4 года назад 133
А ведь оскаровская «Земля кочевников» это реквием по «великой Америке»
Сразу по оглашении оскаровских номинантов, специально посмотрел «Землю кочевников» американского режиссера китайского происхождения, от которой китайские СМИ через день успели откреститься из-за ее критики внутренней китайской политики. А ведь это был исторический факт победы женщины режиссера, причем иностранного происхождения в престижнейшем кинематографическом конкурсе!Так что, якутским режиссерам можно теперь не только мечтать об Оскаре, но много работать)).
Конечно же это фильм-метафора, по всей видимости, уходящей навсегда Америки, образ которой мы хорошо знали по продукции фабрики грез. Повествование местами переходит в форму «документалки»,с реальными жителями США, а не профессиональными актерами, усиливая эффект демифологизации образа Америки. Многие бы сказали – «мы не знаем такой Америки!» Но, как видим, киноакадемики настроены на этом переломном историческом этапе для США и всего мира иначе, и идеи либеральной демократии глобалистов, которые всегда продвигает Голливуд, стали им не указом. Поэтому решение киноакадемиков видится Манифестом американской культуры! Наверное пришло время, расстаться с великими киношными образами Америки?!
Знаков в киноленте, если присмотреться, довольно много. Это и название закрывшейся компании «USG» (“US +G” можно интерпретировать как UnitedStates…Grave – “могила США”) и города «Empire» (империя с англ.), который после смерти мужа оставляет героиня по имени Ферн, сыгранная популярной сегодня актрисой
Фрэнсис Мак Дорманд
. Тоска, сквозящая отовсюду, проникает в зрителя. Параллели, оттеняемые образом динозавров, которые вымерли, превратившись в окаменелости, усиливают мысль об окончании «великой эпохи», аих 25-метровые чучела в парке или заброшенные автобусы бывшей американской мечты нарочито настаивают на данной мысли. Остается лишь непоколебимый образ вечной Америки, – ее природы, которая оказывается равнодушной и даже презрительной к уходящей «великой» стране. Вот ее реальное настоящее говорят горы и долины, а все, что было с великой страной оказалось киношным фейком?!
Но белая Америка умирает достойно, без сожалений, храня лучшие традиции поколением «за шестьдесят». Это напомнило нам культуру коренных американцев, – индейцев, которая тоже уходила с исторической сцены достойно, вглядываясь в последние для них красивые вечерние закаты, сидя у ночных костров и всматриваясь в вершины вековых секвой. Прогноз однозначный – пришла пора уйти со сцены самой белой Америке с ее традициями.
«Земля кочевников» становится метафорой последней кочевки той трейлерной Америки пионеров, покоривших Дикий Запад. Кочевки в небытие. Примечательно, что Американская академия кинематографических искусств и наук прочувствовала один из последних трубных звуков страны-цивилизации тотального модерна. Фильм-реквием, который стоит посмотреть, чтобы почувствовать то, что уходит из Америки, да и всей мировой культуры навсегда. Хлоя Чжао, режиссер женщина, китайского происхождения сумела заглянуть в недалекое будущее.
Алексей Пудов,
фото кинокадров картины