Музыкальная медитация Театра Олонхо - Блоги Якутии

5 дней назад 79

Музыкальная медитация Театра Олонхо

Ренессанс смычковых музыкальных инструментов случился не так давно, являясь продуктом развития музыкальной культуры, ренессансных процессов в этнокультурном комплексе нашей республики. Во многом популярности инструменту придали эксперименты с аутентичным звуком, например, известного мастера и импровизатора Руслана Прокопьевича Габышева, инструменты которого могут «говорить» и «петь» человеческим голосом и явлениями природы, так как струны выполнены из конских волос определенно выбранных якутских лошадей.

В республике на возрожденном из забытия с середины XX века струнно-смычковом инструменте кыл, сегодня уже играют около 1000 человек. На открытии Ысыаха Олонхо в Амге выступили 120 музыкантов на кылыһах-кырыымпе, сообщила Анна Томская, руководитель ансамбля «Кыл Саха» при Национальном театра танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола.

Исполнение, наполненное своеобразным якутским мелосом (https://rutube.ru/video/26ed1052b773a4e279aaf954a19aac8a/) с использованием национальных, порой экзотичных инструментов, сегодня присутствует и в исполнении современных балетов на сцене «Большого театра Якутии» (https://rutube.ru/video/40e5dc6657d3145a49980f3b552b738c/?r=wd) и других национальных театрах республики.

Вчера отдельным медитативным исполнением «Иһийэн Иһиллэн» музыкальных импровизаций, отметился наш Театр Олонхо. Постановка Павла Колесова вместе со своими коллегами произвела на многих зрителей неизгладимое впечатление, заставив сопереживать буквально до слез и как наяву видеть картины, навеянные исполнителями, среди которых было два гитариста, два вокальных исполнителя и артисты, использующие национальные якутские инструменты — духовые, ударные, смычковые и варганные.

Звучание инструментов и голосовые партии заставили активно включиться образные фантазии зрителей, а подоплекой импровизации стали эпические зачины, ассоциируемые со структурой Олонхо, где важно перемещение картин мирной земной жизни к случившейся беде, затем борьбе доброго и инфернального начала и, в конце, — победы добра над злом, которое онтологически оказывается неистребимым в этом мире, ибо порождает те самые колебания начал, в том числе, как оказалось — акустических, рождающих магический звук.

В национальной музыкальной культуре происходят активные творческие процессы, которые могут со временем кардинально трансформировать этнокультурные сценические искусства, создав новые формы и каноны, вбирающие в себя эстетику ритуальности, музыкальной и пластической медитативности, их синтеза, а это может родить со временем новый вид, не побоимся сказать, театральной формы, к которой давно идут представители творческой интеллигенции. Кстати, сегодня ансамбль «Кыл Саха» отмечая свое 10-летие, также проводит свой творческий вечер.

Предлагаем отрывки из вчерашнего музыкального перформанса Театра Олонхо. Приятного просмотра!

https://rutube.ru/video/private/298ed97b3722fb17aee8bc983dbf784f/?p=qa9ZeDZOwgzXhfXkM5ITbQ

https://youtu.be/W_qq3P2rG-I

Фото: Пресс-службы АН РС (Я)

Источник: Алексей Пудов с использованием материалов: https://sakhalife.ru/i-u-dimasha-v-kollekczii-nash-kyl-kyly%d2%bbah/

Добавить комментарий