3 года назад 90
Встреча с ансамблем “Реченька” в Синске в июне 2021 года!
По заданию Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева мы с помощником Первого Президента Сергеем Поповым посетили с. Синск Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) для ознакомления с состоянием дел и поиском путей выхода из бедности для сельских жителей республики.
Я хорошо знаком с ансамблем “Реченька”, был на концерте в честь 40-летия ансамбля в ДДН им. Кулаковского в феврале 2016 года
Государевы ямщики! Ансамбль “Реченька” в Якутске!
и поэтому был рад новой встрече с ансамблем на
Турбаза «Ямщицкое подворье» в Синске!
Лидии и Ареса Яйлиян!
Как и дороги, почтовая служба (ямы) в России были наследием Золотой Орды.
О государевых ямщиках в
Википедии
:
Ямщи́к
— представитель особой межклассовой прослойки
тяглового
населения
Руси
, назначенный в установленном порядке из
крестьян
либо
горожан
для исполнения
ямской повинности
, включая
извоз
и почтовую
гоньбу
[1]
.До отмены
ямской
повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в
ямы
— поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для ведения хозяйства.Этимология
Ямщик (
др.-рус.
«ꙗмьщикъ», «ямьщикъ»
[3]
) — слово тюркского происхождения
[4]
. Слово «ям» (
др.-рус.
«ꙗмъ»), от которого происходит термин «ямщик», согласно исследованиям
И. И. Срезневского
, встречается в ярлыках ханов
Золотой Орды
, выдававшихся ими для русских князей. Он обозначает ямскую повинность, денежный сбор на ямскую гоньбу. Тот, кто взимал повинность с
гонцов
, в древнерусском языке назывался «ямник» («ꙗмьникъ»), начальник над «ямниками» назывался «ямщик» («ꙗмьщикъ»)
[3]
. Впоследствии самих гонцов стали называть «ямщиками» («ꙗмьщиками»).Как считает
Б. М. Кисин
, слово «ямщик» восходит к слову «ям», возникшему от
тат.
«дзям» — «дорога». Последнее также является исходным словом при образовании понятия «ямская повинность», которым обозначали тягловую повинность населения России XVI века. При этом ямщиком называли лицо, исполнявшего эту повинность
[5]
.Согласно
М. Фасмеру
, русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова
«jamčy»
(«
почтовый гонец
»)
[6]
.История
А. О. Орловский
. Тройка (Фельдъегерь). 1812
Н. Сверчков
. Тройка зимойЯмщики были
кучерами
, на
государственной службе
, выполнявшие
ямскую повинность
, установленную в XVII веке в
Русском царстве
для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд
[7]
.В XVI веке немецкий путешественник Герберштейн восторженно сообщал о ямской гоньбе в России. Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надёжность и быстрота доставки были не на должном уровне
[8]
.В «допетровское» время ямщики считались
служилыми людьми
«по прибору», так же как и
стрельцы
,
городовые казаки
и
пушкари
. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными.[
источник не указан 1456 дней
] Впоследствии ямщиков перевели в сословие
государственных крестьян
.Влияние на культуру
Фигура ямщика запечатлена во многих произведениях литературы, искусства и народного творчества, например:
А. С. Пушкин
.
Зимняя дорога
.
В. И. Майков
. Елисей, или Раздражённый Вакх
[12]
.
И. С. Никитин
.
Жена ямщика
;
Рассказ ямщика
.
Н. А. Некрасов
.
В дороге
.
А. П. Чехов
.
Происшествие (Рассказ ямщика)
;
Почта
.
В. Г. Короленко
. Государевы ямщики
[13]
.
С. А. Есенин
.
Ямщик
. Николай Симаков. Рассказ ямщика (Воспоминания, навеянные грустью)
[14]
. Павел Харитонов-Ойуку. Ямщики на Лене
[15]
. Картина
В. А. Тропинина
«Ямщик, опирающийся на кнутовище». Картина
А. Е. Архипова
«Рязанский ямщик». Множество народных песен (или ставших таковыми) —
«Рассказ ямщика»
(«
Когда я на почте служил ямщиком
…»), «Вот мчится тройка почтовая», «Однозвучно звенит колокольчик», «Вот мчится тройка удалая», «Степь да степь кругом»,
«Песнь ямщика»
и др., а также известный
романс
«
Ямщик, не гони лошадей
» (существует в нескольких версиях)
[16]
:Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,Ямщик, не гони лошадей.
Опера
«Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина
(1787)
[17]
. Песня
рок-группы
«Алиса»
«Ямщик»
[18]
(стихи
В. С. Высоцкого
; записана на альбоме «
Для тех, кто свалился с Луны
»). В
Гаврилов-Яме
Ярославской области
открыт Музей ямщика
[19]
. Управление федеральной почтовой связи
Иркутской области
— филиал ФГУП «
Почта России
» издаёт газету «Ямщик»
[20]
. Канадским обществом русской филателии (
англ.
Canadian Society of Russian Philately) выпускается
филателистический журнал
«Ямщик» (
The Post-Rider
, или
Yamschik
) На
воровском жаргоне
«ямщик» означает «содержатель
притона
, скупщик краденого».
О ямщиках на сайте
Крамола.инфо
:
Ямщик: особая каста среди русских
Ямы Империи
Фельдъегерь. Картина неизвестного художника с рис. А. Орловского. – Public domain
«Когда я на почте служил ямщиком» – эти слова из старой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте?
«Ямщик» – от слова «ям» – в Монгольской Империи Чингисхана это слово означало постройку на большой дороге, при которой содержались лошади. Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории.
Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи (а затем ее преемника – государства Золотая Орда) с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами.
«Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади» – писал о ямской службе XVI
писал о ямской службе XVI века австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн.
Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга (примерно столько составлял дневной прогон лошади). Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами (в начале XVIII века заменена налогами).
Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки (подводы), лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков – тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение – Ямской приказ.
Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких – ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным.
При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.
В 1693 году Петр Первый издал именной указ об организации почты «от Москвы на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Вагу». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков – особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге (если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке)».
В случае нарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос (а значит, снова пытки). А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких.
Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста – мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле (еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками), да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы – там возницы и селились.
В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка – так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей – например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе (возле нынешнего Павелецкого вокзала), где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра.
Потомки государевых ямщиков живут в селе Синск и сохраняют свою уникальную культуру. Об истории села и ансамбля «Реченька»:
Государевы ямщики! Ансамбль «Реченька» в Якутске!
Об ансамбле “Реченька” в клубе с. Синск.
Мы переправились через реку Синяя на веслах.
Нас ждал ансамбль “Реченька”.
Хлеб-соль и песня “Многая лета”.
Разжигается самовар.
Песня “Самовар”.
Ямщицкий хоровод “В хороводе были мы”.
Участники ансамбля “Реченька”.
Ямщицкие частушки на якутском языке! Поет Николай Нечаев.
Песня “Молодка”.
Поговорили с участниками ансамбля на разные темы и послушали замечательные песни!
Обсуждаем вопрос исчезновения якутского языка.
Песня “Сидел Ваня на диване”.
Песня “Катерина капитанша”
Песня “Вы послушайте стрелочки”. Поет Вадим Соловьев.
Песня “Наташа”. Исполняет Николай Нечаев.
Участники об истории ансамбля “Реченька”.
Обложка книги “Песни ямщицкого тракта”, издательство “Алаас”, 2018 г., составитель: Л.А.Яйлиян.
Желаю дальнейших успехов ансамблю “Реченька” и всем членам РПОО “Потомки государевых ямщиков” в Вашем благородном деле по сохранению и развитию культурного наследия ваших предков – приленских ямщиков!
Самое важное – вы передаете Вашу культуру молодому подрастающему поколению!
И еще раз большое спасибо Лидии и Аресу Яйлиян за гостеприимство, Аркадию Шадрину – главе Синского наслега за организацию нашей поездки в Синск!
Мои посты о государевых ямщиках:
Государевы ямщики! Ансамбль “Реченька” в Якутске!
Агдаакы – край с уникальной историей!
В Библиотеке-архиве Первого Президента прошла встреча А. Точенова с хангаласцами!
Экспедиция “Потомки государевых ямщиков”! Часть 1-я! Иркутская область!
Экспедиция “Потомки государевых ямщиков”! Часть 2-я! Республика Саха (Якутия)!
“Ямские бубенцы” над Крымом и Волгой!
Памяти приленских государевых ямщиков!
Анатолий Добрянцев – лауреат Всероссийской общественной премии “Гордость нации”!
О первых поселенцах на ямщицкой станции Жура
Традиции, фольклор, игры, обычаи ямщиков Кытыл — Дюры
Турбаза “Ямщицкое подворье” в Синске!
Музей «Ямщицкое подворье» в с. Синск Хангаласского улуса
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://nikbara.ykt.ru/
Мой сайт:
https://nikbara.ru/
Сайт об усадебном хозяйстве в Якутии
Мой канал в «Яндекс Дзен» –
NikBara
Просьба подписаться на мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб!
https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин
И на мои аккаунты в социальных сетях!
Я в Инстаграме @nb2015p
Персональная страница в “Фейсбуке”:
https://www.facebook.com/nikbaramygin/
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin
“Твиттер”
https://twitter.com/NBaramygin