3 года назад 167
Серия подкастов о пути Театра Олонхо
Известный театральный критик, кандидат философских наук Валентина Чусовская о генезисе Театра Олонхо, о соотношении эстетики театра с классическими театрами мира. Валентина Александровна – автор пяти книг и множества статей, в которых исследуются проблемы театральной эстетики в контексте философии искусства.
Второй подкаст посвящен трем разным постановкам о суровой небесной воительнице «Кыыс Дэбилийэ» по эпосу олонхо Николая Бурнашева-Боодьоҕос. Спектакль о деве-воительнице был представлен на сцене Саха театра еще в 2000 году, режиссер – Андрей Борисов. И уже в 2001 году постановка получила российскую премию «Золотая маска». Тогда главную роль сыграла Степанида Борисова. А через 19 лет «Кыыс Дэбилийэ» был представлен молодым поколением – Учебным театром Арктического государственного института культуры и искусств. В этом году мы увидели третий спектакль: в постановке Степаниды Борисовой и уже на сцене Театра Олонхо. Главную роль сыграли Нюргуяна Маркова в первом составе и Анастасия Алексеева – во втором, она же представила Кыыс Дэбилийэ в студенческом спектакле в позапрошлом году. В подкасте Валентина Александровна делится своим открытием – прослеживающейся связью трех постановок.
В чем предназначение Театра Олонхо – об этом в третьей части подкаста «Код культуры». Валентина Чусовская: «Отчего зритель плачет? Не от того, что этот актер хорошо сыграл, или что герои поженились в конце. Зритель думает – где мой то путь. Я то иду по своему пути или нет. О, высшие силы, помогите, откройте. Вот ведь в чем смысл. Почему важно сохранить Театр Олонхо и внедрить в наше время. Потому что все привыкли к шоу – красиво, ярко, да еще и сентиментально. И все модные, красивые, и модную музыку слушаем, а в душе как было, так и есть. И даже хуже. Потому что в следующий раз это уже неинтересно, нужно другое что-то. Жвачка такая, которую нужно все время освежать. А в Олонхо, когда звучит тойук (ставка именно на длинные монологи, песнопения), смысл в том, чтобы мы улетели вместе с этим тойуком, переключились. Если в театре психологическом, назовем его условно – Станиславского, – сопереживание, если в театре Брехта, назовем его театр идей, – сомыслие, то в Театре Олонхо – совидение. И это видение является моментом переключения зрителя на другой уровень».
Подборка книг Валентины Чусовской, их можно найти в Электронной библиотеке Национальной библиотеки РС(Я) по указанным ссылкам:
1. Якутский театр Олонхо – классический театр народа саха. – Наука, 2013.
https://e.nlrs.ru/open/32255
2. И откроется им Чистая Земля…: размышления о медитативном театре Юрия Макарова.-Якутск, 2000.
https://e.nlrs.ru/open/32250
3. Встречи и расставания : Якут. гос. драмат. театр им. П. А. Ойунского. – Якутское книжное издательство, 1989.
https://e.nlrs.ru/open/14449
4. Пространственно-временной анализ формообразования в искусстве: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – Якутск, 1999.
https://e.nlrs.ru/open/4436
5. Специфика художественной формы в различных видах искусства: учебное пособие.-Издательство ДНиСПО МО РС (Я), 2000.
https://e.nlrs.ru/open/32251
6. Путь к театру олонхо: творчество режиссера Андрея Борисова. – Бичик, 2005.
https://e.nlrs.ru/open/14448
7. Редактор ТВ. Поэтика настоящего времени: учебное пособие. – Издательство БГУЭП, 2015.
https://e.nlrs.ru/open/32254
В электронном виде представлены также статьи автора в составе сборников, коллективных монографий, периодических изданий. Их легко найти, используя поисковик на
Официальный сайт Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) (nlrs.ru)
.