Небывалое бывает”. Литература, стихи в частности, должны научить ребенка чувствовать, воображать, сострадать, должны вызывать “души прекрасные порывы”. А как же иначе! Конечно, можно и по-другому, можно растить молодое поколение на песне “Синий трактор” и мультфильме “Три кота”. Но потом, как говориться, не жалуйтесь.

  • Как Вы думаете, какие произведения нужны современным детям?

Для меня лучшим ориентиром является литература и кино/мультфильмы советского периода. Я говорю не только об отечественных писателях, но обо всём контенте, который был у советского ребенка перед глазами. Мы читали Бианки, Драгунского, Кира Булычева, Юрия Казакова, Горького, Агнию Барто, Николая Носова. Мы знали Андерсена, Стивенсона, Гауфа, Киплинга. Мы смотрели “Золотую антилопу” и ёжика Норштейна. Вот такие произведение и нужны. Они же не устарели, показывайте, читайте их своим детям и вы увидите, как интеллектуально они вырастут.

  • На каких детских поэтов вы равняетесь?

На хороших (смеется). А вообще, равняться на кого-то в творчестве – путь не самый правильный. Каждый автор пишет свое. Другое дело, что каждому, кто садится за перо, нужна насмотренноть и начитанность. Они станут базой, платформой для дальнейшего собственного творчества.

  • Как вы пишете стихи: по вдохновению или по плану “столько-то строчек в день”?

Для меня вдохновение первично. Иногда оно возникает по необходимости – помните мой рассказ про школьные сочинения? Надо признать, авральный режим здорово стимулирует творчество. А иногда вдруг возникает первая строчка, и ты просто не можешь ее игнорировать. Она, как серебряная ниточка, которая выглядывает из вороха хлама. За нее обязательно надо потянуть, и тогда…

  • Какие у вас увлечения, хобби? Помогают ли они в творчестве?

Я люблю путешествия и особенно туризм. В походах, поездких всегда есть время на созерцание. А природа – это самое прекрасное, самое гармоничное, что есть на свете. Конечно, увиденные образы потом встраиваются в тексты. Если вы читали стихотворения из сборника “Круглый год”, вы заметили, насколько эмоционально точно там прописаны природные штрихи. Это результат наблюдений. А еще я люблю готовить, так что, вероятно, и кулинарный сборник когда-нибудь появится (смеется).

  • Есть ли у вас творческая мечта?

Есть. Только не мечта, а план. Ближайших два: прозаическое произведение для взрослых в стиле нон-фикшн и сборник сказок для детей. А мечта тоже есть! Я очень-очень хочу, чтобы мои сказочные сценарии, а их написано несколько и все они чудесные, чтобы эти сценарии были экранизированы.

  • Как вы писали стихотворения для сборника «Круглый год»? Как пришла к Вам идея создания? Расскажите про работу с издательством.

Первые стихи из весеннего цикла были написаны еще лет 15 назад. У меня была знакомая девушка по имени Юлия, которую я называла просто Юлька. За окном в тот мемнт был апрель, поэтому с крыши капало и на карнизе вырастали сосульки. Юлька-сосулька – подумала я – какая хорошая рифма. И родилось первое стихотворение “Посмотрела из окна маленькая Юлька, а на улице одна выросла сосулька”. Через несколько лет я подумала, что не плохо будет дописать стихи про остальные времена года. И пошло! За несколько новогодних дней родилось еще пятнадцать стихотворений. А вот издание книги затянулось на долгие годы. В наше время детских поэтов практически не печатают. Но мне повезло! Я нашла издательство Национальной библиотеки. С жаром рассказала о своем проекте. Убедила. И всё получилось. Кстати, работать с Издательским центром НБ РС(Я) было приятно и удобно. Мы прислушивались к пожеланиям друг друга, обменивались мнениями и в результате книга получилась!

  • Своих героев списываете с конкретных людей или это полностью вымышленные персонажи? А есть ли у Вас в книгах персонаж, похожий на Вас?

В стихотворениях персонажи вымышленные, собирательные образы. А в книге “Миссия: спасти Землю” есть героиня Клия, которая чем-то напоминает меня и мою дочь. В одном из моих сценариев есть злые персонажи – мать и сын, которых списала со своих злобных соседей. Как в песне Высоцкого “Мы на роли предателей, трусов, иуд в детских играх своих назначали врагов”, а на роли героев, разумеется, себя. Кстати, удивительно, что главный герой “Миссии” – персонаж вымышленный. Но спустя несколько лет после выхода книги я познакомилась с молодым человеком, который имеет то же имя, невероятно похож на героя внешне и даже практику он проходил в НИИ космофизики, то есть там, где разворачиваются события фантастической повести. Такое вот чудо творчества.

  • Что вы считаете главным в детских произведениях: сюжет, героев, язык, стиль или другое?

Здесь важно всё. Причем перечисленные вами элементы должны сочетаться, создавая единый мир. Я против примитивизации языка для детских книг. Я выступаю за качественные тексты. Они могут быть филигранно изысканными или вполне лапидарными, но это должен быть хороший литературный язык, способный развить речь у маленького читателя.

  • Как писатели находят своих художников для иллюстрирования книг?

Сложно! И просто. Главное, знать, чего ты хочешь от иллюстраций. Я нашла автора рисунков для сборника “Круглый год” случайно, после долгих поисков. Мне не нравился никто, кого я находила. Слишком “современные”, обработанные на компьютере рисунки казались не живыми, неподходящими по стилю к моим стихам. И вдруг нашлась студентка из Санкт-Петербурга, которая очень внимательно выслушала пожелания и четко перенесла дух стихотворений в рисованный формат. Для каждого стихотворения она создала прекрасную оборочную иллюстрацию. И теперь каждый, кто берет в руки книгу, отмечает, что картинки в ней просто чудо.

  • Нравится ли вам современная детская литература, современные авторы? Кого бы Вы отметили из них?

Здесь мне судить сложно. Литературы стало много, она разная. Я знакомлюсь с новыми авторами на страницах детского журнала “Электронные пампасы” и всем, кто хочет найти что-то новенькое и интересное – стихи, рассказы, сказки, советую заглянуть туда.

  • Как вы видите будущее детского чтения?

Будущее детского чтения – это будущее страны. И, если хотите, планеты. Сегодня оно находится в состоянии крайнего упадка. У современных детей совсем нет навыка прочесть более-менее крупный фрагмент текста, не говоря уже о романе или хотя бы повести. Даже статью они не могут осилить. Говорю это, потому что время от времени преподаю в школах практическую журналистику. Преобразовать ряды букв в связные мысли многим не под силу. Это пугает. Ведь через 20 лет эти люди займут посты, должности, поведут за собой массы. А куда они их поведут? Это большой вопрос. Отсутствие навыка чтения ведет к недостаточному развитию памяти и воображения, к примитивной эмоциональной школе и недоразвитой эмпатии, отсутствию элементарных знаний и лексикону Эллочки-людоедки. Поэтому значимость этого вопроса не должна сводиться к формальностям типа “Список литературы для внеклассного чтения”. Нужно вырабатать новые подходы, и это вопрос государственного значения.

  • Что самое сложное в работе писателя?

Собраться и начать. А потом продолжить! (смеется) Кажется, у Стругацких написано, как автор не может приступить к созданию текста, пока не помоет посуду и сделает еще тысячу и одно дело. А все почему? Потому что начать – значит заставить мозги работать. А это всегда труд.

  • Что посоветуете тем, кто хочет стать писателем? Какое напутствие из трёх пунктов вы дали бы начинающему детскому писателю?

Придумать тему и понять, зачем вы хотите об этом рассказать людям. Разработать сюжет и формат. Начать и закончить.

  • Что Вы сейчас читаете?

В октябре я закончила читать книгу Татьяны Толстой “Кысь”. Давно собиралась. Скажу честно, была потрясена МАСТЕРСТВОМ автора. На днях наткнулась на повесть Фазиля Искандера “Созвездие козлотура” – хорошая, очень качественная проза. Посмотрев спектакль ГАРДТ им. Пушкина “Маскарад” решила перечитать Лермонтова, а увидев фильм “Выстрел” с Михаилом Казаковым перечитала “Повести Белкина”. Как видите, системы нет (смеется). В ближайших планах изучить творчество Павла Басинского.

  • Что бы вы сказали себе семилетней? А восьмидесятилетней?

Семилетней – ничего не бойся, ты всё сможешь! Восьмидесятилетней – ничего не бойся, ты всё сделала! Намечай новые планы!

Анна Григорьевна, спасибо за интересную беседу.

Наталья Игнатьева, Издательский центр НБ РС(Я)

Добавить комментарий