Обеспечение населения продовольствием в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) - Блоги Якутии
Архив автора

3 года назад 138

Обеспечение населения продовольствием в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)

18 декабря 2020 года прошло расширенное заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики на тему «Обеспечение населения продовольствием в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)» с участием комитетов по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, по селу и аграрной политике, по экономической, инвестиционной и промышленной политике, заместителя Председателя Правительства РС (Я) Никифорова М.В., представителей исполнительных органов власти РС (Я), членов Общественной Палаты Республики Саха (Якутия), члена Общественного Совета Минвостокразвития и Арктики РФ Т.Асаевой, глав муниципальных образований, общественников и журналистов.

Вашему вниманию материалы и полное видео заседания.

Фото с сайта Ил Тумэн РС (Я).

На расширенном заседании комитета  по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики рассмотрены вопросы северного завоза


На

сайте Государственного Собрания

(Ил Тумэн) РС (Я).

На расширенном заседании комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики рассмотрены вопросы северного завоза


В Государственном Собрании (Ил Тумэн) по поручению Председателя парламента Петра Гоголева 18 декабря 2020 года прошло расширенное заседание комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики с участием комитетов по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, по селу и аграрной политике, по экономической, инвестиционной и промышленной политике.

В расширенном заседании приняли участие народные депутаты Якутии, представители муниципалитетов арктических улусов и общественники. Заседание провели вице-спикер Ил Тумэна

Виктор Губарев

и председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики

Елена Голомарева.

На заседании с докладом выступил заместитель Председателя Правительства РС (Я)

Михаил Никифоров,

который рассказал об обеспечении населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) продовольствием и о ситуации с завозом,


возникшей в конце текущего года.


Информация о докладе вице-премьера Правительства Якутии Михаила Никифорова подготовлена в виде отдельного материала и доступна далее

по ссылке.

Михаил Викторович рассказал о механизме и схеме завоза в арктические улусы Республики Саха (Якутия).  Он сообщил, что


завоз, осуществляемый государственными предприятиями, составляет лишь 10 % от объемов потребления, установленных Законом РС(Я) от 05 декабря 2013 г. 1237-З N 29-V «О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)». На сегодняшний день обеспечением арктических районов продовольственными товарами по государственному заданию занимается единое предприятие, созданное путем объединения АО «Якутоптторг» и ОАО «Туймаада-Агроснаб». Михаил Викторович отметил, что сумма субсидий не увеличивается третий год подряд, при этом объем завозимой продукции повышается. В качестве предложения вице-премьер озвучил необходимость увеличения объемов государственных поставок, т.е. объемов субсидирования на возмещение транспортных затрат.

По словам вице-премьера, сроки поставок в населенные пункты в зимний период 2020 года затянулись из-за климатических условий, позднего открытия автозимников. Из резервного фонда Правительством Республики Саха (Якутия) выделено 25 млн. рублей на дополнительную перевозку до наслегов расширенного ассортимента продовольственных товаров автомобильным и авиационным транспортом в соответствии с заявками от администраций труднодоступных отдаленных населенных пунктов.

Далее народные депутаты Республики Саха (Якутия)

Любовь Явловская,

Виктор Губарев,

Игорь Григорьев, Матвей Евсеев, Владимир Чичигинаров

задали уточняющие вопросы представителю исполнительной власти. Вопросы касались логистики, объемов доставляемой продукции и выделяемых субсидий, разграничения ответственности исполнительных органов власти, текущей работы с Минвостокразвития РФ по выделению федеральных субсидий.

Владимир Чичигинаров уточнился по вопросу завоза жизненно важных лекарственных препаратов в Арктическую зону Якутии по линии «Якутопторг», т.к. частные аптечные сети не удовлетворяют потребность населения. Данное предложение будет включено в рекомендации заседания.

Матвей Евсеев выразил мнение, что все вопросы обеспечения завоза должны быть в ведении одного министерства. Сейчас этот вопрос решается Министерством сельского хозяйства, Министерством транспорта и дорожного хозяйства, Госкомитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).

«У семи нянек дитя без глазу. Необходимо возложить функции завоза на МинАрктики», – подытожил свое предложение народный избранник.

Далее с содокладами выступили вице-спикер Ил Тумэна

Виктор Губарев

и председатель профильного комитета

Елена Голомарева.


В своем выступлении

Виктор Губарев отметил, что обеспечение арктических районов республики продовольствием и жизненно необходимыми товарами проводится крайне недостаточно, а «в половине арктических районов наиболее отдаленных наслегов и сел, вообще неудовлетворительно».

«Сегодня завоз, осуществляемый государственными предприятиями составляет лишь 10 % от объемов, установленных Законом РС(Я). А до 90% продукции завозится предпринимателями, которые не имеют государственных субсидий», – подчеркнул парламентарий.

В связи с этим народный депутат Якутии предлагает оказывать государственную поддержку предпринимателям, которые своими силами доставляют продовольствие на Север.

Народный депутат также предлагает значительно увеличить финансовые средства, выделяемые из республиканского и федерального бюджетов на северный завоз. Необходимо до 2 млрд. руб. в год, что


в три раза больше выделяемых средств на сегодняшний день, выделяемые 700 млн руб. крайне недостаточны, считает Виктор Николаевич.

Виктор Губарев также предложил за 4 года построить планируемые 12 логистических центров во всех арктических районах Якутии на общую сумму в 800 млн. рублей. Парламентарий предложил создать межведомственную комиссию для проработки всей транспортной логистики, изучить положительный опыт Ненецкого автономного округа, где реализуется проект «Северный завоз – замещение ввоза продовольствия и энергоносителей – поддержка местных инициатив». Он призвал принять активное участие в разработке федерального закона о северном завозе. Подытоживая свое выступление, Виктор Николаевич призвал создать в республике единый орган исполнительный власти, отвечающий за обеспечение северного завоза.


Народный депутат Елена Голомарева также отметила, что ситуация усугубляется в связи с изменениями климата и недостаточным финансированием северного завоза

. По словам парламентария, необходимо контролировать обеспечение доставки социально-значимых продовольственных товаров до самих населенных пунктов. Председатель профильного комитета призвала депутатов представительных органов местной власти к активной работе для обеспечения необходимого контроля за завозом продукции.

Председатель профильного комитета Елена Голомарева считает, что на федеральном уровне необходимо предусмотреть новые механизмы государственной поддержки субъектов РФ, имеющих на своих территориях районы с ограниченным сроком завоза грузов, и юридических  лиц, участвующих в мероприятиях по осуществлению северного завоза

На уровне республики Елена Голомарева также предложила создать единый государственный орган для решения вопросов северного завоза. Предлагается создать единую диспетчерскую систему с использованием современных информационных технологий для мониторинга обеспеченности продуктами арктических и северных районов.

Председатель комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике

Павел Петров

в своем выступлении сообщил, что комитетом проведено 11 мероприятий по северному завозу.  Народный депутат проинформировал, что на XXIII внеочередном пленарном заседании, запланированном 23-24 декабря 2020 года, во втором чтении будет рассматриваться проект закона Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза товаров (продукции) в населенные пункты Республики Саха (Якутия) для обеспечения жизнедеятельности населения». «Это очень важный вопрос, который будет регламентировать и определять все вопросы по северному завозу», – отметил Павел Петрович.

Председатель комитета также напомнил о других направлениях северного завоза: обеспечение топливом объектов ЖКХ, обеспечение товарами здравоохранения, образования и культуры. В связи с этим народный депутат Якутии предложил на совместных комитетах в перспективе провести отдельное расширенное заседание по вопросам жизнеобеспечения арктических улусов. Павел Петров поддержал предложение Матвея Евсеева об определении единым оператором северного завоза Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера. Председатель комитета также выразил благодарность народному депутату Любови Явловской, которая подняла вопрос об увеличении «зеленых рейсов» по завозу овощей и картофеля, что сегодня решается правительством. Народный депутат обратил внимание также на запасы углеводородного топлива, которые заканчиваются в некоторых улусах.

Кроме того, Павел Петров поднял вопрос о недостаточном финансировании казенного предприятия «Дороги Арктики», которое строит автозимники. На заседании комитета, которое было проведено в конце ноября т.г., было предложено правительству создать круглогодичную единую логистическую схему по республике с привлечением четырех видов транспорта: авиа, автомобильного, речного и морского. Как считает парламентарий, вопрос тарифов на Севере «находится на ненадлежащем уровне, политика ценообразования в Арктической зоне оставляет желать лучшего». Народный депутат отметил, что часть предложений парламентариев уже учтены правительством, и пожелал дальнейшей эффективной совместной работы.

Далее участники заседания выслушали предложения председателя комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной палаты Республики Саха (Якутия)

Ивана Горохова.

Член Общественной палаты поддержал предложение Елены Голомаревой о принятии на федеральном уровне закона «О северном завозе». Кроме того, он предложил разработать комплексную программу по завозу, в которой должны быть отражены: создание неприкасаемых запасов, вопросы ценообразования и контроля за ценами.

Далее Иван Горохов предложил узаконить понятие автозимников для гарантированного завоза грузов в труднодоступные населенные пункты. Председатель комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной палаты предложил разработать законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», в части включения понятия сезонная автомобильная дорога, отнести автозимники к элементам такой дороги, установить их правовой статус, определить нормативы их обустройства и установить порядок выделения денег из федерального бюджета.

«В свое время, когда случился срыв навигации в 2013 году на Индигирке, мы внесли предложение о создании специализированного дорожного хозяйства «Дороги Арктики». Парламент тогда нас поддержал. Было рекомендовано правительству создать такое предприятие», – рассказал Иван Иванович.

Глава сельского поселения «Тюметинский эвенкийский национальный наслег» Булунского улуса

Александр Захаров

на своем примере рассказал об обеспечении селян социально-значимыми продовольственными товарами, картофелем и овощами. «По итогам «зеленого рейса» от 17 декабря распределено (всего в селе 280 семей) на одну семью 3 кг, картофеля, 1 кг. лука и 15 штук яиц», – сообщил глава муниципального образования.

Александр Захаров рассказал, что в 70-80-е годы прошлого столетия село снабжалось продуктами водным транспортом по линии «Холбос».


В настоящее время в село водным транспортом поступает только дизельное топливо для котельной. Глава поселения предложил рассмотреть доставку в наслег продуктов питания водным транспортом, а также увеличить объемы продукции, поставляемой «зелеными рейсами».

Член Общественной палаты РС(Я)

Татьяна Асаева

подняла вопрос о нехватке социально-значимых пассажирских рейсов из-за вылета так называемых «зеленых рейсов». «Наши предприниматели действительно обеспечивают население продовольственными товарами. Предлагаю Минпреду рассмотреть вопрос об оказании поддержки предпринимателям в Арктической зоне», – заявила Татьяна Асаева.

Заместитель председателя Координационного совета по предпринимательству при Главе Якутии

Ирина Котенко

согласилась с предложением Виктора Губарева о поддержке предпринимателей, занимающихся северным завозом. Она также предложила рассмотреть снижение страховых ставок для малого и микробизнеса, работающего в границах отдельных районов. Ирина Котенко предложила развивать минифирмы для разведения кур, куропаток на Севере, что послужит также и развитию предпринимательства в отдаленных улусах.

Генеральный директор ОАО «Туймаада-Агроснаб» – управляющей организации АО «Якутоптторг»

Николай Алексеев

попросил поддержать законодателей по вопросу установления нормативов потребления 12 социально-значимых товаров, завозимых в труднодоступные населенные пункты. В настоящее время, по словам руководителя снабжающей организации, «каждый глава чисто интуитивно и по наитию делает заявку». Если была бы норма, «Якутопторг» сам бы планировал и контролировал выполнение завоза. Он также предложил изыскать средства для завершения ремонта крупнейшего торгово-логистического центра, 50% ремонта которого проведено силами предприятия. Кроме того, Николай Алексеев предложил построить торгово-логистические центры по бассейнам рек: по Индигирке в п.Белая Гора, Яне – п. Усть-Куйга, Колыме – п.Зеленый мыс. «Мы считаем, что это ключ к решению северного завоза. Это доставка в навигацию овощей. Это сокращение затрат в два раза на авиадоставку за счет сокращения расстояний. Сейчас мы возим из Якутска. При строительстве торгово-логистических центров расстояние сокращается в два раза и увеличивается количество рейсов», – сказал генеральный директор. На первом этапе строительство трех таких центров составит всего 120 млн рублей. Это позволит в будущем расширить ассортимент продукции.

Народные депутаты Республики Саха (Якутия)

Андрей Находкин

, Любовь Явловская,

Иван Данилов,

участники заседания внесли предложения в проект рекомендаций расширенного заседания. Ход реализации рекомендаций будет рассмотрен в 1 квартале 2021 года.

Видео и слайды выступления заместителя Председателя Правительства РС (Я) Никифорова М.В.









Всего 12 видов товаров СЗПТ.



Дополнительно 8 видов товаров.



13 улусов. Дотируется перевозка до районных центров.





Правительство обеспечивает 10% от общего завода продуктов питания.













Вопросы к докладу Никифорова М.В.

















Содоклады Губарева В.Н. и Голомаревой Е.Х.



Далее выступления участников расширенного заседания.  Поразило выступление главы с. Таймылыр Булунского улуса.

Глава сельского поселения «Тюметинский эвенкийский национальный наслег» Булунского улуса

Александр Захаров

на своем примере рассказал об обеспечении селян социально-значимыми продовольственными товарами, картофелем и овощами. «По итогам «зеленого рейса» от 17 декабря распределено (всего в селе 280 семей) на одну семью 3 кг, картофеля, 1 кг. лука и 15 штук яиц», – сообщил глава муниципального образования.



























От Общественной Палаты Республики Саха (Якутия) выступил председатель комиссии по развитию села и арктических территорий Общественной палаты Республики Саха (Якутия)

Иван Горохов.



Уважаемые участники Заседания!

На самом деле северный завоз лихорадит 30 лет – со времен горбачевской перестройки и развала Советского Союза. В советские годы основной объем грузов для большинства арктических улусов доставлялся Севморпутем из Мурманска (З) и Приморья (В) и прочим транспортом.

Сравнивать период «до» и «после» этого события некорректно. В 2020 году на всю Арктику завезено всеми видами транспорта 1022 тонны картофеля, из них 550 тонн «водой». В 90-е годы прошлого века только для одного Верхоянского района грузовыми самолетами АН-12 в «овощную кампанию» перевозилось до 750-780 тонн картофеля и овощей – свежих и качественных. Конечно, сейчас общественно-политическая ситуация другая, но стремиться к этим цифрам необходимо. Население Арктики составляет сегодня всего 68 тыс. человек. Фактически оно является хранителем и гарантом сохранения территорий, языка, культуры, традиционного образа жизни, производства и идентичности коренных малочисленных и других народов Севера.

Общественная Палата РС(Я) вносит следующие предложения:

1.     Рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я):

1.1. Разработать и законодательно закрепить комплексную государственную программу обеспечения продовольственной безопасности, где должны быть ясно отражены вопросы:

– формирования объемов, перечня товаров и услуг централизованных поставок;

– особого режима завоза продовольствия;

– создания страховых (неприкосновенных) запасов ТЭР и продуктов питания первой необходимости;

– ценообразования, включая коммерческие структуры, в т.ч. тарифы транспортного комплекса;

– контроля по всем вопросам северного завоза;

– финансирования, субсидирования.

В России существует парадокс – нет понятия автозимников. В связи с чем необходимо:

1.2. Разработать законопроект и выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ по внесению изменений и дополнений в ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» в части включения понятия «сезонные автомобильные дороги» в Арктической зоне, к которым необходимо отнести

автозимники, как элемент дорожной сети

; установления их правового статуса, определения нормативов обустройства, содержания, эксплуатации и порядка выделения финансовых средств из федерального бюджета.

2.     Рекомендовать Правительству РС(Я):

2.1.Оптимизировать структуру и количество участников северного завоза с передачей полномочий общего руководства и координации Министерству по делам Арктики  и народов Севера РС(Я).

2.2. Поддержать предложения Общественной Палаты РС(Я) о необходимости возрождения депонационного фонда страховых запасов ТЭР и продуктов питания, создания для этого складского хозяйства и строительства овощехранилищ.

2.3. Разработать научное обоснование:

– регулирования автодорожной и автотранспортной деятельности, логистики и объемов доставки народно-хозяйственных грузов в Северо-Восточную опорную зону России по вопросам совершенствования системы товародвижения и рационализации схемы завоза грузов в арктические и северные улусы;

– рекомендаций по ускорению ледостава и созданию сети автозимников направленного действия с использованием экстремально-низких температур атмосферного воздуха.

Данный вопрос напрямую касается Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), заказчиков и всех подрядных организаций. И в первую очередь, Казенное предприятие РС(Я) «Дороги Арктики», которое занимается автозимниками, протяженностью 6000 км, устраиваемыми в основном по бесчисленным водоемам.

Искусственное наращивание толщины ледовых зимников может продлить перевозку грузов автотранспортом до 5,5 мес. за зимний сезон, вместо 4-х обычно, а это дополнительные десятки тысяч грузов, крайне необходимые для Севера.

Кстати, «Дороги Арктики» созданы по рекомендации Гос. Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), по нашей инициативе совместно с Виктором Николаевичем Губаревым, в целях обеспечения гарантированной перевозки грузов автотранспортом – дублирование водного транспорта

В чате во время заседания шла активная переписка.

































Завершение расширенного заседания.



Ссылки на доклады:



Елена Голомарева: Необходимо работать с федеральной властью для обеспечения северного завоза



Виктор Губарев: Необходимо поддержать предпринимателей, занимающихся северным завозом



Вице-премьер Михаил Никифоров рассказал о завозе социально-значимых продовольственных товаров в Арктику на расширенном заседании в Ил Тумэне


ТЕКСТОВАЯ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ С РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ИЛ ТУМЭН ПО ПРОДОБЕСПЕЧЕНИЮ АРКТИКИ (Начато в 10.00, завершено в 12.35)

Мне, как представителю общественности, понравилось что исполнительная и законодательная ветви власти в Республике Саха (Якутия) отреагировали на обращение доктора социологических наук Ульяны Винокуровой

“Якутская Арктика в беде!”


ОБРАЩЕНИЕ

Заместителю председателя правительства РС(Я)

Никифорову М.В.

Заместителю председателя

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Губареву В.Н.

Уважаемый Михаил Викторович!

Уважаемый Виктор Николаевич!

Расширение границ малонаселенной Арктической зоны Якутии, глобальное потепление, изменившее сроки эксплуатации зимников, ковидная ситуация вызвали необходимость  разработки и принятия Программы продовольственной безопасности Якутской Арктики. Так, соседний Билибинский муниципальный район Чукотского АО утвердил новый перечень социально значимых продовольственных товаров, услуги по реализации которых населению финансируются за счёт субсидий на обеспечение жителей поселений муниципального образования социально значимыми продовольственными товарами. Принятые в 2010 году правительством РФ, в 2012 г. правительством РС(Я) Перечни социально значимых продовольственных товаров не соответствуют и не учитывают всего комплекса условий реального качества жизни населения Арктики. Кроме того, замена ранее действовавшей нормы  «государственный заказ» на «задание» изменила суть правовой гарантии продовольственной безопасности населения Якутской Арктики. Полумеры муниципалитетов по регулированию торговых надбавок не сдерживают выжимания денег у населения. Не зря говорят о геноциде цен в Арктике, что означает питаться людскою бедой.  Якутоптторг поддерживает продуктами нищее население в долг. Ввиду удаленности закупленные продукты доставляются через год, просроченными.

Нами проведен опрос населения всей Якутской Арктики методами фотографирования цен в торговых точках, гражданской науки, интервью, анализа статданных. Выявлено крайне тревожное положение в большинстве арктических поселений. Ввиду отсутствия зимнего завоза, с одной стороны,  в продаже нет продуктов питания, с другой – отмечается неоправданно высокие цены.  В большинстве удаленных сел отсутствуют не только стратегический запас продовольствия, но и продукты повседневного питания, в некоторых селах нет ни магазинов, ни торговых точек. Нет установленного запаса продуктов по январь месяц. Нет детского питания. Не контролируется произвольность цен на продукты госзадания. Так, в с.Тумат Усть-Янского улуса 30 шт. яиц стоят 1200 рублей, в Саккырыре  – колбаса вареная – 900 р. за 1 кг., . в с.Хонуу  – 1 кг картофеля – 380 р.   Есть «блокадные» улусы, у которых нет речного транспорта, удаленные от межулусных перевалочных баз, внутриулусных дорог и открытие зимников ежегодно отодвигается в более поздние сроки.

Ковидная ситуация  снизила объем продаж почти в два раза, что привела предпринимателей в сфере торговли к банкротству. Кто-то продал квартиру, другой – автомашину, чтобы оплатить налоги. Малый бизнес в Арктике не получил никакой поддержки в пандемию. Без системной государственной поддержки малый бизнес в Арктике обречен на вымирание, что обрекает в свою очередь  население на голод.

Государственный протекционизм в советское время сопровождался поддержкой традиционного самообеспечения рыбой, мясом, дичью, подсобным хозяйством. А теперь, некие силовики лезут в погреби к старикам, сжигают рыболовные снасти, ловят тундровиков- исконных хозяев без паспорта, гоняются за ними как за изгоями. А в это время хищники-амбалы беспрепятственно бродят в поисках мамонтовых бивней, по пути опустошая съестные припасы в магазинах.

Из села Таймылыр Булунского улуса, признанного  Опорной точкой Арктической зоны,  утвердившего на днях мощный план развития, пишут:

«Мы бы вам  написали, что сколько стоит в магазинах поселка. Но увы, нечего написать… Потому что у нас в магазинах совсем ничего нету, может вам покажется смешным… да да, некоторые даже смеются, когда всем говорю, что в магазинах соли даже нету. В поселке около 800 населения».

Жители села Борогон сообщают, что

«ничего нет в магазинах: ни соли, ни круп, ни макаронных изделий, растительного масла, печенья, сладостей, стиральных порошков и т.д.  Вертолеты пустые почти еженедельно прилетают  и увозят огромное количество добытой рыбы».

За них беспокоятся из соседнего улуса, сообщают, что

«Беда, когда есть нечего у борогонцев»

. Такая же ситуация в селах Абыйского улуса.

Вот что пишет житель Верхнеколымского улуса:

«Качество жизни в арктическом районе(верхнеколымском) очень низкое: нищета и разруха, зарплаты не хватает даже на себя ну а если дети родились то из нищеты уже не выбраться, в магазинах продукты просроченные, связь только голосовая, а интернет медленный и дорогущий, старики умирают, а молодые бегут без оглядки. Цены продуктовые посмотрите в Якутске и  умножайте на 3, мебель бытовая техника по цене якутска+ доставка как договоритесь, много чего нету в магазинах, почта не работает ну и т.д. Сбежать пока не можем, денег нету, но скоро


терпение кончится и побежим в трусах с авоськой. У меня оклад 15592 р., при этом прожиточный минимум 21350р в районе. Конечно, надбавками накручивают зарплату до Якутска~50000р, но для Арктики это очень мало- люди кто может бегут».

Далее из этого же улуса:

«В Зырянке Nestogen бывает с перебоями, но он не всем подходит, нам не пошло. Мы с Якутска возим NAN 1500р банка. Думаю лет через 10 отсутствие детского питания не будет проблемой. В районе остаются старики а молодые бегут. Сам живу в с.Угольное, в этом году родились два малыша, и я думаю они последние, потому что молодых больше нету, да мы и сами долго думали ,рожать или аборт делать. Решились на нищету до гробовой доски, но с детками».

Многодетний отец из Томмота Алданского района позвонил, чтобы поблагодарить и замолвить слово за сеть «Светофор», открывший у них магазин с приемлемыми ценами. Алдан – не Арктика, но приятно ловить луч добра.

Такова ситуация в Якутской Арктике, где проживают 68 тысяч человек на 1,7 млн.кв.км.  Приличное снабжение сложилось только в Анабарском улусе, где создали муниципальную торговлю в партнерстве с социально ответственным бизнесом.

Вывод ясен:

Якутская Арктика – в беде!

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Создать правительственную комиссию по анализу продовольственного снабжения населения Якутской Арктики.

2. Разработать республиканскую программу продовольственной безопасности, в которой предусмотреть субсидии на обеспечение жителей  социально значимыми продовольственными товарами, обеспечение транспортной инфраструктурой, упорядочить и снизить тарифы, разработать эффективную логистику, поддержку местного производителя продуктов питания, обосновать ценообразование, расширение перечня социально значимых товаров, предусмотреть субсидии арктическим предпринимателям на транспортные расходы, предоставляющим услуги по обеспечению продуктами питания и товарами первой необходимости.

3. Определить комплекс технологий по повышению качества жизни в Арктике, обеспечивающих долгосрочные экологические технологии по обеспечению энергетикой, устойчивой связью, агрокультурой, зеленой экономикой, транспортом, в целом качество жизни.

4. Внести в практику введение продовольственных карточек для населения Арктики (68 тыс.чел.) для безналичных расчетов по субсидиям из федерального и республиканского бюджетных средств.  Программа по введению продовольственных карточек для малоимущих была внесена в правительство РФ в сентябре 2015 года. Настало время использовать ее для Арктики.

5. Обеспечить условия для создания муниципальной торговли по примеру Анабарского улуса.

6. Внести в ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в АЗ РФ»   поддержку местных предпринимателей, занятых в сфере продовольственного обеспечения,  в части компенсации  расходов на зарплаты во время вынужденного простоя, части трат на теплоносители,  кредитных каникул, отсрочки по выплатам налогов и страховых взносов, льготного кредитования,  компенсаций процентных ставок,  изменения сроков, введения государственного заказа в виде северного завоза.


У.А.Винокурова,


Доктор социологических наук, Почетный полярник РФ,


Почетный гражданин Среднеколымского улуса


7 декабря 2020 г.

Главная проблема в том, что согласно федерального законодательства нет возможности предоставлять субсидии на транспортные расходы для частного бизнеса, который на свой страх и риск доставляет 90% продуктов питания в арктические улусы.

Мои посты об И.И.Горохове:


Как проложить зимник на месяц раньше? Круглый стол в Общественной Палате РС (Я)!


Иван Горохов – о масштабных планах и исторических параллелях!


Иван Горохов о набережной города Покровска!

Моя страница в Дневниках якт ру.:

https://nikbara.ykt.ru/

Мой сайт:

https://nikbara.ru/

Мой канал в «Яндекс Дзен» –

NikBara

Просьба подписаться на мой канал “Николай Барамыгин” на Ютуб!


https://www.youtube.com/c/НиколайБарамыгин

И на мои аккаунты в социальных сетях!

Я в Инстаграме @nb2015p

Персональная страница в “Фейсбуке”:

https://www.facebook.com/nikbaramygin/

«Одноклассниках»

https://ok.ru/profile/500676253992

«В контакте»

https://vk.com/nbaramygin

“Твиттер”

https://twitter.com/NBaramygin

Добавить комментарий