4 года назад 110
Национальная идея народосбережения. О новом облике и стимуле для экономического развития якутского села!
24 февраля 2021 года состоялось онлайн общественное обсуждение
«Национальная идея народосбережения – основа обращения Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева в марте 2020 года»
статьи М.Е.Николаева
О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха
с участием Первого Президента.
Представители Высшего Совета старейшин Республики Саха (Якутия), Общественной Палаты Республики Саха (Якутия) находились в республиканском конференц-зале “Сахамедия” и Доме общественных организаций.
Вашему вниманию официальные доклады, ссылки на мои посты с материалами обсуждения, фото и видео обсуждения.
Фотографии с ватсап и интернета.
На
сайте Общественной Палаты
РС (Я):
Якутскому селу необходим новый облик и стимул для экономического развития
Общественная Палата Республики Саха (Якутия) и Высший Совет старейшин (Ытык Субэ) Республики Саха (Якутия) провели 24 февраля общественное обсуждение на тему
«Национальная идея народосбережения – основа послания Первого Президента Республики Саха Якутия) М.Е. Николаева в марте 2020 года».
Предметом обсуждения стала статья Первого Президента РС (Я), Государственного советника РС (Я) М.Е. Николаева «О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха».Целью проведения общественного обсуждения стали три больших сферы:
новый облик, новые атрибуты якутского села; экономический прорыв, усадебные хозяйства; консолидация общества, демография села.
Модератором выступил председатель Комиссии по экономическому развитию, экологии и ЖКХ
Николай Барамыгин
. В слушаниях выступили председатель Высшего Совета старейшин РС (Я)
Люлия Григорьева
, председатель Общественной Палаты РС (Я)
Алексей Сергучев
, председатель Комиссии по АПК и развитию сельских территорий ОП РФ Юлия Оглоблина, член Общественной палаты РФ
Лена Ефремова
, специалист ФИЦ ЯНЦ
Дария Туманова
, член Высшего Совета старейшин
Иннокентий Аммосов
, председатель Постоянного комитета Ил Тумэн по селу и аграрной политике
Андрей Находкин
, министр сельского хозяйства РС (Я)
Александр Атласов
, доктор экономических наук, профессор СВФУ
Туйара Гаврильева
, руководитель Управления архитектуры при Главе РС (Я)
Ирина Алексеева
, представитель ВНИИ ГОЧС МЧС
Николай Находкин.
По видеоконференцсвязи подключились Варвара Соловьева
—
село Тит-Ары Хангаласского улуса, Нелли Трифонова
—
село Болугур Амгинского улуса, руководитель Сети сельских пространств коллективной работы «Сайдыы» Иван Степанов и главы наслегов 1 Жемкон и Дирин, глава МР «Намский улус» Юрий Слепцов, глава МР «Ленский район» Жумарт Абильманов, глава МР «Хангаласский улус» Олег Иринеев, глава МР «Нижнеколымский улус» Валерий Сентяков, 1 зам. главы МР «Чурапчинский улус» Алексей Егоров.Как сказала член Общественной палаты России
Лена Павловна Ефремова
, демографическую ситуацию в республике можно охарактеризовать как более благополучную по сравнению с другими регионами Дальнего Востока и всей страны. Городское население составляет 66% от общей численности, сельское
—
33%. В 2020 году численность сельского населения составила около 329 тыс. человек. Сократившись за последние 20 лет на 17 тыс. человек, что весьма негативно характеризует социальные и экономические процессы на селе.Интересные данные привела специалист-аналитик отдела региональных экономических и социальных исследований ФИЦ ЯНЦ СО РАН
Дарья Викторовна Туманова
. Если в 2000-м году количество сельского населения составляло 346 479 человек, то спустя 10 лет в 2020-м
—
329 288. С начала нулевых внутрирегиональная миграция стала преобладать над внешней. В 2019-м году ее доля была равна 58,4%, что привело к увеличению городского населения на 2,6 тыс. человек. Причем основную часть внутриреспубликанской миграции представляет сельская молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. Уровень возвратной миграции невысок, что приводит к резкому постарению населения в сельской местности и снижению демографического и трудового потенциала села.В Якутии наблюдается достаточно высокий уровень естественного прироста благодаря традиционно высокой рождаемости. Однако наблюдается постепенное снижение данного показателя, как в городской, так и в сельской местности.
Одной из проблем является
внебрачная рождаемость
. За последние 20 лет, с начала нулевых годов уровень рожающих вне брака женщин вырос с 32% до 40%. На селе эта цифра растет – за 20 лет увеличилась до 46%, то есть в 1,6 раза, что не может не вызывать тревогу. Более того, в отдельные годы уровень внебрачной рождаемости в некоторых улусах достигает 50% и более.Это свидетельствует об одном – снижении ценности семьи, изменении социально-культурных норм населения.Высокая доля умерших в трудоспособном возрасте представляет угрозу демографической безопасности региона. Наибольшее превышение смертности мужского населения над женским отмечается в молодом возрасте, в основном в возрастных группе 20-34 года. Число умерших мужчин в трудоспособном возрасте значительно превышает число женщин – в 2019-м году более чем в пять (!) раз. Что особенно тревожно, наблюдается значительное превышение над среднероссийскими показателями.
…Все выступления участников были наполнены тревогой и болью за судьбу нашей малой родины, якутского села.
После был озвучен
проект рекомендации
. Все участники должны с ней ознакомиться, внести поправки и принять в окончательном виде до 28 марта 2021 года.
Специалист ФИЦ ЯНЦ СО РАН Дарья Туманова прочитала доклад ”
Демографический аспект развития села в Республике Саха (Якутия): проблемы и пути их решения”
(планирую поместить в пост).
От Высшего Совета старейшин (Ытык Субэ) выступил Иннокентий Аммосов.
Доклад члена Высшего Совета Старейшин (Ытык Субэ) Республики Саха Иннокентия Аммосова
От Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха выступил председатель Постоянного комитета Ил Тумэн по селу и аграрной политике
Андрей Находкин.
Уважаемые участники общественных обсуждений!
Народосбережение
(обеспечение безопасности граждан, сохранение населения проживающего на территории страны, включая все социальные группы, вне зависимости от их социально-этического статуса, роли в экономической и трудовой жизни страны) – главная функция власти. Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивает приоритетность политики народосбережения – в своей программой статье 2012 года
[1]
, в обращении к гражданам России от 23.06.2020 года и других.Послание Михаила Ефимовича Николаева о народосбережении как национальная идея Республики Саха (Якутия) – своевременный и необходимый программный документ. В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года закреплена цель – создание благоприятных условий для развития ключевой ценности республики – человека. Достижение этой цели реализуется через 5 направлений и включает развитие экономики, социальной, охраны окружающей среды, пространственного развития. Так, государственная политика народосбережения в республике пронизывает все государственные усилия, не носит узковедомственный характер, а каждый принимаемый закон, каждая государственная программа, инвестиционная программа и национальный проект должны оцениваться с точки зрения этого приоритета.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) подготовлен и направлен в адрес общественной палаты обстоятельный перечень предложений для включения в проект рекомендаций, подготовленные постоянными комитетами Государственного Собрания по направлениям сегодняшнего обсуждения.
В настоящем выступлении коротко остановлюсь на основных направлениях.
Михаил Ефимович пишет:
Агломерации должны иметь не центростремительный, как сейчас, а центробежный вектор развития. Это означает, что пространственная стратегия развития региона направлена на создание комфортных условий для жизни населения, в первую очередь, за счет развития малых и средних городов и сел, которые являются опорными центрами расселения
В первую очередь,
речь идет о жилье
, строительстве усадебного жилья.Специфика жилищного фонда республики это:
– преобладание деревянного фонда – 54,5% общей площади жилья составляет деревянный жилфонд (для ДФО этот показатель 31%, для РФ – 17.6%);
– значительные объемы строительства жилья (2 место по ДФО), пи этом на ИЖС приходится 45,5% всего жилищного строительства в республике;
– самая высокая доля изношенного и аварийного жилищного фонда среди всех регионов ДФО (7,9%), с высоким темпом роста аварийного фонда (с 2010 г. его доля выросла в 2,5 раза);
– уровень благоустройства жилья ниже, чем в среднем по ДФО;
– при этом бытовые условия в городе и на селе существенно различаются, что представляется одним из факторов оттока сельских жителей в город. Так, в городе всеми видами благоустройства оборудовано
[2]
71,2% жилья, в сельской – 3,2% (
центральным отоплением
– 91,8% и 60,7% соответственно,
водопроводом
80,5% и 8%,
горячим водоснабжением
75,2% и 7%,
канализацией
– 80% и 9,1%). Газификацией охвачено 100 населенных пунктов в 10 районах в Центральной и Западной Якутии
[3]
.Это и не удивительно, ведь в Якутии, помимо высокой доли селян (34,1%), фиксируется рост численности населения (на 01.01.21 – 984,7 тыс человек или 101,3% к 2019 году). Высокие показатели рождаемости обеспечиваются высоким значением суммарного коэффициента рождаемости в сельской местности (2,8 при значении 1,67 среди городского населения).
Селяне строятся; в 2020 году построение 2,7 тыс индивидуальных жилых дома площадью 227 тыс. кв.м., из них 140,8 тыс. (или 61,8%) построено населением за счет собственных и заемных средств в сельской местности. Наибольшее количество жилья строится в самых крупных сельских населенных пунктах, таких как Амга, Верхневилюйск, Намцы, Сунтар, Чурапча, и в сельских пунктах тех районов республики, в которых есть города. Это, например, Нюрбинский, Вилюйский, Ленский районы, а также районы рядом с Якутском – во всех них люди строят не менее 10 тыс кв. м. жилья ежегодно.
В рамках Национального проекта «Жильё и городская среда» В Якутии набраны неплохие темпы переселения граждан из аварийного фонда
[4]
. В то же время, средства направляемые из Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение могут направляться в соответствии с федеральным законом на многоквартирные дома. Профильным комитетом Государственного Собрания (Ил Тумэн) разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 16 и 19.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который, в частности, вводит положение о возможности привлечения средств Фонда
для строительства индивидуальных жилых домов для граждан
при переселении из аварийного жилищного фонда. Законопроект нашел поддержку в регионах, в частности его поддержал Госсовет Республики Татарстан.Нужно работать над повышением
уровня благоустройства жилья
: дома усадебного типа, где нужно ежедневно топить печи твердым топливом, а туалет представляет собой сарайчик во дворе трудно назвать комфортным. Повышение благоустроенности жилья жителей республики является предметом внимания нескольких государственных программ республики и консолидируется в
Инвестиционной программе
Республики Саха (Якутия), где предусмотрены мероприятия по газоснабжению (в том числе в части обязательства консолидированного бюджета в соответствии с программой развития газификации и газоснабжения Якутии в 2021-2025 годы ПАО «Газпром»), водоснабжению, комплексному благоустройству домовладений и другие. В ноябре состоится правительственный час о механизмах контроля за исполнением Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), где вопросы ее реализации будут рассматриваться.По мнению экспертов
[5]
пандемия 2020 года спровоцировала отток населения из крупных городов в пригород, малые города и село; подобное поведение сохранится в перспективе. Следует ожидать возрождения малых городов и сельской местности с комфортными условиями жизни, рост удаленной занятости, развитие малоэтажного строительства, новых технологий энерго- и теплоснабжения и мы должны этим тенденциям следовать.Эффективным механизмом по созданию комфортных условий жизнедеятельности сельских территорий является
государственная программа Комплексное развитие сельских территорий
. Еще в 2019 году Госсобрание от имени ПА ДВиЗ направила обращение в адрес Правительства РФ с предложениями в проект государственной программы Российской Федерации «Устойчивое развитие сельских территорий».С начала 2020 года запущена
сельская ипотека
, по которому у Правительства Республики Саха (Якутия) принято решение о снижении ставок до 2% годовых. Ежегодно до 2025 года планируется обеспечить такими льготными кредитами по 500 семей в сельской местности. По итогам 2020 года выдано 201 кредит на сумму 488,8 млн рублей. а целом за прошедшие полгода с начала действия программы по сельской ипотеке только в Россельхозбанк заявок на кредит поступило уже на сумму 2,3 миллиарда рублей. Это свидетельствует, что население нуждается в жилищном кредитовании в сельской местности. Разумеется, с учетом большого запроса на такие ипотечные кредиты, есть смысл подумать о выделении определенной суммы в бюджете республики на субсидирование процентной ставки и на последующие годы. Ведь, несмотря на улучшения, уровень жизни населения остается ниже, чем в городе; среднемесячная зарплата в январе-июне 2020 года в сельской местности составляла 65,3 тыс. рублей, в среднем по региону – 74,8 тысяч. Правительством РФ увеличено финансирование мероприятий по комплексному развитию сельских территорий в 2021 году из Резервного фонда РФ на сумму 2,47 млрд рублей, Якутия получит 253 млн 318 тыс. рублей
[6]
, а также ещё 1,16 млрд рублей пойдёт на субсидирование программы сельской ипотеки под 3% годовых.По предложению профильного комитета в настоящее время разрабатываются проекты индивидуальных жилых домов с приложением сметной документации с последующим представлением любому желающему на безвозмездной основе.
Уровень жизни человека определяется реализацией его
конституционного права на труд
. В своем послании Михаил Ефимович приоритетной экономической моделью считает семейные фермы и предприятия, а также их объединения и различные кооперативы.Действительно, малые и средние формы хозяйствования преобладают в экономике северного сельского хозяйства. В республике на законодательном уровне закреплены
личные подсобные хозяйства
как субъекты сельскохозяйственной деятельности, закреплен
статус сайлыков
– форм сезонной сельскохозяйственной деятельности. совершенствуются механизмы поддержки производителей.Еще в 2015 году была принята Стратегия устойчивого развития сельских территорий России на период до 2030 года; в 2019 году принята Стратегия пространственного развития России на период до 2025 года, где одним из направлений пространственного развития страны определено повышение конкурентоспособности экономики сельских территорий путем формирования перспективных агропромышленных центров. Производство пищевой продукции, растениеводство и животноводство в данной Стратегии определены в числе
критически важных
отраслей Республики Саха (Якутия).Государственное Собрание считает необходимым соблюдать принцип государственной поддержки сельскохозяйственного производства, направленного на обеспечение самозанятости на селе, а развития конкурентоспособных направлений бизнеса на основе бережливого использования биологических и земельных ресурсов Якутии. Здесь перспективно использовать опыт скандинавских стран (Финляндии) по по синхронизации развития
сельского хозяйства с лесным законодательством
, тем самым дать возможность фермерам использовать лес.Эффективным считаем государственную поддержку и стимулирование сельскохозяйственной кооперации и фермерства; настаиваем на ежегодном сохранении финансирования из средств республиканского бюджета на
грантовую поддержку крестьянских и фермерских хозяйств
«Агростартап» и развития материально-технической базы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
.В 2020 году законодательно закреплен новый механизм
субсидирования на молоко и поголовье крупного рогатого скота
[7]
, в результате чего субвенции муниципальным районам в 2021 году вырастут на 1,4 млрд. рублей. Личным подсобным хозяйствам установлена поддержка в размере 35 тысяч рублей за единицу маточного поголовья, при этом, если личные подсобные хозяйства объединяются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, они могут сдавать молоко по повышенной цене, получая из государственного бюджета республики 50 рублей и не менее 10 рублей от заготовителя за литр молока.Отдельная проблема – организация
убоя сельскохозяйственных животных
. Народные депутаты в 2020 году инициировали поправки в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) и Закон Республики Саха (Якутия) «О табунном коневодстве», позволяющие владельцам производить убой своих лошадей на месте в отдаленных коневодческих базах, в населенных пунктах, где не имеется специализированных убойных цехов. Инициатива поддержана в первом чтении, включена в программу законодательной работы в 2021 году.Мы должны заниматься ростом продуктивности сельхозживотных и земель, более глубокой переработкой местного сельхозсырья с высокой добавленной стоимостью, внедрением эффективных механизмов хранения и сбыта готовой продукции, в том числе на экспорт.
Строгие региональные экологические стандарты, организация жизнеустройства в
гармонии с природой должны
пронизывать все сферы деятельности, а также общественное сознание.
В республике как субъекте России богатом не только полезными ископаемыми, но и природным капиталом лесов, пресных вод, биоразнообразия и уникальных природных ландшафтов. В соответствии с конституционными поправками, Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, а также, в соответствии с поправками, осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; условия для развития системы экологического образования и воспитания экологической культуры (ст. 114 Конституции РФ). Несмотря на унификацию правового регулирования законодательства в сфере природоохранного законодательства, в республике сформировано
уникальное законодательство
, например, по охране вечной мерзлоты (Якутия), об этнологической экспертизе, которое надо развивать.Парламент ставит вопросы финансового обеспечения исполнения переданных обязательств. Так, в 2019 и 2020 годы мы увидели, что полномочия по
тушению пожаров
переданные на субъектовый уровень не могут эффективно исполняться в регионах с большими площадями лесов (Якутия, Красноярский край, Иркутская область) в текущей методике расчета финансирования этих полномочий.Кроме того, есть определенная неурегулированность разграничения полномочий по вопросу
надзора по водным ресурсам
, что достаточно критично для регионов, где расположены большие объемы пресных вод и промышленных предприятий. Парламент осуществляет контроль хода реализации
последствий катастрофы на реке Вилюй.
Поведены парламентские слушания, по которым выработаны рекомендации по оздоровлению экологической ситуации в бассейне реки Вилюй и на реке Марха, контроль выполнения которых осуществляет профильный постоянный комитет. Одним из результатов парламентского контроля стала разработка и реализация программы развития систем водоснабжения Вилюйской группы улусов. Системная работа должна проводиться по разработке
концепции и схемы водоснабжения сельских территорий
, по сохранению реки Лена, по экологическому контролю и добровольному экологическому страхованию предприятий. Все это в комплексе должно воспитать в жителях и хозяйственных субъектов соответствующее отношение к окружающей среде.
Необходимо перейти на новую парадигму
организации местного самоуправления
, которая развивала бы гражданскую ответственность и инициативу граждан, покончила бы с иждивенчеством и патернализмом, действительно была народной публичной властью.
Поправкой к конституции РФ введено новое конституционное понятие – «единая система публичной власти», куда входят государственные органы и муниципальные органы. Под единством понимается, прежде всего,
функциональное единство
, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории, при сохранении самостоятельности местного самоуправления в пределах полномочий.Это изменение предполагает изменения законодательства в вопросах деятельности органов местного самоуправления. В республике потребуется внесение изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З № 349-III «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». Развитие это положение уже получило в ФЗ о Государственном Совете РФ, который становится органом, отчасти гармонизирующим публичную власть в вопросах выработки стратегические решений государственного строительства; законом определено, что в его состав могу входить представители муниципальных образований. Самое главное – разграниченные расходные полномочия должны быть подкреплены
соответствующими доходными источниками
на каждом уровне публичной власти.На федеральном уровне до 1 октября 2021 года предстоит принять основы государственной политики в области развития местного самоуправления. Предлагаю Общественной палате республики подключится к данной работе, которая проводится профильными министерствами Российской Федерации (министерство экономического развития РФ и Министерство юстиции РФ).
В заключении, отмечу, что одной из проблем в отношении развития сельских территорий является необходимость реализации территориального подхода в отношении отраслевых госпрограмм республики; такой подход позволит консолидировать ресурсы в сельских поселениях по мере создания новых точек роста местного производства исходя из наличия соответствующего потенциала и более рационально использовать имеющиеся ресурсы на качественный рост сельской экономики Якутии в новых условиях.
[1]
https://www.kp.ru/daily/3759/2807793/
[2]
Данные Саха(Якутия)стат по итогам 2019 года.
[3]
По данным Минпромгеологии РС (Я) – Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Мирнинский, Ленский. Также сжиженным газом обеспечена часть жилого фонда в Алданском и Таттинском районах.
[4]
Кассовый остаток на 01.01.2021 году в размере 13 012 млн рублей включает в себя объемы 2020 и 2021 годов на реализацию адресной программы в 2020-2021 годы и 2021-2022 годы: в том числе на реализацию программы 2020 года со сроком исполнения до 31.12.2021 г. – 1 800 млн. рублей; на реализацию программы 2021 года со сроком исполнения до 31.12.2022 года – 10 200 млн. рублей.
[5]
Доклад РАНХиГС «Перспективы развития городской среды России и ее адаптации к последствиям COVID-19»,
https://www.ranepa.ru/documents/10-07-2020-sosnin.pdf
, материалы Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и другие
[6]
Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2021 г. № 349-р
[7]
Закон РС (Я) от 2 декабря 2020 года 2282-З № 475-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства».
С докладом о развитии личных подсобных хозяйств граждан выступил Министр сельского хозяйства РС (Я) Александр Атласов.
Личные подсобные хозяйства граждан остаются для сельского хозяйства республики ведущей производительной силой – на их долю приходится 47 процентов общего объема сельхозпроизводства, что гораздо выше среднего уровня по стране.
На сегодня Якутия занимает 19 место среди регионов России по доле ЛПХ в общем объеме сельхозпроизводства.
При этом мы находимся на 24 месте по доле сельского населения.
В расчете на 1 сельского жителя в республике производится сельхозпродукции ЛПХ на 37 тыс. рублей в год, что на 16 процентов ниже среднего уровня по стране. С другой стороны, что на селе проживает одна треть населения Якутии, а в целом по стране – только одна четверть.
По объему располагаемых ресурсов домашних хозяйств, проживающих на селе, Якутия занимает 4 место среди субъектов России, со значением 37 тысяч рублей в месяц на 1 члена домашнего хозяйства за 2019 год. Это в 2 раза выше прожиточного минимума в республике.
При этом разрыв с доходами городских домохозяйств составляет всего 16 процентов за счет обширной сети учреждений бюджетной сферы во всех сельских поселениях нашей республики.
В среднем по России доходы сельских домохозяйств на 36 процентов ниже городских.
По итогам Всероссийской сельхозпереписи 2016 года было учтено 97 тысяч ЛПХ граждан, из них на сегодня 91 тысяча сохранили в пользовании земельные площади.
В похозяйственных книгах органов МСУ учтено 70 тысяч ЛПХ, из них 28 тысяч охвачено кредитной кооперацией, что подчеркивает недоступность филиальной сети банковских учреждений на селе.
Кроме того, 9,5 тысяч ЛПХ охвачены потребительской кооперацией иных видов.
Почти 14 тысяч ЛПХ учтено в ФГИС «Меркурий» как участники оборота подконтрольных товаров в части реализации собственной сельхозпродукции, в том числе сырое молоко. Это составляет 20 процентов от общего количества ЛПХ граждан, учтенных в похозяйственных книгах.
Сейчас проводится адресная работа по включению ЛПХ в Единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве, чтобы довести им
новую субсидию по ставке 35 тыс. рублей на 1 голову коровы
– это дополнительные бюджетные средства в размере
1,2 млрд. рублей
к имеющимся 2 млрд. 862 млн. рублей на заготовку сырого молока.
На сегодня поданы заявки от 11,5 тысяч ЛПХ, имеющих 22 тыс. коров. Всего в хозяйствах населения насчитывается 35 тыс. коров, но часть ЛПХ будет выбирать вариант сдачи сырого молока через потребительский кооператив, имеющий оборудованный ЖВК.
Следует отметить, что с каждым годом увеличивается объем господдержки, по которым получателей определяют муниципальные образования. В 2020 году объем направленных субвенций районам составил 4 млрд. 277 млн. рублей, а на 2021 год – уже 5 млрд. 754 млн. рублей.
Таким образом, доля средств, по которым получателей определяют сами муниципальные районы и городские округа, возрастет от 45 до 62 процентов от общего лимита госпрограммы, курируемой Минсельхозом.
Здесь мы полностью солидарны с позицией Первого Президента республики Михаила Ефимовича Николаева, что финансовые ресурсы должны передаваться муниципальным районам. В нашем случае в в
е
дении районов также находятся и районные управления сельского хозяйства со штатной численностью 571 единица.
С этого года мы планируем
второе новое направление поддержки ЛПХ
– это предоставление
льготных займов Фонда поддержки АПК на сумму не менее 55 млн. рублей
на приобретение поросят, птицы и кроликов.
В целом на долю ЛПХ в нашей республике приходится 55 процентов поголовья КРС, 38 процентов поголовья лошадей и подавляющая часть коз, овец и кроликов. В части производства – порядка половины молока и мяса, почти 70 процентов картофеля.
В 15 районах республики доля ЛПХ в сельхозпроизводстве превышает 50 процентов. Из крупных сельхозрайонов следует отметить Олекминский (69%), Верхневилюйский (68%) и Чурапчинский (62%) улусы.
В 8 районах соотношение объема сельхозпроизводства и валового муниципального продукта превышает 20 процентов (в том числе в Чурапчинском и Таттинском улусах – свыше 30 процентов). Всё это говорит о важности поддержки ЛПХ в целом для экономики муниципальных районов.
Группировка поселений по численности населения показывает максимальную долю ЛПХ в объеме сельхозпроизводства в сельских поселениях от 5 тысяч человек, а также в городских поселениях с сельскими населенными пунктами.
С другой стороны, только у 11 поселений республики объем сельхозпроизводства в ЛПХ в расчете на 1 жителя превышает 100 тыс. рублей. Из них у 6 поселений численность населения составляет от 400 до 600 человек. Эта размерность и может послужить моделью современного облика села в условиях Якутии с низкой продуктивностью сельхозугодий.
Проблемой остается низкий уровень реализации произведенной продукции – только 37 процентов реализуется на потребительском рынке и приносит денежные доходы.
Одним из препятствий является несовершенство законодательства о контрактной системе, что усложняет хозяйствам продажу своей продукции школам и детским садам. По данным Минфина республики, за 2020 год муниципальными и госзаказчиками приобретено сельхозпродукции и пищевых продуктов на 775 млн. рублей, из них только 7,5 процентов куплено у местных товаропроизводителей.
В целом объем местного производства пищевых продуктов обеспечивает только 9 процентов общего объема реализации продтоваров в республике.
По расчетам Росстата, уровень самообеспеченности республики в картофеле составляет 67 процентов, в молоке и яйцах – 57 процентов, в овощах и мясе – менее 40 процентов.
В абсолютном выражении объем ввоза в республику мяса составил 63 тысяч тонн, молочной продукции – 120 тысяч тонн, картофеля и овощей – 85 тысяч тонн, яиц – 103 млн. штук.
Понятно, что задачей Минсельхоза является заместить часть этого ввоза путем стимулирования роста местного производства.
Но проблемой является качество использования сельхозугодий внутри наслегов, где Минсельхоз не имеет права вмешиваться. На сегодня в сельхозобороте находится 724 тыс. га, или всего 44 процента имеющихся сельхозугодий. Из используемых угодий более половины земель закреплено за ЛПХ граждан.
При этом средний уровень получения сельхозпродукции с 1 используемого гектара у ЛПХ в 2 раза ниже, чем у фермеров – всего 32 тыс. рублей с 1 гектара за 2019 год.
Из общей площади земель, используемых ЛПХ граждан, всего лишь 30 процентов оформлено в личную собственность, еще 40 процентов – в аренде, 30 процентов – в иных правах пользования.
Ограничения, налагаемые Земельным кодексом, по сути, не позволяют использовать сельхозугодья как капитал и тем самым сформировать класс эффективных собственников, которые могли бы вкладываться в сохранение продуктивности земель.
В прошлом году было использовано всего 60 процентов имеющихся сенокосных угодий и 51 процент пашни. То есть заброшенными являются 334 тыс. га сенокосов и пашни, которые быстро деградируют в условиях мерзлотных почв.
Мелиоративными системами, построенным в советское время, охвачено всего 20 процентов сенокосов, из них фактически эксплуатируемыми за счет бюджетных средств – менее 9 процентов.
Здесь заключается одно из ключевых противоречий – согласно законодательству мелиоративные системы обязаны содержать субъекты РФ, а собственниками мелиорируемых земель в основном являются муниципальные образования, которые могут сдавать их в аренду, в том числе ЛПХ, без учета мнения Минсельхоза.
В федеральном законе об обороте земель сельхозназначения имеется шестая статья о принудительном изъятии земель в судебном порядке. В сентябре прошлого года Правительство России актуализировало постановление о признаках неиспользования по целевому назначению. Теперь к ним относится одновременное доказывание следующих фактов:
Первое – это более 50 процентов зарастания, дерна, деградации.
Второе – это отсутствие ведения сельхоздеятельности на оставшейся площади либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентов площади.
В Якутии практика судебного изъятия сельхозугодий еще отсутствует, хотя это позволило бы решить проблему с теми собственниками и долгосрочными арендаторами сельхозугодий, которые сами не занимаются производством, а сдают в субаренду на кабальных условиях, в том числе начинающим фермерам, которые получают бюджетные гранты, но не имеют земель.
Но для этого необходима реализация главами муниципальных районов имеющихся полномочий районных КУМИ, работа которых затруднена из-за независимости глав поселений от глав районов.
Например, проводимая сейчас работа по внесению сведений о контурах и землепользователях в Геоаналитическую информационную систему МИЗО показала значительные расхождения с данными Росреестра по площади сельхозугодий.
Отдельные районные УСХ не владеют адресной информацией о фактических пользователях сельхозугодий, так как многие уклоняются от уплаты земельного налога и арендной платы за землю.
При этом Минсельхоз России уже анонсировал, что условием предоставления субсидии из федерального бюджета станет наличие цифрового профиля сельхозугодья в ЕФИС ЗСН.
Такая ситуация подрывает доходную базу не только местных бюджетов, но и товаропроизводителей всех категорий, в том числе ЛПХ, которые согласно новым требованиям бюджетного законодательства должны быть персонально учтены в информационных системах.
Например, по субсидиям на перевозку кормов часть физических лиц, заявивших о нехватке кормов для КРС, не смогли доказать свой статус ЛПХ, который определяется не только записью в похозяйственной книге, но прежде всего наличием
государственной регистрации прав на земельный участок
, что прямо указано в статье 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».
Поэтому сейчас Минсельхоз требует копии документов, подтверждающих право пользования гражданина земельными участками для ведения ЛПХ. Это может быть как сельхозугодьем, так и личным подворьем.
В рамках политики цифровизации всех отраслей экономики начата работа по чипированию поголовья КРС с внесением данных в АИС «RegAGRO». До 1 апреля этого года должно быть прочипировано 70 процентов КРС республики.
Сейчас ведется подготовительная работа по внедрению в составе RegAGRO модуля
электронной похозяйственной книги,
что является
организационной мерой поддержки ЛПХ для гарантирования получения ими господдержки.
Но здесь необходимы встречные усилия со стороны администраций поселений и специалистов сельского хозяйства поселений, которые еще с 2012 года находятся в ведении районов.
Профессор СВФУ, д.э.н. Туйара Гаврильева выступила с докладом
Эволюция системы расселения Якутии: долгосрочные тренды и видение будущего
Руководитель Управления архитектуры при Главе РС (Я) Ирина Алексеева рассказала об архитектурных решениях развития городских и сельских пространств.
Представитель ВНИИ ГОЧС МЧС РФ Николай Находкин выступил с докладом
Электричество и интернет в тайге и тундре! Традиционная хозяйственная деятельность и инновации
На общественном обсуждении статьи М.Е.Николаева
О пространственном развитии и территориальном управлении в контексте народосбережения в Республике Саха
выступили представители с мест.
Семья Соловьевых из с. Тит-Ары рассказала о своем решении переехать из г. Якутск в родное село. Они оба художники, супруга работает в сельском клубе, а Олег Соловьев фрилансер и работает через интернет, благо в селе есть 4 джи сотовая связь.
Нелли Протодьяконова связалась с нами из с. Болугур Амгинского улуса. Она дипломированный психолог и коуч и также работает с клиентами через интернет. Ее рассказ о своем хозяйстве – это иллюстрация доклада Николая Находкина о роли современных технологий.
Состоялось выступление директора АНО по поддержке стратегических инициатив «Индустрия Будущего», руководителя Сети сельских пространств коллективной работы «Сайдыы» Ивана Степанова и главы 1-го Жемконского наслега Хангаласского улуса Дмитрия Варламова (планирую поместить в пост).
Выступили главы Намского улуса Юрий Слепцов (планирую разместить пост).
Также выступил 1 зам. главы Чурапчинского улуса Алексей Егоров.
Глава Хангаласского улуса – Олег Иринеев.
Выступление главы Ленского улуса Жумарта Абильманова. Рядом находится член Общественной Палаты РС (Я) от Ленского улуса Александр Саморцев.
В прениях выступил общественник из Чурапчинского улуса Иван Пономарев (на якутском языке).
Выступили глава города Нюрба Александр Иванов и глава Жарханского наслега Олекминского улуса Николай Копылов.
Выступил член Общественной Палаты РС (Я) Иван Горохов (планирую разместить пост).
Выступил помощник Первого Президента РС (Я) Сергей Попов.
На сайте Общественной Палаты РС (Я) размещен
проект рекомендации
. Все участники должны с ней ознакомиться, внести поправки и принять в окончательном виде.
Фото моментов общественного обсуждения.
Фото участников общественного обсуждения.
Полное видео онлайн-трансляции общественного обсуждения на Ютуб канале «Сахамедиа»:
Краткие выводы.
В рамках подготовки общественных слушаний в Общественной Палате РС (Я) совместно с Высшим Советом старейшин РС (Я) была 10 февраля 2021 года
проведена видеоконференция о реализации проекта «Сеть сельских пространств коллективной работы «Сайдыы» в муниципальных образованиях республики».
Члены Высшего Совета старейшин РС (Я) и Общественной палаты РС (Я) провели выезды в сельские улусы республики. С участием членов Общественной Палаты РС (Я) открыт сайт по усадебным хозяйствам и семейной экономике в Республике Саха (Якутия)
usadbaykt.ru.
Удручающие перспективы демографии сельского населения Республики Саха (Якутия). Продолжается высокая смертность мужского населения. Рождение 50% детей вне законного брака показывает огромные проблемы в функционировании семьи. Острая проблема безработицы и бедности сельского населения.
Главным фундаментом жизни сельского населения было и будет ведение собственного частного усадебного хозяйства и сейчас ЛПХ остаются крупнейшими производителями с/х продукции в республике.
Расширяется география улусов активно внедряющих поддержку семейной экономики по указанию Ил Дархана Айсена Николаева.
Надо изучить как решаются вопросы выращивания рассады огородных культур. И также решить вопрос обновления семенного фонда, например, пришло время поменять сорта картофеля.
И самое главное – создать систему сбыта: без реализации выращенной продукции увеличение доходов сельского населения невозможно!
Мои посты об общественном обсуждении статьи М.Е.Николаева:
Выступление М.Е.Николаева на Круглом Столе Ил Тумэн РС (Я) по вопросам местного самоуправления
Мои вопросы на пресс-конференции спикера Ил Тумэн РС (Я) Петра Гоголева
Проект «Сайдыы» (Развитие) и новый сайт об усадебном хозяйстве Якутии
Национальная идея народосбережения Республики Саха (Якутия)
Доклад члена Высшего Совета Старейшин (Ытык Субэ) Республики Саха Иннокентия Аммосова
Эволюция системы расселения Якутии: долгосрочные тренды и видение будущего
Электричество и интернет в тайге и тундре! Традиционная хозяйственная деятельность и инновации
Направления развития МР «Намский улус». 24.02.2021 г.
Моя страница в Дневниках якт ру.:
https://nikbara.ykt.ru/
Мой сайт:
https://nikbara.ru/
Мой канал в «Яндекс Дзен» –
NikBara
Просьба подписаться на мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб!
https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин
И на мои аккаунты в социальных сетях!
Я в Инстаграме @nb2015p
Персональная страница в “Фейсбуке”:
https://www.facebook.com/nikbaramygin/
«Одноклассниках»
https://ok.ru/profile/500676253992
«В контакте»
https://vk.com/nbaramygin
“Твиттер”
https://twitter.com/NBaramygin