Вселенная олонхо: Аан Алахчын хотун - Блоги Якутии

3 года назад 562

Вселенная олонхо: Аан Алахчын хотун






Иллюстрация И.Пестрякова к книге Куорсуннаах «Дьулуруйар Ньургун Боотур: Олонхо»



(из коллекции Владимира Потапова)



Об образе Аан Алахчын Хотун из монографии А.П.Решетниковой «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте»: «Обитающая в Аал Луук мас дух-хозяйка дерева и страны героя Аан Алахчын хотун (так мы будем называть ее, в разных олонхо именуемую по-разному) выступает носительницей тайных знаний, отвечая на все вопросы героя о его жизненном предназначении, родителях, суженой, врагах, будущем и т.д. В эпических сюжетах об одиноких героях она воспринимается и как мать ребенка, чудесным образом появившемся из Верхнего мира на ветвях Аал Луук мас – перекрестке трех миров. Она вскармливает младенца стекающим с листьев илгэ, нарекает имя. Перед походом и после него она прикладывает к своей груди не только одиноких героев, но и имеющих родителей богатырей. Относящаяся к группе иччи-покровителей героя, обитающая в сакрально отмеченной точке ландшафта, по-новому отражает нерасторжимую связь эпического первопредка с особым деревом, как бы выполняющим функцию порождения героя. Образ духа-хозяйки дерева – воспитательницы героя-первопредка этноса – это инновационная деталь древней тотемической идеи: непосредственное рождение человека из дерева кажется уже невозможным, возникает дополнительный антропоморфный образ чудесного воспитательницы. В олонхо «Бюдюрюйбэт Мюлдью Бёгё» Д.М.Говорова мы встречаем новационный сюжетный ход, когда само явление персонифицированного образа иччи земли заменено следующим образом. Герой в песенном обращении к родовому священному дереву высказывает соображение: «Говорят, что человек, созданный вместе с землей, по повелению богов должен иметь заступницу, назначение которой осчастливить будущее всей Средней земли. Дух этой богини-заступницы … должны были внедрить в родовое дерево. Если это правда – дай знать». Далее, находясь «во сне или в обмороке», он слышит ответное пение духа, прибывшего с теплым ветром и проникшего в дерево в виде светлого луча». Богиня обращается к небесному кузнецу с просьбой о закалке героя-защитника племени.


Что касается мужской ипостаси иччи земли, то только в одном олонхо «Кыыс Дьуурайа» Г.В.Дьякова жених девы-богатырки, побежденный ею, поет предсмертную песню, обращаясь не только к духу-хозяйке «изначальной страны», но и к духу-хозяину его «второй страны». Анализировавший этот необычный для олонхо образ Н.В.Емельянов отметил и другую инновационную особенность данного эпоса: смешение персонажей якутской и христианской мифологии (в этой же предсмертной песне упоминаются апостолы, ангелы).




С Аан Алахчын хотун связаны разнообразные песенные разделы, поскольку с этим образом связаны почти все наиболее значительные события в жизни эпического героя. Она поет при наречении имени, указывает местопребывание предназначенного коня, доспехов, оружия, благословляет перед походом, встречает после похода, часто именно она указывает суженую и т.д. Можно сказать, что все значительные события в движении биографии героя начинаются, получают импульс к развертыванию именно благодаря ей. Переходные обряды жизненного цикла героя эпоса сменяют друг друга с неуклонностью времен года. Предсказуемые, они составляют основные элементы композиции эпоса, являясь для сказителя удобными клише, благодаря которым огромные тексты эпосов укладывались в памяти: ведь олонхосут не вспоминает следующую поэтико-музыкальную строфу, а спокойно погружается во все детали очередного крупного блока. При этом он может опережающее решать, в зависимости от благожелательности слушателей, расширить или укоротить тот или иной сюжетный мотив. Выводя последующее из предыдущего, сказитель может вводить или сокращать отдельные сюжетные блоки.




Аан Алахчын хотун – это единственный явленный персонифицированный антропоморфный образ иччи в олонхо: остальные духи-хозяева даже в эпосе невидимы и безмолвны (кроме фантастических образов духов-хозяев Огненных морей Нижнего мира)».


Книгу А.П.Решетниковой «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте» читайте полностью в электронной библиотеке Национальной библиотеки РС(Я)

https://e.nlrs.ru/open/2217

.



П.А. Ойуунускай “Дьулуруйар Ньургун Боотур” олоҥхотуттан быһа тардыы. Арктикатааҕы государственнай культура уонна искусство институтун норуот уус-уран култууратын кафедратын студена Аина Михайлова толорор.


Көр-бу… Көр-бу…


Аанай абабын


​Көрөллөр көрбөттөөр??!!


Көхсүттэн тэһииннээх,


​Күн-өркөн ууһун, ​


Арҕаһыттан тэһииннээх, ​


Ахтар айыы аймаҕын ​


Аҕата буолбут ​


Үрүҥ Аар тойон аҕаккам!


​Истэ сэргэҕэлээн көрүй эрэ… ​


Ойон тахсар күннээх, ​


Охтон баранар мастаах


​Орто туруу дойдуга ​


Yс саханы ​


Үөскэтиҥ диэҥҥит, ​


Түөрт саханы ​


Төрөтүҥ диэҥҥит ​


Былыргы дьыл мындаатыгар, ​


Урукку дьыл улаҕатыгар


​Саха төрдө буолбут ​


Саха Саарын тойону,


​Сабыйа Баай хотуну


​Үөһээттэн этэҥҥит, ​


Үрдүктэн ыйаҥҥыт ​


Кэһиллибэт кэскиллээҥҥит ​


Киллэрбиккит буолбаат?!!



Добавить комментарий