3 года назад 188
Сахамин Афанасьев рассказал о тушении лесных пожаров и финансировании противопожарных мероприятий
На
сайте Министерства
экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)
помещена информация министра Сахамина Милановича Афанасьева о ситуации с тушением лесных пожаров в республике.
По просьбе министра поместил информацию в своем дневнике.
Фото из интернета.
08 июля 2021
Министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Сахамин Афанасьев ответил на вопросы, волнующие сейчас каждого жителя республики о ситуации с лесными пожарами, методах борьбы с огненной стихией, финансировании, авиации и нехватке специалистов.
– Сахамин Миланович, как проходит изначально процесс финансирования?
– Минэкологии РС(Я) ежегодно на предстоящий год проводится процесс бюджетных проектировок, то есть наши специалисты вылетают в Рослесхоз, работают с министерством финансов республики и планово защищают потребности в финансировании работ по охране лесов от пожаров.
– Что входит в понятие «тушение лесных пожаров»? Какие мероприятия ведутся?
– В тушении лесных пожаров имеется три направления: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, с использованием наземных и авиационных средств, прием и учет сообщений о лесных пожарах, далее мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, и в третьих – тушение лесных пожаров на землях лесного фонда. К примеру, на 2021 год планово Рослесхозом доведены лимиты на эти направления в размере 289 млн 776 тысяч рублей, в том числе на наблюдение и контроль 14 млн 926 тысяч, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров 140 млн 195 тысяч, на само тушение лесных пожаров на землях лесного фонда 108 млн 643 тысячи. По состоянию на июль месяц, на эти цели мы израсходовали 271,8 млн, на наблюдение и контроль – 6,8млн, на мониторинг пожарной опасности в лесах – 137 млн, на само тушение израсходовано 108,6 млн.руб.
– То есть мы, полностью израсходовали лимит бюджетных обязательств?
– Да, поясняю, что по состоянию на 7 июля, мы практически полностью израсходовали планово доведенные лимиты бюджетных обязательств.
– Поясните, пожалуйста, из чего состоит мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров?
– Мониторинг пожарной опасности в лесах состоит из двух направлений: это ИСДМ-Рослесхох – посредством спутникового мониторинга мы получаем данные. Здесь затраты Якутия не несет, получаем космические данные со спутника. А мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров мы проводим путем авиационного патрулирования. Для этого в начале года проводятся аукционы, подчеркиваю – аукционы, где определяются победители для оказания этого вида авиационных услуг. Это могут быть крупные авиаперевозчики, субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом отмечу, что аукционы проводятся через ГКУ «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» на определенных площадках. ГБУ «Авиалесоохрана» прямого доступа к исполнителям авиационных услуг не имеет. После аукциона Авиалесоохрана получает протоколы конкурсных процедур и на основании этого заключает госконтракт на выполнение данных видов работ. Повторю, объем работ на авиационный мониторинг в этом году по ГБУ «Авиалесоохрана» составил 135 млн 665 тысяч. Кроме того, заключаются отдельные госконтракты, в соответствии с конкурсными процедурами на тушение. Мониторинг может быть произведен малой авиацией, как Tundra, Cessna, АН-2. Цель мониторинга – это пролет летчика-наблюдателя по землям лесного фонда, чтобы выявить термоточки и дать карту-схему. Тушение лесных пожаров на землях лесного фонда – это уже другой вид авиационных работ, здесь применяются другие самолеты, АН-2, который может возить десантников, ну и в основном, привлекается вертолетная техника МИ-8. Для переброски ПДПС (парашютистно-десантная пожарная служба) с грузом, бутором лесопожарным, чтобы они тушили пожары в отдаленных землях, где нет доступа транспортным путем.
– Если израсходованы все федеральные средства на авиапатрулирование и тушение лесных пожаров, как вы тогда намерены дальше работать?
– В связи с тем, что плановые средства закончились, Глава республики Айсен Николаев обратился Председателю Правительства РФ к Михаилу Мишустину о выделении дополнительных средств, чтобы отстоять лесопожарный сезон. Михаил Владимирович пойдя навстречу, из резервного фонда Правительства России, по обращению Главы региона, выделил дополнительно 378 млн. 970 тысяч. В том числе на тушение лесных пожаров 305 млн. 021 тысячу, то есть для привлечения вертолетов с целью перебазирования парашютистов-десантников. А на мониторинг пожарной опасности в лесах – 73 млн. 949 тысяч.
– Скажите, а средства эти поступили?
– Средства федерального резервного фонда распределены распоряжением Правительства Российской Федерации, на объем лимитов бюджетных обязательств Авиалесоохрана заключает государственные контракты. Рослесхоз в пределах лимитов на основании актов приемок фактически выполненных работ осуществляет финансирование.
– Сейчас в социальной сети активно обсуждается вопрос об отсутствии у республики собственных бортов, как самолет-амфибия БЕ-200, самолет-зондировщик АН-26 «Циклон». Поясните, пожалуйста, возможно ли решить этот вопрос?
– Самолет-амфибию БЕ-200 мы привлекаем по заявке республики, это специальное воздушное судно, которое имеется только в МЧС России. Он у нас работает по заявке, мы оплачиваем ГСМ, проживание и питание экипажа. На эти цели нам выделили 50 млн рублей. Если пояснить по воздушному судну «Циклон» по искусственному вызыванию дождя, тоже работает по заявке нашей республики, содержание, топливо – все оплачивает ФГБУ «Авиалесоохрана» России. Вчера при вылете на лесной пожар с участием заместителя прокурора Дмитрия Викторовича Демешина, Глава региона Айсен Сергеевич обозначил вопрос увеличения парка самолетов АН-26 по типу «Циклона», в котором есть специальное оборудование, чтобы стрелять по облакам пиропатронами, для вызывания дождя. Потому что один самолет АН-26 не может покрыть потребности республики, он базируется в Иркутске, а у нас территория очень большая. Кроме этого, приняли решение, что будем обращаться в Правительство РФ, Министерство транспорта России, чтобы Якутия на следующий лесопожарный сезон смогла заказывать оборудование на имеющиеся самолеты для самостоятельного проведения работ по вызыванию осадков. Это инициатива Главы регионы и зампрокурора Дмитрий Викторович эту инициативу полностью поддержал. Это означает, что наша республика намерена обратиться к федеральным властям, к заводу-изготовителю, чтобы данное оборудование было изготовлено, что даст нам самостоятельно проводить эти виды работ. У нас потребность по вызыванию осадков огромная и уже республика будет заниматься этим вопросом системно. И еще один интересный момент, начальник ГБУ «Авиалесоохрана» Владимир Леонов вчера на облете доложил, что самолет типа АН-26 «Циклон» был спроектирован под условия Республики Саха (Якутия) для вызывания искусственных осадков в целях обработки земель сельхозназначения, чтобы пошел активный рост всходов на полях. Ведь начало лета у нас засушливое. Экспериментально этот самолет АН-26 был изготовлен в свое время по инициативе нашей республики. В ходе эксплуатации самолет показал свою эффективность. И только потом, это воздушное судно начали применять для тушения лесных пожаров. Отмечу, что уже сегодня стоит задача, чтобы самолетов «Циклон» стало больше.
– Сахамин Миланович, также в социальных сетях мелькает информация о том, что мобилизованное население на пожары покупает ГСМ сами, и питание тоже. Это так?
– Все зарегистрированные пожары, которые тушатся лесопожарными формированиями, финансируются и расход возмещается за счет республиканского бюджета. Механизм простой, в рамках Сводного плана в целях защиты населенных пунктов, население по мобилизационному плану выходит на тушение лесного пожара. Это требования федеральных и республиканских законов, и это относится к полномочиям местного самоуправления, чтобы население было задействовано в защите населенных пунктов, не в тушении лесного пожара, а именно в защите населенных пунктов. Следовательно, по договорам Якутлесресурсом все расходы возмещаются собственникам техники и физлицам, которые принимали участие на тушении пожаров. Но при этом не надо забывать, что есть инициатива гражданского общества, активистов, самих жителей муниципальных образований, которые иногда обращаются к своим землякам о сборе средств на тушение лесных пожаров. Я не могу сказать законно или не законна эта инициатива. Мы обязаны финансировать все расходы, которые несут лесопожарные формирования, в том числе мобилизованных лиц. Если идут обращения о сборе средств на ГСМ и питание, надо обращать внимание на людей, организацию, которая объявила о сборе. Если сборщик средств находится в Якутске, допустим землячества или НКО, хорошо известные землякам, то можно доверять такой общественной инициативе. Все вопросы по тушению лесных пожаров, по обеспечению ГСМ, питанию, шанцевому инструменту и.т.д решает на месте начальник оперативного штаба – глава района. У которого имеется муниципальный резерв и в случае израсходования муниципального резерва, республиканский штаб выделяет необходимую сумму для этих целей.
– Следующий вопрос о нехватке специалистов в лесной отрасли. Почему нельзя, допустим, увеличить штат Авиалесоохраны?
– Проблема возникшая вокруг лесных пожаров не в том, что лесопожарные не тушат пожары, а в физической нехватке сил и средств из-за большой площади лесного фонда республики (254 млн.га) и недостаточной численностью лесопожарных формирований. Это и как раз влечет низкую оперативность при тушении лесных пожаров. К примеру за счет бюджета республики мы содержим 2 организации: ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и ГБУ «Авиалесоохрана». Численность работников Якутлесресурса составляет 193 лесных пожарных, дополнительно набираем 223 сезонных работника. Численность Авиалесоохраны – 224 ПДПС, дополнительно набираем 150 сезонных работников.
– Правда ли что отдаленные лесные пожары не контролируются и местное население выходят сами тушить возгорания?
– Никак нет, каждый пожар мы смотрим посредством космического мониторинга, затем даем задание на авиапатрулирование, вылетает летчик и оперативно дает анализ текущей лесопожарной ситуации. По данному анализу мы принимаем управленческие решения: направить наземные службы, если есть дорога, либо авиационным путем перебрасываем десантников-пожарных. При наличии сил и средств у района, принимается решение направить на этот пожар как раз представителей муниципального уровня. Это целая система, которая работает годами, она создана не сегодня, и работает эффективно в самые сложные лесопожарные сезоны. Созданная система позволяет работать с пожарами. Признаюсь, трудно, потому что площади очень большие, удаленность мешает, недостаточность людей, но тем не менее, эта система есть, мы ее применяем и работаем.
– Еще один актуальный вопрос: почему в Якутии каждый год бушуют лесные пожары?
– Объяснение этому дает не только Минэкологии Якутии, но и ученые, лесоводы, климатологи и метеорологи. Основная причина весенних пожаров – человеческий фактор. К примеру, из 27 пожаров в период с мая по июнь мы установили 26 причастных к возникновению лесных пожаров. За нарушение правил пожарной безопасности надзорными органами составлено 333 протокола об административных правонарушениях. Это говорит о том, что есть вина человека. Но июльские лесные пожары по анализу метеоданных показывают, что они происходят из-за сухих гроз, в отдаленных местах, где нет человека. Там, где проходит грозовой фронт, и возникают как раз термоточки, переходящие в лесные пожары.
– Вернемся к вопросу аукционов. В сети Интернет опубликованы материалы о коррупции в закупках по авиационным услугам, что скажете?
– Да, действительно, информация размещена на известном сайте, от имени автора Егора Давыдова. Мы вышли на редакцию и попросили разместить наш официальный релиз, а также соединить с автором для дачи пояснений. К сожалению, автор обвиняющих статей не объявился. Здесь повторно отмечу, что на основании лимитов бюджетных обязательств ГБУ «Авиалесоохрана», в установленном порядке проводит конкурсные процедуры в начале года на мониторинг и тушение. То есть идёт подбор исполнителей. Процедуру аукциона проводит уполномоченный орган – ГКУ «Центр закупок Республики Саха (Якутия)». Сотрудники Авиалесоохраны не допускаются в состав конкурсной аукционной комиссии. Участники идут под номерами, они не известны. После аукциона комиссия Госкомзакупок подписывает протокол и передаёт в Авиалесоохрану для заключения государственного контракта. Процедура стандартная и направлена как раз на недопущение коррупции. Основным условием для участия в аукционе является наличие сертификата на воздушные суда, их наличие, ценовая политика и требования по участию субъектов малого и среднего предпринимательства. Подчеркну, что на этот процесс Авиалесоохрана влиять не может. Им приходится работать с теми исполнителями, которые выиграли аукцион. Процедура абсолютно прозрачная, стандартная, любой потенциальный участник может принять участие и на сайте можно ознакомиться с конкурсной документацией, участниками и с другой информацией. И все жалобы рассматриваются Управлением федеральной антимонопольной службы.
– Возникает такой вопрос, кому выгодно опорочить Авиалесоохрану?
– Вопрос этот остается открытым, поэтому я обратился в правоохранительные органы и к руководству рассмотреть анонимную публикацию, дать правовую оценку и привлечь к ответственности лиц, которые пытаются дать необъективную информацию, и остаться неизвестными.
– Сахамин Миланович, правда ли, что наняли всего один самолет и предпринимателя из другого субъекта? И все средства направлены ему?
– На основании лимитов бюджетных обязательств, на основании конкурсных процедур ГБУ “Авиалесоохрана” по контракту задействовало на мониторинг 21 воздушное судно, на тушение – 13 вертолетов. При этом отмечаю, что государственный лесной фонд он единый и воздушное пространство, в связи, с чем авиационные услуги могут проводить все эксплуатанты воздушных судов, обладающие сертификатом эксплуатанта, независимо от региона. Наоборот, якутские эксплуатанты могут участвовать в конкурсах Авиалесоохраны и других субъектов, а также проводить мониторинг и тушение. Также отмечу, что в минувшие дни в Якутск прибыло 2 вертолета МИ-8 Минобороны России. А вчера к нам прибыло еще 2 борта МИ-8 с водосливными устройствами Минобороны России. Кроме этого, на территории республики продолжает работу авиация МЧС России.
– Как известно, авиационные услуги стоят дорого. Сколько стоит в республике один авиационный час? И кто устанавливает цены?
– Авиаперевозчики самостоятельно устанавливают стоимость авиационного часа исходя из собственных затрат, цена зависит еще от типа воздушного судна, и варьируется он примерно от 177 тысяч до 284 рублей за один час работы. Допустим, у АН-2 летный час стоит около 177 тысяч, у МИ-8 стоимость варьируется в районе 230 и выше, а вот летный час у АН-26 стоит примерно 280 тысяч. В 2021 году контракты по тушению лесных пожаров заключаются без НДС, так как при оказании авиационных услуг для выполнения работ по тушению лесных пожаров, предоставленные авиационные услуги не облагаются НДС на основании подпункта 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. В связи с этим, стоимость летного часа на воздушные суда и привлекаемые на тушение лесных пожаров, даже уменьшилась по сравнению с 2020 годом.
Вчера Авиалесоохрана отметила 90-летие со дня первого в нашей стране полета с целью авиапатрулирования лесов. Пользуясь случаем поздравляю коллектив ГБУ “Авиалесоохрана” с этим знаменательным для всех нас событием.
Авиалесоохрана – единственная в нашей стране служба по обнаружению и тушению труднодоступных и удаленных лесных пожаров
. Коллектив Авиалесоохраны сегодня встречает юбилей далеко в лесу, борясь с огненной стихией. В этот день я выражаю слова благодарности нашим мужественным профессионалам за стойкость и самоотверженность. Вы надежно защищаете наши леса, каждый день несете героическую службу. Желаю вам всем крепкого здоровья, стойкости и терпения!
С праздником, коллеги!