3 года назад 562
Вселенная олонхо: Аан Алахчын хотун
Иллюстрация И.Пестрякова к книге Куорсуннаах «Дьулуруйар Ньургун Боотур: Олонхо»
(из коллекции Владимира Потапова)
Об образе Аан Алахчын Хотун из монографии А.П.Решетниковой «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте»: «Обитающая в Аал Луук мас дух-хозяйка дерева и страны героя Аан Алахчын хотун (так мы будем называть ее, в разных олонхо именуемую по-разному) выступает носительницей тайных знаний, отвечая на все вопросы героя о его жизненном предназначении, родителях, суженой, врагах, будущем и т.д. В эпических сюжетах об одиноких героях она воспринимается и как мать ребенка, чудесным образом появившемся из Верхнего мира на ветвях Аал Луук мас – перекрестке трех миров. Она вскармливает младенца стекающим с листьев илгэ, нарекает имя. Перед походом и после него она прикладывает к своей груди не только одиноких героев, но и имеющих родителей богатырей. Относящаяся к группе иччи-покровителей героя, обитающая в сакрально отмеченной точке ландшафта, по-новому отражает нерасторжимую связь эпического первопредка с особым деревом, как бы выполняющим функцию порождения героя. Образ духа-хозяйки дерева – воспитательницы героя-первопредка этноса – это инновационная деталь древней тотемической идеи: непосредственное рождение человека из дерева кажется уже невозможным, возникает дополнительный антропоморфный образ чудесного воспитательницы. В олонхо «Бюдюрюйбэт Мюлдью Бёгё» Д.М.Говорова мы встречаем новационный сюжетный ход, когда само явление персонифицированного образа иччи земли заменено следующим образом. Герой в песенном обращении к родовому священному дереву высказывает соображение: «Говорят, что человек, созданный вместе с землей, по повелению богов должен иметь заступницу, назначение которой осчастливить будущее всей Средней земли. Дух этой богини-заступницы … должны были внедрить в родовое дерево. Если это правда – дай знать». Далее, находясь «во сне или в обмороке», он слышит ответное пение духа, прибывшего с теплым ветром и проникшего в дерево в виде светлого луча». Богиня обращается к небесному кузнецу с просьбой о закалке героя-защитника племени.
Что касается мужской ипостаси иччи земли, то только в одном олонхо «Кыыс Дьуурайа» Г.В.Дьякова жених девы-богатырки, побежденный ею, поет предсмертную песню, обращаясь не только к духу-хозяйке «изначальной страны», но и к духу-хозяину его «второй страны». Анализировавший этот необычный для олонхо образ Н.В.Емельянов отметил и другую инновационную особенность данного эпоса: смешение персонажей якутской и христианской мифологии (в этой же предсмертной песне упоминаются апостолы, ангелы).
С Аан Алахчын хотун связаны разнообразные песенные разделы, поскольку с этим образом связаны почти все наиболее значительные события в жизни эпического героя. Она поет при наречении имени, указывает местопребывание предназначенного коня, доспехов, оружия, благословляет перед походом, встречает после похода, часто именно она указывает суженую и т.д. Можно сказать, что все значительные события в движении биографии героя начинаются, получают импульс к развертыванию именно благодаря ей. Переходные обряды жизненного цикла героя эпоса сменяют друг друга с неуклонностью времен года. Предсказуемые, они составляют основные элементы композиции эпоса, являясь для сказителя удобными клише, благодаря которым огромные тексты эпосов укладывались в памяти: ведь олонхосут не вспоминает следующую поэтико-музыкальную строфу, а спокойно погружается во все детали очередного крупного блока. При этом он может опережающее решать, в зависимости от благожелательности слушателей, расширить или укоротить тот или иной сюжетный мотив. Выводя последующее из предыдущего, сказитель может вводить или сокращать отдельные сюжетные блоки.
Аан Алахчын хотун – это единственный явленный персонифицированный антропоморфный образ иччи в олонхо: остальные духи-хозяева даже в эпосе невидимы и безмолвны (кроме фантастических образов духов-хозяев Огненных морей Нижнего мира)».
Книгу А.П.Решетниковой «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте» читайте полностью в электронной библиотеке Национальной библиотеки РС(Я)
https://e.nlrs.ru/open/2217
.
П.А. Ойуунускай “Дьулуруйар Ньургун Боотур” олоҥхотуттан быһа тардыы. Арктикатааҕы государственнай культура уонна искусство институтун норуот уус-уран култууратын кафедратын студена Аина Михайлова толорор.
Көр-бу… Көр-бу…
Аанай абабын
Көрөллөр көрбөттөөр??!!
Көхсүттэн тэһииннээх,
Күн-өркөн ууһун,
Арҕаһыттан тэһииннээх,
Ахтар айыы аймаҕын
Аҕата буолбут
Үрүҥ Аар тойон аҕаккам!
Истэ сэргэҕэлээн көрүй эрэ…
Ойон тахсар күннээх,
Охтон баранар мастаах
Орто туруу дойдуга
Yс саханы
Үөскэтиҥ диэҥҥит,
Түөрт саханы
Төрөтүҥ диэҥҥит
Былыргы дьыл мындаатыгар,
Урукку дьыл улаҕатыгар
Саха төрдө буолбут
Саха Саарын тойону,
Сабыйа Баай хотуну
Үөһээттэн этэҥҥит,
Үрдүктэн ыйаҥҥыт
Кэһиллибэт кэскиллээҥҥит
Киллэрбиккит буолбаат?!!